Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:25, доклад
Феномен «институциональных ловушек» стал одной из серьезных проблем, с которой столкнулось российское правительство при проведении рыночных реформ. В терминах неоинституциональной теории «институциональная ловушка» -- это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер». Ее устойчивость означает, что при небольшом временном внешнем воздействии на систему последняя остается в «институциональной ловушке», лишь незначительно меняя параметры своего состояния, а после снятия возмущения возвращается в прежнее состояние. После того как «институциональная ловушка» сформировалась, возврат к начальным (дореформенным) условиям не приводит к ее разрушению: имеет место так называемый институциональный аналог известного из макроэкономической теории эффекта гистерезиса -- влияние прошедших событий на естественные значения экономических переменных.
Однако
и преждевременная, неподготовленная
либерализация внешней торговли
чревата попаданием в институциональную
ловушку. Представим себе технологически
отсталую страну, богатую сырьевыми
ресурсами, которые перерабатываются
в потребительские блага столь
низкого качества, что их продажа
на мировом рынке невозможна. Для
нее краткосрочная оптимальная
стратегия состоит в
С
учетом кумулятивного эффекта
В условиях нестабильной политической системы, отсутствия механизмов преемственности власти более вероятна реализация краткосрочной стратегии. Чем дольше реализуется политика "проедания ресурсов", тем выше трансформационные издержки перехода к более рациональной норме поведения. Система оказывается в институциональной ловушке.
Кумулятивный
эффект массовой безработицы и "шокового"
столкновения с более развитыми
экономическими системами рельефнее
всего сказался на "отсталых народах"
российского Севера. Их быстрая (в
течение нескольких десятилетий) деградация
несмотря на обширные дотации после
попыток их немедленного приобщения
к европейской цивилизации
3.3 Выход из институциональной ловушки
Эффекты координации, обучения и сопряжения уменьшают трансакционные издержки действующей нормы и увеличивают издержки ее трансформации; благодаря этому выход из институциональной ловушки связан с высокими затратами. Требуется масштабное изменение фундаментальных или организационных факторов, например, радикальное ужесточение наказания за отклонение от общественно эффективной нормы. Такая стратегия сопряжена с высокими издержками и в свою очередь может порождать неблагоприятные кумулятивные эффекты. История борьбы с неплатежами и неуплатой налогов в России показывает, насколько труден этот вариант выхода из институциональной ловушки.
Имеются основания предполагать, что с течением времени в экономической системе спонтанно формируются механизмы, способствующие выходу из институциональной ловушки. Если рыночная инфраструктура несовершенна и соответственно издержки рыночных трансакций велики, то неизбежен спонтанный процесс укрупнения фирм. Такой процесс наблюдался практически во всех "переходных" экономиках, включая послевоенную Японию, Южную Корею, Францию. Происходит он и в России. Укрупнение корпораций частично снимает проблему бартера и неплатежей, облегчает сбор налогов, препятствует криминализации, правда за счет усиления монопольной власти.
Во-первых,
поведение агента формирует его
репутацию и тем самым
Неспособность правительств найти "мягкий", управляемый выход из институциональных ловушек является, видимо, одной из основных причин системных кризисов, наблюдаемых сейчас в ряде развивающихся и переходных экономик.