Институциональные ловушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:25, доклад

Описание работы

Феномен «институциональных ловушек» стал одной из серьезных проблем, с которой столкнулось российское правительство при проведении рыночных реформ. В терминах неоинституциональной теории «институциональная ловушка» -- это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер». Ее устойчивость означает, что при небольшом временном внешнем воздействии на систему последняя остается в «институциональной ловушке», лишь незначительно меняя параметры своего состояния, а после снятия возмущения возвращается в прежнее состояние. После того как «институциональная ловушка» сформировалась, возврат к начальным (дореформенным) условиям не приводит к ее разрушению: имеет место так называемый институциональный аналог известного из макроэкономической теории эффекта гистерезиса -- влияние прошедших событий на естественные значения экономических переменных.

Файлы: 1 файл

Глава 3.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

Однако  и преждевременная, неподготовленная либерализация внешней торговли чревата попаданием в институциональную  ловушку. Представим себе технологически отсталую страну, богатую сырьевыми  ресурсами, которые перерабатываются в потребительские блага столь  низкого качества, что их продажа  на мировом рынке невозможна. Для  нее краткосрочная оптимальная  стратегия состоит в интенсификации экспорта сырья, сворачивании внутреннего  производства и расходовании экспортной прибыли преимущественно на потребление. Это, однако, приведет к закрытию предприятий  обрабатывающей промышленности и к  массовой безработице. Если безработица  охватит значительную часть населения, она наверняка будет сопровождаться разрушительным кумулятивным эффектом: снижением качества рабочей силы, ростом дифференциации доходов и  социальной напряженности, криминализацией и общественной апатией. Такая политика неизбежно должна привести к краху экономики после исчерпания природных ресурсов либо даже раньше - при ухудшении мировой конъюнктуры.

С учетом кумулятивного эффекта оптимальная  долгосрочная стратегия должна состоять в субсидировании местного производства с постепенным замещением его  современными технологиями, приобретенными на доходы от экспорта.

В условиях нестабильной политической системы, отсутствия механизмов преемственности  власти более вероятна реализация краткосрочной  стратегии. Чем дольше реализуется  политика "проедания ресурсов", тем выше трансформационные издержки перехода к более рациональной норме поведения. Система оказывается в институциональной ловушке.

Кумулятивный  эффект массовой безработицы и "шокового" столкновения с более развитыми  экономическими системами рельефнее  всего сказался на "отсталых народах" российского Севера. Их быстрая (в  течение нескольких десятилетий) деградация несмотря на обширные дотации после  попыток их немедленного приобщения к европейской цивилизации является серьезным предостережением сторонникам "шоковой терапии". Другой факт - обнаруженная недавно отрицательная  корреляция между богатством природными ресурсами и ростом экономики  в развивающихся странах, видимо, свидетельствует о том, что соблазна краткосрочной стратегии трудно избежать.

3.3 Выход из институциональной  ловушки

Эффекты координации, обучения и сопряжения уменьшают трансакционные издержки действующей нормы и увеличивают издержки ее трансформации; благодаря этому выход из институциональной ловушки связан с высокими затратами. Требуется масштабное изменение фундаментальных или организационных факторов, например, радикальное ужесточение наказания за отклонение от общественно эффективной нормы. Такая стратегия сопряжена с высокими издержками и в свою очередь может порождать неблагоприятные кумулятивные эффекты. История борьбы с неплатежами и неуплатой налогов в России показывает, насколько труден этот вариант выхода из институциональной ловушки.

Имеются основания предполагать, что с  течением времени в экономической  системе спонтанно формируются  механизмы, способствующие выходу из институциональной  ловушки. Если рыночная инфраструктура несовершенна и соответственно издержки рыночных трансакций велики, то неизбежен  спонтанный процесс укрупнения фирм. Такой процесс наблюдался практически  во всех "переходных" экономиках, включая послевоенную Японию, Южную  Корею, Францию. Происходит он и в  России. Укрупнение корпораций частично снимает проблему бартера и неплатежей, облегчает сбор налогов, препятствует криминализации, правда за счет усиления монопольной власти.

Во-первых, поведение агента формирует его  репутацию и тем самым оказывает  кумулятивный эффект на его возможности  в будущем. Во-вторых, в поведении  агентов важное значение имеет имитационная составляющая - использование стратегий, с успехом примененных другими  агентами. Хотя коррупционное равновесие может быть экономически выгодным в  краткосрочной перспективе, при  достаточном разнообразии агентов  некоторые из них будут придерживаться альтернативной нормы, проще говоря, не будут брать взяток. С течением времени они получат преимущество перед другими благодаря высокой  репутации. Это должно побудить других чиновников имитировать их поведение. Подчеркнем, что фундаментальные  и организационные факторы могут  способствовать либо препятствовать спонтанному  выходу системы из институциональной  ловушки.

Неспособность правительств найти "мягкий", управляемый  выход из институциональных ловушек  является, видимо, одной из основных причин системных кризисов, наблюдаемых  сейчас в ряде развивающихся и  переходных экономик.


Информация о работе Институциональные ловушки