Институты и их роль в экономической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

Определить, что такое институты, непросто. Институты весьма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие.
В литературе можно встретить несколько различных определений институтов
1. институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;
2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;
3. институты определяются как организационные структуры, например, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;

Содержание работы

Оглавление
1.Определение института. Формальные правила и неформальные нормы. 2
1.2 Неформальные правила. 3
1.3 Формальные правила. 7
2. Роль институтов в жизни общества. 1

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Школа Экономики и Менеджмента

ДОКЛАД  НА ТЕМУ:

«Институты  и их роль в жизни общества»

 

по дисциплине  «Экономика»

Специальность Коммерция 080301 (торговое дело)

 

 

Выполнил  студент  гр.с 1209

_________________ С.С. Горбенко

 

Проверила Савченко И. И. 

 

   

г. Владивосток

2012

 

 

Оглавление

1.Определение института.  Формальные правила и неформальные  нормы. 2

1.2 Неформальные правила. 3

1.3 Формальные правила. 7

2. Роль институтов  в жизни общества. 12

 

1.Определение института. Формальные правила и неформальные нормы.

Определить, что такое  институты, непросто. Институты весьма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие.

В литературе можно встретить  несколько различных определений  институтов

1. институты определяются  как «правила игры», которые  структурируют поведение организаций  и индивидов в экономике;

2. институты определяются  как культурные нормы, вера, менталитет;

3. институты определяются  как организационные структуры,  например, финансовые институты  — банки, кредитные учреждения;

4. понятие «институт»  может использоваться применительно  к личности или к определенному  посту (например, институт президентства);

5. теоретико-игровой подход  рассматривает институты как  равновесие в игре.

Институт (institution) — созданные человеком правила, которые ограничивают поведение людей и упорядочивают взаимоотношения между ними, что становится возможным, когда правила подкрепляются соответствующим механизмом принуждения к их соблюдению. 

1.2 Неформальные правила.

Неформальные правила, подобно  правилам формальным, ограничивают поведение  людей. Чем, однако, правила неформальные отличаются от формальных правил? Как  провести различие между ними?

Можно рассматривать в  качестве формальных те правила, нарушение  которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание  в виде тюремного заключения или  остракизма. Подобный подход к определению  неформальных правил предполагает, что  государство не является необходимой  предпосылкой для их существования. Неформальные правила, согласно этому  подходу, не накладывают жестких  ограничений на действия людей, они  лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение  неформальных правил следует не строгое  наказание, а, в худшем случае, неодобрение  общества. Неформальные правила являются, в соответствии с этим подходом, обязательными только в моральном  смысле или с точки зрения приличий и хорошего вкуса. Подобный подход к  проведению границы между формальными  и неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм»

К неформальным правилам относят:

  • Навыки
  • Условности
  • Традиции
  • Привычки

Санкции за неисполнение:

  1. Автоматическая санкция. Классический пример автоматической санкции за нарушение нормы это наказание за несоблюдение правил дорожного движения. Тот водитель, который нарушает правило правостороннего движения в стране, где оно является нормой, просто столкнется со встречным автомобилем. Нарушитель в данном случае наказывается автоматически, без чьего-либо намеренного вмешательства. Норма, которая поддерживается автоматической санкцией, называется самовыполняющейся нормой (self-enforcing norm). Другим примером самовыполняющейся нормы может служить язык. Если вы не говорите на языке ваших торговых партнеров, то они вас не поймут и вам не удастся заключить выгодную сделку.
  2. Вина. Чувство вины, которое испытывает человек, нарушивший норму поведения, это внутренняя санкция. Нарушитель испытывает угрызения совести, если он нарушил социальную норму, ставшую его внутренним убеждением в результате соответствующего образования и воспитания, независимо от внешних последствий. Многие люди чувствовали бы себя плохо, если бы воровали, даже если бы они были уверены, что их не поймают.
  3. Стыд. Нарушитель чувствует, что его действия понизили его в глазах других людей. Стыд это внешняя санкция за нарушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются результатом воспитания, как формального, так и неформального. Однако стыд отличается от вины тем, что он требует распространения информации о нарушении. Чтобы санкция стала действенной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о нарушении правил.
  4. Информационная санкция. Действия нарушителя нормы могут раскрыть некоторую информацию о нем, которую он предпочел бы скрыть. Молодой человек, который хочет получить расботу, но приходит на интервью с работодателем небрежно одетым, ненамеренно подает сигнал о том, что он не очень серьезно относится к этой встрече и что его не очень беспокоит, получит ли он эту работу или нет. В данном случае предполагается, что нарушение нормы поведения каким-то образом непосредственно связывается с обладанием нежелательными качествами, и поэтому люди наказывают нарушителя, отказываясь иметь с ним дело.
  5. Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны. В этом случае нарушитель нормы наказывается действиями лица, пострадавшего от этого нарушения. Данный вид санкции не требует распространения информации о нарушении. Человек, осуществляющий наказание это единственное лицо, которому необходимо знать о нарушении нормы. Но в этом случае, однако, могут возникнуть проблемы с осуществлением наказания за нарушение нормы, потому что оно здесь, в отличие от случаев, рассмотренных выше, не является бесплатным, а связано с определенными издержками, которые целиком возлагаются на лицо, осуществляющее наказание.
  6. Многосторонние санкции, требующие издержек. Многосторонняя санкция требует гораздо больше информации, чем санкция двусторонняя. Информация о нарушении должна быть распространена среди членов общества. В случае многосторонней санкции также остро стоит проблема безбилетника,** так как в наказании участвует большое
  7. число людей и возникает необходимость в определенном принуждении лиц, которые должны осуществлять наказание. Но в то же время издержки каждого наказывающего будут меньше, чем в случае двусторонней санкции. Спектр возможных наказаний здесь очень широк на одном конце находится остракизм изгнание из общества, а на другом косой взгляд, как выражение неодобрения без какого-либо ощутимого наказания. Итак, несоблюдение нормы, как мы видим, связано с определенными издержками. Рационально мыслящий индивид сопоставит выгоды от несоблюдения нормы с издержками, которые он при этом понесет, и на основании этого сопоставления сделает рациональный выбор. Роберт Аксельрод приводит следующий пример [Цит. по: Норт, 1997б, с. 61]. Вечером накануне намеченной дуэли с Аароном Бэрром, Александр Гамильтон (американский политический деятель, один из ведущих участников Войны за независимость Америки) взял бумагу и записал перечень доводов в пользу отказа от дуэли; главный довод заключался в том, что его могут убить (и он действительно был убит). Но Гамильтон понимал, что упадет в глазах общества, если откажется от поединка. Издержками отказа от дуэли, т.е. нарушения неформального правила, для Гамильтона было бесчестье. Он сравнил выгоды (сохранения своего доброго имени в глазах окружающих) с издержками нарушения неформального правила и сделал рациональный выбор.

 

Условия эффективности  неформальных правил

Эффективность неформальных институтов в регулировании жизни  определенного сообщества зависит  от ряда условий [Posner, 1997, p. 366], в числе которых можно указать на следующие:

1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем легче определить нарушителя норм и тем ниже издержки тех, кто подвергает нарушителя наказанию.

2. Величина издержек, которые  несет нарушитель, подвергающийся наказанию. Издержки, вызванные остракизмом, обратно пропорциональны уровню дохода. В богатом обществе с развитой системой социального страхования и наличием альтернативных возможностей получения доходов индивиды меньше зависят от расположения определенного сообщества. Оба эти условия — небольшой размер группы и высокие издержки, которые несет нарушитель, подвергающийся остракизму, выполнялись в первобытных изолированных сообществах. Поэтому там система правосудия, основанная на неформальных правилах, была достаточно эффективной.

3. Третьим условием является  статичный характер общества, в  котором действуют неформальные  правила. Если общество меняется быстро, то управление, основанное на нормах, не удовлетворяет потребности общества. Социальные нормы изменяются 42 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения

 

1.3 Формальные правила.

По мере становления более  сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммерческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в традиции общего права действовал принцип: “Judges must find common law” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем праве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило государство.

Формальные правила включают:

1. политические правила;

2. экономические правила;

3. контракты.

Совокупность этих правил организована в виде иерархии [Норт, 1997б, с. 68]. На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Политические правила  определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений  и устанавливают способы осуществления  контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.

медленно, и тогда при  создании нормы проблема безбилетника остро не стоит. Когда издержки изменения  нормы малы, тот факт, что лицо, которое меняет норму, не может получить большую часть выгод, не является препятствием для создания нормы. Если же развитие общества становится динамичным, а централизованной власти, которая создавала бы или меняла нормы, нет, то необходимые серьезные изменения норм осуществить сложнее из-за высоких издержек.

<

Информация о работе Институты и их роль в экономической жизни общества