Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, реферат
Определить, что такое институты, непросто. Институты весьма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие.
В литературе можно встретить несколько различных определений институтов
1. институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;
2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;
3. институты определяются как организационные структуры, например, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;
Оглавление
1.Определение института. Формальные правила и неформальные нормы. 2
1.2 Неформальные правила. 3
1.3 Формальные правила. 7
2. Роль институтов в жизни общества. 1
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
Школа Экономики и Менеджмента |
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Институты и их роль в жизни общества»
по дисциплине «Экономика»
Специальность Коммерция 080301 (торговое дело)
Выполнил студент гр.с 1209 _________________ С.С. Горбенко
Проверила Савченко И. И.
| |
г. Владивосток
2012
Оглавление
1.Определение института.
Формальные правила и
1.2 Неформальные правила. 3
1.3 Формальные правила. 7
2. Роль институтов в жизни общества. 12
Определить, что такое институты, непросто. Институты весьма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие.
В литературе можно встретить
несколько различных
1. институты определяются
как «правила игры», которые
структурируют поведение
2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;
3. институты определяются
как организационные структуры,
4. понятие «институт»
может использоваться
5. теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.
Институт (institution) — созданные
человеком правила, которые ограничивают
поведение людей и упорядочивают взаимоотношения
между ними, что становится возможным,
когда правила подкрепляются соответствующим
механизмом принуждения к их соблюдению.
Неформальные правила, подобно правилам формальным, ограничивают поведение людей. Чем, однако, правила неформальные отличаются от формальных правил? Как провести различие между ними?
Можно рассматривать в
качестве формальных те правила, нарушение
которых влечет за собой достаточно
суровые санкции, например, наказание
в виде тюремного заключения или
остракизма. Подобный подход к определению
неформальных правил предполагает, что
государство не является необходимой
предпосылкой для их существования.
Неформальные правила, согласно этому
подходу, не накладывают жестких
ограничений на действия людей, они
лишь облегчают жизнь в обществе,
делают ее более приятной. За нарушение
неформальных правил следует не строгое
наказание, а, в худшем случае, неодобрение
общества. Неформальные правила являются,
в соответствии с этим подходом,
обязательными только в моральном
смысле или с точки зрения приличий
и хорошего вкуса. Подобный подход к
проведению границы между формальными
и неформальными правилами
К неформальным правилам относят:
Санкции за неисполнение:
Условия эффективности неформальных правил
Эффективность неформальных институтов в регулировании жизни определенного сообщества зависит от ряда условий [Posner, 1997, p. 366], в числе которых можно указать на следующие:
1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем легче определить нарушителя норм и тем ниже издержки тех, кто подвергает нарушителя наказанию.
2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся наказанию. Издержки, вызванные остракизмом, обратно пропорциональны уровню дохода. В богатом обществе с развитой системой социального страхования и наличием альтернативных возможностей получения доходов индивиды меньше зависят от расположения определенного сообщества. Оба эти условия — небольшой размер группы и высокие издержки, которые несет нарушитель, подвергающийся остракизму, выполнялись в первобытных изолированных сообществах. Поэтому там система правосудия, основанная на неформальных правилах, была достаточно эффективной.
3. Третьим условием является
статичный характер общества, в
котором действуют
По мере становления более сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммерческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в традиции общего права действовал принцип: “Judges must find common law” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем праве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило государство.
Формальные правила включают:
1. политические правила;
2. экономические правила;
3. контракты.
Совокупность этих правил организована в виде иерархии [Норт, 1997б, с. 68]. На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.
Политические правила
определяют в самом общем виде
иерархическую структуру
медленно, и тогда при создании нормы проблема безбилетника остро не стоит. Когда издержки изменения нормы малы, тот факт, что лицо, которое меняет норму, не может получить большую часть выгод, не является препятствием для создания нормы. Если же развитие общества становится динамичным, а централизованной власти, которая создавала бы или меняла нормы, нет, то необходимые серьезные изменения норм осуществить сложнее из-за высоких издержек.
<Информация о работе Институты и их роль в экономической жизни общества