Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать преимущества и недостатки различных экономических систем.
В данной курсовой работе рассматривается два вида экономических систем: Командную экономическую систему и Рыночную экономическую систему. Детальнее рассмотрю сравнительный анализ этих экономических систем. Так же проанализирую Россию в системе рыночной экономической системе.

Содержание работы

Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48

Файлы: 1 файл

курсовая гот.вар..docx

— 129.75 Кб (Скачать файл)

        5.Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции института государства:

        1.Защита существующего способа производства, экономической и социальной системы;

        2.Подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами);

        3.Управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах);

        4.Охрана общественного порядка и поддержание дисциплины;

        5.Регулирование социальных отношений;

        6.Культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

         2.1.2. Институт корпораций

          На современном этапе корпоративные структуры рассматриваются как институты, обладающие способностью к высокой концентрации капитала и его последующему использованию в целях модернизации ведущих отраслей национальной экономики. Современная характеристика корпораций:

- за базовую модель корпоративного института принимаются американский тип корпораций, при этом конкретизируется специфика корпораций тех или иных стран;

- корпорация рассматривается не просто как технологическое образование, обеспечивающее трансформацию ресурсов в продукт, но также как упорядочивающая взаимодействие между людьми структура;

- с институциональной точки зрения в корпорации значима не ее производственная деятельность, а то, что называется «пучком контрактов». Однако данная концепция не соответствует российской действительности, с широко распространившейся практикой невыплаты зарплат, перевода на неполный рабочий день по инициативе администрации, неплатежей и других явлений подобного типа, превращающих заключение контрактов, по существу, в ничтожные сделки;

- то новое, что привносит корпорация как особая форма организации фирмы, заключается в появлении особой группы участников контрактных отношений – акционеров.

Непосредственной и важнейшей  составляющей цели корпорации является согласование интересов всех участников корпоративных отношений и подчинение их институциональной цели фирмы, которая  заключается в обеспечении бессрочного  существования корпорации.

Институт корпораций играет роль фактора формирования институциональной  организации хозяйственной среды, которая заключается в активном влиянии фирмы на формирование норм хозяйственного поведения путем  переноса внутрифирменных норм на хозяйственный  оборот, а также в ее воздействии  на перестройку отраслевой организации.

Особенности формирования и  функционирования корпоративных институтов в России:

- корпоративные институты в России возникли в результате ускоренной приватизации предприятий и операций на рынке государственных ценных бумаг, который аккумулировал подавляющую часть внутренних и иностранных инвестиций;

- в российской промышленности исторически сложились модели хозяйственных форм и укладов: экономика России остается экономикой высококонцентрированных производств и может быть эффективной только при их сохранении и развитии;

- в формировании крупных корпоративных структур усиливается неравномерность, складывается дисбаланс в экономической системе, связанный с усилением монопольных позиций целых секторов хозяйства. Образование суперхолдингов и конгломератов на основе союзов привилегированных, ориентированных на экспорт компаний и крупнейших банков, стратегических альянсов этих групп с западными транснациональными корпорациями создает принципиально новую ситуацию для всей российской экономики.

         2.1.3. Институт собственности

         Собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ. Экономическая природа собственности связана с экономической деятельностью людей и представляет собой фундаментальное базовое отношение между людьми.

Институт собственности (в особенности институт частной  собственности) обладает священным  правом в традициях, обычаях, культуре людей и в праве (законодательном).

Собственность определяет:

- способ соединения рабочей силы со средствами производства;

- формы обмена благами (рыночный или общественный характер);

- способ потребления (индивидуальное и коллективное потребление);

- экономическое устройство социального, политического и нравственного устройства общества.

Собственность коренится  в самой природе экономической  деятельности, т. е. экономическая деятельность невозможна без присвоения.

Экономически различают  индивидуальное, коллективное и общественное присвоение. Соответственно этому выделяется индивидуальная, коллективная и общественная (государственная, муниципальная) собственность  как экономические категории  или самостоятельные формы собственности. В части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная (соответствует индивидуальному и коллективному присвоению), государственная, муниципальная и иные формы собственности. В новом Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам приобретения и прекращения права собственности посвящено 25 статей, что почти в два раза превышает объём соответствующего нормативного материала в ГК РСФСР (глава 13).

          2.1.4.Институт прав собственности

         У истоков экономической теории прав собственности стояли два известных американских экономиста – Р. Коуз и А. Алчиан. В своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность».

Полный пучок прав состоит  из следующих 11 элементов:

        1.Право владения;

        2.Право использования;

        3.Право управления;

        4.Право на доход;

        5.Право на суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

        6.Право на безопасность;

        7.Право на передачу благ в наследство;

        8.Право на бессрочность обладания благом;

        9.Запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде;

        10.Право на ответственность в виде взыскания;

        11.Право на остаточный характер, т.е. право на восстановление прав.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом  поведенческие отношения между  людьми, которые возникаю в связи  с существованием благ и касаются их использования.

Права собственности –  это права контролировать использование  ресурсов и распределять возникающие  при этом затраты и выгоды. Именно права собственности – или  то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким  именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

         2.1.5. Институт трансакций

         Трансакция – это акт передачи прав собственности от одного экономического агента другому. Впервые подход к трансакции не как к простому обмену между индивидами, а как к обмену правами собственности был предложен Дж. Коммонсом. Коммонс определяет трансакцию, как средства, реализуемые в рамках закона и обычая, «отчуждения и приобретения правового контроля над товарами и трудом, а также управления, производящие и доставляющие товары и услуги по направлению к конечному потребителю». Также им выделяются три идеальных типа трансакций: трансакции сделки, управления и рационирования.

Трансакции сделки представляют собой свободное перераспределение  прав собственности на редкие блага  между равными с правовой точки  зрения агентами. Трансакции управления обычно характеризуют трудовые отношения  и направлены на повышение технологической  эффективности и создание богатства  в производственном процессе. Трансакции рационирования – это преимущественно  решения высших законодательных  органов по поводу издержек и выгод  подданных в создании общественного  богатства.

Несколько отличны от подхода  Коммонса точка зрения на трансакцию Оливера Уильямсона. Согласно его определению, организация трансакций в рамках экономической организации отвечает задаче «обеспечения непрерывности отношений сторон путем создания специализированных структур управления их взаимодействием». «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая». Уильямсон оценивает все трансакции по трем параметрам: частоте, неопределенности и специфичности задействованных в них активов.

         2.2.Переход России к рыночной экономике

        Переходная  экономика — особое состояние  в эволюции экономики, когда  она функционирует в период  перехода от одной экономической  системы к другой. Здесь происходят  изменения не внутри устоявшейся  системы, а переход от одной  системы организации хозяйства  к другой.

        Особенности  переходной экономики проявляются, прежде всего, в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

        Во-вторых, для переходной экономики характерно  появление особых переходных  экономических форм, в частности,  многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества, по сути, являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

        По  мере повышения степени развитости  переходной экономики переходные  формы постепенно начинают все  больше соответствовать экономике  рыночного типа.

        В-третьих,  переходной экономике присущ  особый характер противоречий. Это  противоречия нового и старого,  элементов зарождающейся и отмирающей  экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий  в конечном итоге ведет к  смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической  системы. Длительность переходного  периода зависит как от условий  переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

        Ряд  изменений переходного периода  для всех стран носит неизбежный  характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.

        Либерализация  экономических отношений — отмена  государственной монополии на  хозяйственную деятельность, переход  к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном  в соответствии со спросом  и предложением, образование рынков  факторов производства, раскрепощение  предпринимательства, создание равных  возможностей для деловой активности  экономических субъектов.

        Институциональные  преобразования — принятие адекватного  рыночным условиям хозяйственного  законодательства, изменяющего отношения  собственности путем приватизация  и формальные и неформальные  условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем  рынках.

         Макроэкономическая стабилизация  — сдерживание инфляции; поддержание  высокого уровня занятости; сохранение  высоких темпов роста (не менее  5—7 % в год); гарантирование справедливого  распределения доходов и собственности;  создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного  баланса при соответствующем  балансе текущих платежей; достижение  сбалансированности государственного  бюджета и т. д.

        Формирование  соответствующей рыночному хозяйству  системы социального обеспечения  населения — переход от уравнительного  распределения к адресной социальной  поддержке нуждающихся членов  общества; одновременно освобождение  предприятий от выполнения широких  социальных функций.

Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ