Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать преимущества и недостатки различных экономических систем.
В данной курсовой работе рассматривается два вида экономических систем: Командную экономическую систему и Рыночную экономическую систему. Детальнее рассмотрю сравнительный анализ этих экономических систем. Так же проанализирую Россию в системе рыночной экономической системе.

Содержание работы

Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48

Файлы: 1 файл

курсовая гот.вар..docx

— 129.75 Кб (Скачать файл)

        Общие  для Переходной экономики закономерности  по-разному проявляются в различных  условиях. Это необходимо учитывать  при разработке программ реформирования  экономической системы в переходный  период. Например, либерализация экономических  отношений позволяет избавиться  от дефицита и неэффективного  огосударствления экономики. Вместе  с тем становление либеральных  рыночных институтов представляет  собой только средство для  утверждения новых механизмов  присвоения и распределения.

        В  конечном итоге в переходной  экономике должны быть созданы  такие экономические отношения  и механизмы, которые ориентировали  бы все хозяйственные субъекты  не столько на наращивание  объемов производства, сколько на  повышения уровня качества жизни  населения.

        За  период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша  экономическая система фактически  обрела рыночную атрибутику и  в этом смысле уже не является  переходной. Подавляющая часть валового  внутреннего продукта производится  в негосударственном секторе  экономики. Россия получила официальный  статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость  коренных экономических и политических  перемен и невозможность возврата  к социалистическому прошлому, во  всяком случае, в его прежнем  виде.

        Вместе  с тем, нельзя не заметить, что  функционирование рыночных институтов  в российской экономике еще  не отвечает современным требованиям  к организации национального  хозяйства. Институционально несовершенная  рыночная экономика требует своего  дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления  классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную  проблему задачу перевода рыночных  отношений в цивилизованное русло.

        В  наиболее обобщенном виде этот  процесс нацелен: а) на достижение  экономического роста, высокой  конкурентоспособности на основе  формирования конкурентной среды  и структурной перестройки экономики;  б) на создание эффективной  правовой системы (прежде всего  в сфере обеспечения экономической  свободы и защиты предпринимательской  деятельности); в) на формирование  открытой экономики.

        Создание  конкурентной среды требует необходимых  предпосылок. Среди них выделим:  рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских  образований; государственная поддержка  предпринимательства; эффективное  информационное обеспечение и  доступность технологий; подготовка  и переподготовка кадров, изменение  у них мотивационных ориентиров  в сторону психологии рыночного  типа.

        Конкурентная  среда способствует укреплению  конкурентоспособности. Конкурентоспособность  — относительно новое понятие  для российской действительности, означающее способность хозяйствующих  субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международном рынке.

        Формирование  эффективной рыночной экономики  предполагает ее структурную  перестройку. Она представляет  собой совокупность мер, направленных  на перераспределение ресурсного  потенциала для развития и  качественного обновления экономического  роста. Преобразовательные процессы  призваны воздействовать одновременно  на несколько уровней экономики:  отраслевую, региональную, технологическую,  организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки  экономики — достижение оптимальной  структуры, соответствующей общественным  потребностям.

        Мировой  опыт успешных структурных изменений  в экономике доказывает, что ключевым  аспектом структурной перестройки  является поддержка тех областей  национальной экономики, которые  могут быть носителями экономического  роста в масштабе мирового  рынка. Ведущие страны мира  изменяют структуру производства  и мирового товарооборота, увеличивая  в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

        Структурная  перестройка особенно необходима  России. Пока что в стране преобладают  сырьевые, добывающие отрасли. В  ближайшей перспективе возможности  роста будут ограничиваться в  силу, прежде всего, устаревшей  материально-технической базы промышленности  и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время  в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.

        Структурные  преобразования в современной  экономике России требуют создания  правовой основы, ориентированной  на эффективную деятельность  хозяйствующих субъектов. В российском  законодательстве имеются многочисленные  пробелы в нормативном регулировании.  Юридически недостаточно проработано  множество законодательных актов,  поэтому они часто противоречат  друг другу. Среди основных  направлений совершенствования  правового обеспечения хозяйствующих  субъектов на современном этапе  следует выделить: обеспечение единого  правового поля; развитие системы  правовых норм; создание надежных  механизмов реализации законов.

        Формирование  открытой экономики, вхождение  ее в мировое хозяйство требует  как от отказа от крайнего  протекционизма, так и эффективной  поддержки отечественных отраслей  и производств на всех уровнях  хозяйствования. Открытость экономики  постоянно должна соизмеряться  и с интересами отечественных  товаропроизводителей.

        Это  становится одной из важнейших  функций современного российского  государства.

        2.3.Рыночная экономика в современной  России

        В современной России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.

        Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простых обывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом.   Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой, либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику, не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.

        Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все уровнях власти. По данным Transparency International в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии – 50, в США – 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии – почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП – свыше 50%, в еврозоне – свыше 60%.      Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

        Проблема монополизма является ключевой в российской экономике. Практически в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать свои условия на рынке и давить конкуренцию в зародыше – в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят на российскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может быть и речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик, как правило, один, а значит, нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясь дефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлении монопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в истории применения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей. Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента» продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок: параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то – только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАС разобраться в ситуации.

        Однако существуют и положительные примеры в области конкуренции. Например, бурное развитие сотовой связи и услуг доступа к интернету, привело к большому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю из советского прошлого. За счёт конкуренции цены на услуги телекоммуникационных компаний неуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых услуг – росло. Также заметен существенный рост конкуренции в сфере торговли и услуг. Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы в России возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо коренным образом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.

        Многие либеральные экономисты призывают к скорейшему реформированию монополий, считая их главным тормозом экономики, однако сейчас российские власти наоборот, считают, что крупные государственные компании и госкорпорации способны выполнять роль локомотивов, тянущих за собой всю экономику. За последние годы создана не одна госкорпорация, получившая многомиллиардную поддержку, однако эффективность таких образований до сих пор остается под вопросом. Также вызывают сомнения мероприятия государства по вливанию денежных средств в крупные малоэффективные и технологически отсталые компании, такие как «АвтоВАЗ», например, которые неспособны выпускать качественные по мировым меркам продукты даже при государственной поддержке.

        Еще одним фактором, оказывающем негативное воздействие на развитие и укрепление рыночной экономики в России можно назвать слаборазвитую инфраструктуру, как в экономике, так и в стране в целом. Банковская система во многом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства, фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая система недостаточно развита.

        Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромное негативное влияние на хозяйственную деятельность. За счет плохой сети автомобильных дорог грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены, пользуясь монопольным положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокие за счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растут каждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностью естественных монополий государство занимается регулированием цен путем ограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основном продолжают расти, а конкуренции не появляется. В период 2000–2007 годов тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более 33%.

        Основываясь на вышесказанном, можно признать, что граждане РФ до сих пор не ощутили на себе всех преимуществ рыночной конкуренции и продолжают во многом оставаться под влиянием крупных монополистов и сочувствующих им чиновников. Создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма и коррупции – вот основные задачи для российского общества. Иначе перспективы построения в России коррумпированного государственного капитализма латиноамериканского типа могут стать реальными. Россия остается слаборазвитой в экономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами и правовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированной бюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда. Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах на природные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый и средний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкая промышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позади передовых стран мира. Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис лишний раз доказал, что все эти проблемы никуда не ушли и продолжают тормозить развитие страны, а первоочередной задачей государства является проведение реформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы, свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первую очередь на рост благосостояния простых граждан.

Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ