Институты пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является системой институтов, направленных на минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой систему организаций (пенсионных фондов, страховых компаний), осуществляющих аккумулирование средств, вносимых индивидами, и выплату за их счет пенсий определенным категориям лиц. Системы институтов, регулирующих способы такой деятельности, называются пенсионными системами.

Файлы: 1 файл

эк соц. сф.docx

— 31.70 Кб (Скачать файл)

1. Институты пенсионного обеспечения

 

Пенсионное обеспечение является системой институтов, направленных на минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой систему организаций (пенсионных фондов, страховых компаний), осуществляющих аккумулирование средств, вносимых индивидами, и выплату за их счет пенсий определенным категориям лиц. Системы институтов, регулирующих способы такой деятельности, называются пенсионными системами.

Различают три типа категорий  лиц, которые могут быть получателями пенсий:

1) лица, достигшие определенного  возраста, не позволяющего им  осуществлять трудовую деятельность  с прежней интенсивностью;

2) лица, которые в силу  врожденных или приобретенных  вследствие травм и болезней  физических или психических недостатков  ограничены в возможностях участия  в трудовой деятельности;

3) лица, потерявшие кормильцев (вдовы, дети, лишившиеся родителей,  и др.).

Основаниями для пенсионного  обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление  инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его  смерть. Основанием для пенсионного  обеспечения отдельных категорий  работающих является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Пенсионное обеспечение  инвалидов и лиц, лишившихся кормильца, выполняет функции страхования  рисков потери доходов вследствие инвалидности и смерти близких людей.

Пенсионное обеспечение  граждан по старости является страхованием в смысле предоставления защиты против риска потери дохода вследствие полной или частичной утраты способности  к трудовой деятельности из-за наступления  старости. Но экономический механизм осуществления такой защиты отличается от классического механизма страхования. Поэтому чаще используется понятие "пенсионное обеспечение" и реже – "пенсионное страхование". Пенсионное обеспечение выполняет функцию сглаживания доходов людей в течение их жизни. С точки зрения индивида, пенсионная система обеспечивает перераспределение его потребления во времени. Участвуя в пенсионной системе, внося взносы в пенсионный фонд, индивид потребляет сегодня меньше, чем он производит, для того чтобы иметь возможность потреблять в будущем, когда он перестанет работать. В принципе индивид может перенести свое потребление во времени только двумя способами: либо делать запасы существующей продукции, либо приобрести права на потребление будущей продукции. Пенсионное обеспечение является механизмом обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем.

Есть два способа осуществления  такого обмена сегодняшних благ на будущие. Первый способ состоит в регулярном (еженедельном, ежемесячном) сбережении индивидом части своего дохода и формировании таким путем денежной суммы, которую индивид использует в будущем, после прекращения им работы, для покупки благ, которые будут производиться в то время людьми младше его. Второй способ состоит в получении индивидом обещаний, что в будущем, после прекращения им работы, он будет получать экономические блага, производимые другими людьми. Такие обещания могут исходить от его детей, берущих на себя ответственность за обеспечение престарелых родителей, или от государства.

Первый способ реализуется  в накопительных пенсионных системах. Они обеспечивают аккумулирование сбережений индивида и выплату на основе этих средств пенсий индивиду после достижения пенсионного возраста. Накопительные пенсионные системы организуются специализированными пенсионными фондами или страховыми компаниями. Индивиды заключают договор с пенсионным фондом (страховой компанией) и регулярно осуществляют пенсионные взносы. Пенсионный фонд (страховая компания) использует полученные средства для инвестиций в различные финансовые активы, доходы от которых зачисляются на индивидуальные счета участников накопительной системы.

В накопительной пенсионной системе право на получение пенсий появляется у индивида лишь по прошествии довольно длительного времени, требующегося для накопления суммы, достаточной для осуществления регулярных пенсионных выплат на уровне не ниже минимально допустимого в данном обществе. Когда у индивида появляется право на получение пенсии, и он прекращает работу, его пенсионные средства складываются из накопленных сумм его взносов и сумм начисленных процентов и дивидендов, полученных за счет этих накопленных взносов. Это составляет некоторую фиксированную величину средств – паушальную сумму, которая конвертируется в аннуитет – регулярно выплачиваемый доход, являющийся пенсией. Накопительная пенсионная система служит, таким образом, механизмом аккумулирования денег, которые будут обменены на экономические блага в будущем.

Накопительные системы любого вида характеризуются наличием значительных финансовых резервов, за счет которых  выплачиваются пенсии, и тем, что  индивид не может получить в форме  пенсий больше суммы внесенных взносов  и начисленных на эти взносы процентов  и доходов. Индивид и его поколение  ограничены в получении пенсий размерами своих собственных сбережений.

Распределительные пенсионные системы обеспечивают выплату пенсий индивидам, достигшим пенсионного возраста, за счет средств, вносимых в систему лицами, не достигшими пенсионного возраста. Такая система может быть организована только государством. Оно предоставляет гражданам гарантии пенсионного обеспечения и выполняет свои обязательства, не прибегая к аккумулированию взносов граждан, а облагая налогом работающее население и направляя поступления от этого налога на выплату пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста. С точки зрения работающего индивида, его права на получение в будущем пенсии основываются в распределительной системе на обещании государства выплачивать пенсию при условии, что индивид осуществляет платежи в пенсионную систему в течение своей деятельности. С точки зрения государства, распределительная пенсионная система предстает как взимание налога с одной части населения и перераспределение полученного дохода в пользу другой части населения. Важной характеристикой распределительной пенсионной системы является коэффициент зависимости – отношение численности лиц, получающих пенсии из этой системы, к численности лиц, платящих взносы в систему. Это показатель числа пенсионеров, которых содержит один работающий.

 

2. Формы организации социального обслуживаия

 

Общая характеристика экономики  социальной сферы, данная в первой главе, включала указание на преимущественное участие некоммерческих организаций  в предоставлении населению медицинских, образовательных, культурных, социальных услуг. Но далее, при рассмотрении особенностей экономического устройства отдельных  отраслей социальной сферы, внимание концентрировалось  лишь на различиях между организациями  разных форм собственности.

Экономические различия между  коммерческими и некоммерческими  организациями и разными их формами  более детально не обсуждались. Это  было оправдано тем, что особенности  экономических отношений в отдельных  частях социальной сферы проявляются прежде всего в специфике изъянов экономических отношений обмена и в специфике роли государства и применяемых механизмов финансирования поставщиков услуг. Что же касается форм организаций, действующих в этих отраслях, то здесь межотраслевые различия не столь существенны. Поэтому анализ экономических особенностей организаций в социальной сфере целесообразнее провести, рассматривая ее в целом.

Экономическая форма организации – это система прав и ограничений, которыми обладает организация в принятии экономических решений. Двумя разными типами экономических форм являются коммерческая организация и некоммерческая организация. Напомним различия между ними.

 Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между учредителями (участниками).

В чем состоит экономический смысл различий между коммерческими и некоммерческими организациями при предоставлении услуг, финансируемых государством? Для преодоления изъянов рыночных отношений в социальной сфере и реализации требований социальной справедливости государство берет на себя ответственность за оказание населению определенных видов услуг.

Государство организует их предоставление, создавая для этого специализированные государственные организации и финансируя их деятельность, либо выступая в роли покупателя услуг, заключающего контракты с организациями разных форм собственности. Какие экономические формы организаций и в каких случаях государство должно выбирать? Чем обусловливается целесообразность использования коммерческих или некоммерческих организаций для предоставления услуг, финансируемых государством? И имеют ли здесь значение различия между разными формами коммерческих и некоммерческих организаций?

Для ответа на поставленные вопросы рассмотрим сначала общую  схему отношений между государством, производителями (поставщиками) и потребителями  услуг. Государство, взяв на себя ответственность  за обеспечение определенными услугами потребителей, формулирует некоторые  требования к характеристикам необходимых  услуг (качество, объемы услуг, порядок  их предоставления). Требования государства  должны, с одной стороны, отражать запросы и ожидания потребителей. С другой стороны, они не сводятся исключительно к запросам и ожиданиям  самих потребителей, поскольку могут  основываться на более полной информации, учитывать внешние эффекты, представления о социальной справедливости, идеологические и политические факторы, а также ресурсные ограничения. Государство поручает поставщикам предоставление услуг, отвечающих сформулированным требованиям. Но поскольку услуги оказываются потребителям, то государство в лице своих органов, как правило, будет обладать неполной информацией в отношении того, какие услуги производитель оказал в действительности и как они соотносятся с запросами и ожиданиями потребителей. То есть возникает ситуация информационной асимметрии между государством и производителями услуг.

 

3. Особенности экономических отношений в сфере культуры

 

Составные части сферы  культуры чрезвычайно неоднородны  с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства  или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации  являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной  деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и  сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических  и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов  от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров). Таковыми, в частности, являются театры на Бродвее в Нью-Йорке.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими  организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих  товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство  и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и  прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и  эксплуатацию цирковых зданий, вещание  отдельных радиостанций и телевизионных  каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные  органы и частные владельцы или  арендаторы соответствующих памятников.

Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера  развлечений (за исключением клубной  деятельности) функционируют полностью  на рыночной основе. Производителями  услуг здесь выступают частные  лица и коммерческие организации. Участие  же государства ограничивается закупкой отдельных произведений и предоставлением  налоговых льгот для деятелей искусства.

Для понимания специфики  экономических отношений в сфере  культуры ключевыми являются ответы на следующие вопросы: почему государство  финансирует и обеспечивает предоставление определенных видов культурных благ? И почему одни виды деятельности поддерживаются государством и частными благотворителями больше, другие – меньше, а третьи – вообще нет?

Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры

Экономические причины:

Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями  определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев  реализации стандартных товаров  и услуг и обусловливающие  финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства.

Культурные блага как  общественные блага. Отдельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага:

1) несоперничеством в потреблении, т.е. доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его количества, доступного для других лиц;

2) неисключаемостыо потребителей, т.е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.

Информация о работе Институты пенсионного обеспечения