Институты права и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить понятия «институты права» и «экономическая эффективность», а также вникнуть в понимание данных терминов и применение их на практике.
Задачи исследования:
разделить понятия «институты права» и «экономическая эффективность»;
раздельно изучить данные положений, выделить основные моменты для возможности понимания каждого из заданных положений;
подготовить выводы на основе проведенного исследования о государственном регулировании в сфере предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Instituty_prava_i_ekonomicheskaya_effektivnost.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)
  • в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
  • в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
  • в государственном праве – институт гражданства;
  • в административном – институт должностного лица;
  • в семейном праве – институт брака и т. д.

Итак, как уже ранее было отмечено, институт права является одним из основных структурных элементов системы права, его «составной частью, блоком, звеном». Институты права созданы и функционируют в рамках конкретных отраслей права или в их взаимосвязи (межотраслевые). Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Отсюда следует, что институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права. При этом они сами являются составным элементом отраслей права. Отличие института права от отрасли права заключается в том, что институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь конкретную  часть отношений определенного вида.

Правовые институты со временем могут перейти в самостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным – деятельность законодателя.

Свое внешнее отражение институты права находят в закреплении в виде структурных частей нормативны актов (главы, части кодексов, законов), так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институт должностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственной службе).

 

 

1.2 Принципы института права

 

Принципы института права – это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной института права.

Принципы институтов права можно разделить на общие – общеправовые и отраслевые – принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права) в зависимости от отрасли, к которой относиться тот или иной институт права [9, с. 61].

Общеправовые (общие) принципы выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства. К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:  верховенство, права законности равенства всех перед законом (равноправия), взаимной ответственности личности и государства, ответственности при наличии вины.

Отраслевые принципы лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права.

Перейдем к рассмотрению видов институтов прав. Поскольку институты права могут быть как относящиеся к конкретной отрасли права, так и к нескольким, то следует составить определенную классификацию существующих институтов права.

  1. Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права. Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы:
  • гражданские (гражданско-правовые);
  • уголовные (уголовно-правовые);
  • конституционные (конституционно-правовые);
  • административные (административно-правовые);
  • и т. д.
  1. При этом приведённые примеры отражают лишь одну ступень классификации по отраслевому признаку. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:
  • Частноправовые институты:  гражданские: трудовые: семейные: и т. д.
  • Публичноправовые институты: уголовные (уголовно-правовые) конституционные (конституционно-правовые) административные (административно-правовые) и т. д.
  • Материальные институты: гражданские (гражданско-правовые) уголовные (уголовно-правовые) и т. д. Материальные институты: гражданские (гражданско-правовые) уголовные (уголовно-правовые) и т. д.
  • Процессуальные институты:  гражданско-процессуальные: институты исковой давности, представительства в суде и т. д. уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий и т. д.
  1. Согласно классификации по отраслям права можно выделить еще одну разновидность деления институтов права. Объединяет нормы внутри конкретной отрасли:
  • институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве;
  • институт президентства в конституционном праве;
  • институт необходимой обороны и крайней необходимости в уголовном праве;
  • институт должностного лица в административном праве;
  • институт брака в семейном праве и т. д.
  1. Помимо отраслевых существуют и институты, состоящие из норм различных отраслей права, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находящиеся на стыке отраслей:
  • институт собственности (гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.);
  • институт юридической ответственности (гражданское, уголовное, административное, финансовое, налоговое, трудовое и др.);
  • институт договора (гражданское, конституционное, административное, трудовое и т.д.
  1. В зависимости от структуры правого института зависит его сложность, на основании этого институты права могут быть:
  • простой институт – небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм);
  • сложный (комплексный) институт – относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования – субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т. д.
  1. В зависимости от функций, возложенных на тот или иной институт права выделим следующие категории:
  • регулятивные – предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений:  институт гражданства институт брака институт президентства и т. д.
  • охранительные – направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений:  институт обеспечения иска институт мер пресечения и т. д.

 

 

1.3 Социальное и экономическое значение права

 

Право создано людьми и для людей. Право является регулятором практически всех сфер жизни и деятельности человека. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные явления (отношения), на поведение людей.

Назначение права в социальном смысле состоит в том, что оно обеспечивает потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в подчинении их поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства прав, свободы и справедливости. Социальное назначение права складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с ними создаются законы, направленные на закреплении определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость в закреплении регулирования или охраны общественных отношений. Социальная роль государства характеризуется в юридической науке термином функция права. Функция права охватывает одновременно как назначение права, так и вытекающие из него направления.

В зависимости от вида власти в том или ином государстве будет зависеть и правовая система в целом. Действительно, реальную силу праву придает именно соответствие согласованным интересам, общей воле индивидов (субъектов права). Если же требования норм права не выражают общей воли, то никакими механизмами, в т. ч. и принуждением государства невозможно обеспечить их полное исполнение.

Во всем, что касается имущественных, финансовых и иных отношений, с этим связанными, обязательно должны быть урегулированы правом. Это связано с тем, что данные сферы отношений затрагивают интересы двух или более лиц, а все, что касается экономической заинтересованности часто подвержено конфликтам и спорам. Правовое урегулирование способствует упорядочиванию важных спорных вопросов и помогает при разрешении конфликтов, как на бытовом уровне, так и при помощи государственных органов, осуществляющих свою деятельность  по защите прав, свобод и интересов граждан.

Таким образом, основной задачей права является обеспечение социального и экономического благополучие в обществе, в пределах которого распространяется данное право.

Правовые нормы придают отношениям в сфере предпринимательства состояние определенности, более того, складываясь в целостную нормативно-правовую систему, нормы права создают рамочные условия для развития рыночной экономики в целом. Для развития предпринимательства концептуальным является вопрос, на основе какой экономической теории будет происходить это развитие.

Деятельность предпринимателей регламентирована в законодательных и актах и обязательно для его применения. Несоблюдения данных правил влечет за собой применение санкций, тяжесть которых определяется опасностью для общества совершаемого проступка.

С экономической точки зрения санкция (имеется в виду не только имущественный аспект, но и иное наказание, например, административное или уголовное) нормы в виде издержки предпринимателя должна превышать ожидаемую выгоду, полученную им в результате нарушения этой нормы. В противном случае у предпринимателя будет соблазн добиваться максимальных результатов (прибыли) без учета интересов других участников общественных отношений, социума и государства, для него рациональным будет нарушение нормы. Однако следует иметь в виду, что ожидаемые издержки нарушения, в свою очередь, зависят от того, будет ли выявлен и наказан нарушитель. И здесь важна эффективность и действенность внешнего механизма принуждения исполнения нормы, способов наказания нарушителя, выявления обмана, дезинформации, хитрости со стороны предпринимателя [12, с. 61].

 

  1. Экономическая эффективность преприятия

2.1 Влияние института права на экономическую эффективность

 

Относительно экономической эффективности предпринимательского права, то можно использовать теорию Р. Познера, который определяет критерий эффективности правовых решений либо как «принцип максимизации богатства», либо как «принцип минимизации транзакционных издержек». По его мнению, правовые институты надлежит реформировать только исходя из соображений эффективности.

Исходя из указанных критериев, следует сформулировать следующие требования эффективности к предпринимательскому праву. В частности, законодательный акт, регулирующий отношения в сфере предпринимательства, должен:

  • способствовать снижению транзакционных издержек, а именно, устранять искусственные барьеры на пути добровольного обмена и обеспечивать исполнение заключенных контрактов;
  • четко определять и надежно защищать права собственности путем устранения неопределенности в наделении правами собственности, препятствовать перерождению добровольных сделок в вынужденные;
  • избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределение прав собственности, подобное тому, к которому экономические агенты приходили бы сами, не препятствуй им в этом высокие издержки трансакции.

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Правовые нормы, регулирующие деятельность предпринимателей закреплены в многих правовых актах, среди которых, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 – Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».

Информация о работе Институты права и экономическая эффективность