Предпринимательская деятельность в
первую очередь направлена на реализацию
и применение имущественных отношений,
а данная сфера попадает под действие
не только отраслевых нормативных актов,
но и иных, косвенно относящихся к предпринимательской
деятельности, правильнее сказать, чьи
нормы применяются не только к субъектам
предпринимательской деятельности, но
и к другим участникам гражданского оборота [11, с. 48].
Предпринимательское право отражает
основные аспекты гражданско-правового
регулирования как предпринимательской
деятельности, так и деятельности предпринимателей.
2.2 Критерии
экономической эффективности. Эффективность
предприятия
Экономическая эффективность
– частный случай эффективности и может
трактоваться несколько неоднозначно.
Эффективность предприятия
– это экономическая категория, выражающая
результативность его деятельности. Основные
виды эффективности – экономическая,
социальная, экологическая. Затраты на
хозяйственные, социальные и экологические
нужды, на инновационные и инвестиционные
проекты в конечном итоге отражаются в
финансовой отчетности предприятия. В
ней представлены также конечные экономические
результаты, на которые оказывают влияние
социальные, экологические, внешние и
внутренние факторы, а также инновации
и инвестиции. Следовательно, понятие
экономической эффективности предприятия
представляет собой совокупную результативность
субъекта хозяйствования по всем направлениям
деятельности.
Экономическая эффективность
предприятия как показатель характеризуется
соотношением результата и затрат. Для
ее количественной оценки применяются
частные и обобщающие показатели. Частные
показатели свидетельствуют об эффективности
использования отдельного ресурса и результативности
каждого конкретного продукта, а обобщающие
дают представление об эффективности
всех ресурсов или продуктов, а также о
результативности предприятия как единого
целого.
Ранжирование частных и обобщающих
показателей дает возможность выделить
наиболее важные и менее значимые. Из числа
основных обобщающих показателей выбирается
один, который является критерием (т.е.
мерой экономической эффективности) и
характеризует ее уровень. Все показатели
экономической эффективности предприятия
рассчитываются по следующей модели:
Экономическая эффективность
= Результат/Затраты или Экономическая
эффективность = Затраты/Результат
Критерием экономической эффективности
деятельности предприятия за год является
рентабельность собственного капитала,
рассчитываемая по формуле:
Рентабельность собственного
капитала = Чистая прибыль/Собственный
капитал
Критерием экономической эффективности
деятельности предприятия за все годы
существования является рост его стоимости,
который определяется следующим образом:
Стоимость капитала = Рыночная
стоимость акции/Номинальная стоимость
акции
Целью определения уровня и
динамики экономической эффективности
предприятия является обоснование рекомендаций
по ее повышению. Есть два подхода к исследованию
экономической эффективности: от частных
показателей – к обобщающим и критерию
или от критерия и обобщающих показателей
– к частным. Требования к выбору системы
показателей экономической эффективности:
- количество параметров зависит
от конкретной цели анализа или планирования;
- экономический смысл каждого
показателя должен быть понятным для восприятия
и однозначным для толкования;
- по каждому показателю должна
быть представлена объективная количественная
информация на основании данных бухгалтерского
или статистического учета;
- каждый показатель должен иметь
цифровой диапазон колебания (от минимального к максимальному значению);
- для расчета частных показателей
могут применяться натуральные, трудовые,
стоимостные измерители и их относительные
выражения (коэффициенты, проценты, индексы);
- для расчета обобщающих показателей
экономической эффективности применяются
только стоимостные измерения затрат
и результатов и их относительные выражения.
В проекте Налогового кодекса
действующие нормы и положения, регулирующие
процесс налогообложения, перерабатываются
в соответствии с выбранными приоритетами
и направлениями развития налоговой системы,
приводятся в упорядоченную, единую и
согласованную систему. В частности, предусмотрено
перейти от действующего порядка расчета
себестоимости к той схеме исчисления
налогооблагаемой базы налога на прибыль,
которая используется в большинстве стран,
ввести социальный налог, объединяющий
отчисления в государственные внебюджетные
фонды (кроме отчислений в Пенсионный
фонд), провести поэтапную отмену налогов,
взимаемых с выручки, которые не учитывают
реальных финансовых результатов. К отрицательным
последствиям планируемых мероприятий
можно отнести сокращение (без необходимой
дифференциации) налоговых льгот, в том
числе и для предприятий малого бизнеса.
Особую актуальность в целях
обеспечения создания эффективной налоговой
системы приобретает введение системы
налогового учета, основанной на возможности
определения момента получения доходов
(осуществления расходов) или по «методу
начислений», или «кассовому методу» и
возможности самостоятельного выбора
того или иного метода предприятием. В
период хронической неплатежеспособности
предприятий «метод начислений» оказывается
неблагоприятным для налогоплательщика
(поскольку уплата налогов должна производиться
независимо от реального поступления
денежных средств), но применяется для
обеспечения текущих фискальных интересов
государства.
На данном этапе очевидны противоречия
между декларируемыми основными целями
социальной политики (создание условий
для лучшего удовлетворения материальных
и духовных потребностей всех социальных
групп и усиление социальной справедливости
системы экономических, политических,
нравственных отношений) и фактически
осуществляемой налоговой политикой.
Связь между государством и налогоплательщиком
в части выполнения фискальной функции
имеет односторонний характер и не обеспечивает
устойчивый рост доходов консолидированного
бюджета в перспективе, а социальные проблемы
решаются по остаточному принципу.
Зарубежные исследования показывают,
что изъятие у производителей более 30–40%
добавленной стоимости делает невыгодными
инвестиции в развитие производства, возникает
ситуация «налоговой ловушки». Итоговые
показатели модели оценки эффективной
ставки налогообложения позволили оценить
бремя налогов в России в 58,9%, что значительно
превышает уровень «налоговой ловушки».
70% строительных предприятий
применяют традиционную систему
учета налогов, 10% предприятий используют
при расчете налогов единый
налог на вмененный доход –
это в основном предприятия, занимающиеся
отделочными работами. Каждая пятая
строительная организация работает
по упрощенной системе налогообложения,
введенной государством для субъектов
малого предпринимательства (таблица
2.1) [14, 93 с.].
Таблица2.1 Система налогообложения,
применяемая на предприятии
значения |
респонденты |
% от числа ответивших |
% от ответов |
Единый налог на вмененный доход |
11 |
10,78 |
11,11 |
Упрощенная система |
21 |
20,59 |
21,21 |
Общий режим |
70 |
68,63 |
70,71 |
Итого: |
102 |
100 |
103,03 |
Вопросы восприятия населением
и его различными социальными группами
системы налогообложения остаются, как
правило, вне поля зрения исследователей.
А это приводит к искаженным представлениям
населения об экономических и социальных
функциях налогообложения, формированию
в экономическом сознании стереотипов
поведения противодействия налогообложению,
сокрытию реальных доходов и другим противоправным
актам со стороны юридических и физических
лиц, сдерживающих социально-экономическое
развитие страны и особенно механизмы
социальной защиты, социального обеспечения
неблагополучных слоев населения. В этой
связи можно предположить, что разрешение
проблемы налогообложения связано с формированием
экономического механизма, обеспечивающего
бюджетные поступления, а также с развитием
экономического мышления у различных
слоев населения с последующим их подключением
к построению рациональной налоговой
политики. И если первая часть этого теоретико-методического
подхода находится в стадии разработки
мер по преобразованию налоговой системы,
то «человеческий фактор» этого процесса
до настоящего времени не подвергался
должному исследованию [14, 103 с.].
Налогоплательщик, занимающийся
малым бизнесом, выступает и как производитель,
и как потребитель, одновременно попадая
под двойное, тройное налогообложение,
в результате чего формируется соответствующий
вид экономического поведения. Под влиянием
проводимой государственной политики
формируется менталитет сокрытия от налогов
хотя бы части доходов, применяются различные
методы ухода от налогообложения.
Производственно-финансовая
деятельность крупных и средних предприятий
составляет основу экономической и собственной
финансовой базы регионов.
Эффективность является одной
из важнейших всеобщих категорий экономической
науки и вместе с тем ключевым понятием
прикладной производственно-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций
как элементов национальной экономики.
В ней выражается совокупность наиболее
общих, существенных и устойчивых связей
и отношений по поводу полученных результатов
хозяйственной деятельности и произведенных
в ее ходе затрат. В ней воплощается обобщенный
итог использования факторов производства,
качества и результативности их соединения.
Как экономическая категория эффективность
дает единую качественно-количественную
характеристику результативности хозяйствования.
Она присуща всему воспроизводственному
процессу в целом и всем его фазам: производству,
распределению, обмену и потреблению и
находит свое выражение и реальное воплощение
в деятельности любого хозяйственного
звена и хозяйственных систем всех уровней,
будь это отдельная фирма, предприятие,
домохозяйство, отрасль, регион или вся
экономика в целом.
Если говорить о классическом
понимании эффективности как соотношении
результатов и затрат, то исторически
здесь базовыми можно считать, в частности,
труды В.В. Новожилова (например, «Измерение
затрат и результатов»): «Методы измерения
затрат и результатов – узловая проблема
экономической науки и практики… общее
понятие эффективности весьма широко
употребляется в самых различных областях.
Эффективность вообще есть отношение
полезного эффекта, мы получим множество
показателей эффективности: производительность
труда,… коэффициенты использования оборудования
и т.д. Показатели эффективности часто
выражаются в обратной форме, т.е. как отношение
затрат к эффекту» .
Существует гипотеза, состоящая
в том, что влияние системы налогообложения
на деятельность предприятий различных
отраслей определяется соотношением размеров
ресурсов, используемых ими в производственном
процессе.
Анализ налоговых платежей
по объекту обложения позволил констатировать,
что в настоящее время под налогообложение
попадают различные элементы выручки
организаций. Структура выручки, отличающая
предприятия друг от друга, формируется
под влиянием производственного процесса.
Размер налоговых баз и, как следствие,
величина налоговых платежей, при прочих
равных условиях, определяются объемом
и структурой выручки каждой конкретной
организации.
Налоговые обязательства уменьшают
прибыль предприятий. Поэтому их экономическую
активность целесообразно оценивать показателем
рентабельности продаж, равным отношению
балансовой прибыли к выручке от продажи
продукции. Сравнение уровней налогового
бремени отраслей, характеризующихся
различными типами производства, корректным
будет только при условии сопоставимости
уровней их экономической активности.
Такому условию соответствует пороговое
значение рентабельности продаж.
Исследование изменения налоговой
нагрузки отраслей различных типов производства
при положительном уровне рентабельности
продаж показало, что уровень налоговой
нагрузки трудоемких и усредненных типов
производства практически не зависит
от уровня рентабельности продаж, следовательно,
действующая система налогообложения
не стимулирует экономическую активность
указанных типов производства. Предприятия
материалоемкого типа производства находятся
в самом выгодном положении, так как при
всех вариантах налоговой системы с увеличением
рентабельности продаж наблюдается значительное
сокращение доли налогов в добавленной
стоимости. Пятый вариант налоговой системы
способствует большему стимулированию
экономической активности материалоемких,
капиталоемких и усредненных типов производства,
чем предыдущие варианты.
Исследование структуры налоговой
нагрузки показало, что для всех типов
производства при увеличении рентабельности
продаж наблюдается сокращение удельного
веса всех видов налоговых платежей в
объеме налогов предприятий, за исключением
НДС и налога на прибыль организаций, доля
которых возрастает. Это обстоятельство
подтверждает тот факт, что НДС является
одним из основных составляющих налоговых
доходов консолидированного бюджета России.
Наибольшей чувствительностью
к росту налоговой нагрузки при увеличении
отрицательного уровня рентабельности
продаж характеризуются материалоемкие
и усредненные типы производства. Поэтому
в период экономического кризиса внимание
региональных органов власти должно быть
направлено на их поддержку. При разработке
направлений поддержки этих производств
необходим тщательный анализ причин, вызвавших
такое состояние. В противном случае, налоговые
послабления могут себя не оправдать [10,
81 с.].
Заключение
Основным принципом существования
правового государства является наличие
государственного аппарата, который осуществляет
организацию власти и исполнение воли
властных органов на его территории. Очевидно,
что невозможно реализовывать данный
принцип без построенной и слаженной нормативно-правовой
системы. Во всех направлениях общества
используются законы и подзаконные акты,
которые регулируют жизнь и деятельность
общества в целом, а также применительно
к конкретной отрасли и ситуации. Как и
любая система, правовая система состоит
из составляющих ее элементов. Правовая
система делится на отрасли права. Институты
права являются частью отраслей права
и содержат юридические нормы.