Инструменты и виды фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.17 Кб (Скачать файл)

     

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Понятие, виды, цели и инструменты  фискальной политики государства: Курсовая работа; 25 01 10/ БрГТУ; Дмитренко Е.В.; КД-436;  Кафедра ЭТ.- Брест, 2011.-27c.: -3рис.; -2прилож.; -10источн.

Ключевые слова: бюджет, налог, доход, фискальная политика, стимулирующая  бюджетно-налоговая политика, сдерживающая бюджетно-налоговая политика, дискреционная  фискальная политика, недискреционная фискальная политика, государство, правительство.

Объект исследования: фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Предмет исследования: характерные  черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.

В курсовой работе определены цели и виды фискальной политики; произведено рассмотрение основных моделей и методов фискальной политики; дается характеристика особенностей фискальной политики в Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мне  хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой  политики в государственной экономике, рассмотреть её цели и виды.  Проанализировать воздействие инструментов фискальной политики на формирование государственного бюджета страны. Рассмотреть системы мер проводимых правительством Республики Беларусь в области государственных расход и налогов с целью обеспечения экономического развития.

Тема бюджетно-налоговой  политики очень актуальна, так как  в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно  развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен  на биржевые товары, а в развивающемся  мире происходит резкое замедление роста.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства  на пути к достижению данных целей.

Национальная экономика  нашего государства, бюджет и налоговая  сфера, в частности, находятся в  постоянной динамике, и от того, насколько  грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит  судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Актуальность моей курсовой работы в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества   играет  государственное  регулирование,  осуществляемое  в  рамках

избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное

 

 

 

регулирование, является финансовая система общества, и ее главные  составляющие - государственный бюджет и налоги, которые, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, и насколько правильно  государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель курсовой работы – изучение  бюджетно-налоговой  политики в целом и непосредственно направление фискальной политики в Республике Беларусь.

Задачи:

-изучить значение фискальной  политики и показать влияние  ее инструментов на формирование  государственного бюджета

- определить цели фискальной политики;

-проанализировать состояние  современной бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

В данной курсовой работе выделяются три основных раздела

- в первом дается общее понятие и цели бюджетно-налоговой политики,

- во втором – представлена  суть фискальной политики,

-в третьем – сделана  попытка проанализировать существующую  фискальную политику правительства  Республики Беларусь.

При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты Республики Беларусь, учебники и учебные пособия по макроэкономике, научные статьи в ежемесячных  периодических изданиях, статистические сборники.

 

 

Рецессия (от лат.  Recessus — отступление) — в экономике (в частности, в макроэкономике) термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.

 

 

 

 

 

1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1  Понятие  бюджетно-налоговой политики

 

«Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая  политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики существует два компонента:

- «линия доходов» где  государство изымает в бюджет  не только налоговые поступления,  но и другие денежные средства, такие как доходы от ценных бумаг, которыми владеет правительство, а также поступления, получаемые с «государственного капитала» размещенного в банковском секторе.

- «линия расходов»   здесь государство стремится  регулировать и оптимизировать  собственные расходы, оказывать  положительное воздействие на  происходящие в стране социально-экономические  процессы.

Государство должно проводить  не просто «бюджетную плюс налоговую» политику, а единую бюджетно-налоговую  политику, стремясь поддерживать особую функциональную зависимость между  доходной и расходной частью бюджета.

Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию денежных ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития страны.

       В цивилизованной  стране фискальная политика формируется  и контролируется парламентом  страны с учетом выработанной  теоретической концепции, а реализуется  правительством, в первую очередь  министерством экономики и министерством  финансов.

Основными задачами экономической  политики государства выступают  обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого  и долговременного экономического

 

роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер  правительства по регулированию  государственных расходов, налогообложения  и общего состояния  государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.

Вектора фискальной политики современного государства непосредственно  зависят от:   

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного  цикла;

     б) принятой  национальной концепции социально-экономического  развития страны и сформулированных  в ней задач;

     в) имеющегося  у правительства, в соответствии  с действующим законодательством,  правового коридора;

     г) степени  демократизации страны и уровня  развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает  отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

     Наличие в  фискальной политике двух основных  компонентов предполагает, что у  государства появляется возможность  маневрировать как за счет  изменения порядка налогообложения  и привлечения других видов  доходов, так и структуры государственных  расходов.

 

1.2  Цели бюджетно-налоговой  политики

 

Основными целями бюджетно-налоговой политики направленными на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, являются:

1)  в краткосрочном периоде:

-эффективное формирование  доходной части бюджета; 

-реализация бюджетной  политики государства;

-принятие мер по снижению  бюджетного дефицита;

-управление государственным  долгом;

-сглаживание циклических  колебаний экономики.

 

 

2)  в долгосрочном периоде:

-поддержание стабильного  уровня совокупного объема выпуска  (ВВП);

-поддержание полной занятости  ресурсов;

-поддержание стабильного  уровня цен.

Продуманная бюджетно-налоговая  политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской  активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности  экономики и улучшению международного положения страны.

 

    1. ИНСТРУМЕНТЫ И ВИДЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 2.1 Инструменты фискальной политики.  Автоматические стабилизаторы.

 

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы.

Государственный бюджет.

 Главным звеном в финансовой системы является государственный бюджет (от англ. budget – чемодан, мешок с деньгами).

Государственный бюджет —  годовой план государственных доходов  и расходов, или на профессиональной лексике - роспись денежных доходов  и расходов государства на определенный период, утвержденная в законодательном  порядке.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный  бюджетный процесс.

  Бюджетное устройство  – это организационные принципы  и структура построения бюджетной  системы.

Бюджетная система унитарного государства (например Беларуси) включает только два уровня: республиканский и местный.

Республиканский бюджет –  это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений. За его счет финансируются  общественные нужды.

 Местные бюджеты Республики  Беларусь делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов  районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Свод бюджетов всех уровней  на территории страны заключается в  консолидированный государственный  бюджет (рис. 2.1). Он не подлежит законодательному утверждению и не является правовым  актом,  ведущим

элементом здесь выступает  республиканский бюджет. Составление  такого бюджета имеет исключительно  технический характер.

 

Рис.2.1.1 Формирование консолидированного бюджета страны.

Консолидированный государственный  бюджет


 

Республиканский бюджет

 

Местные бюджеты

Централизованные фонды

 

Специальные бюджетные фонды (региональные)


 

 

Бюджетный процесс – это  деятельность органов власти по составлению,

рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в  том числе и в Республике Беларусь, он охватывает четыре основные стадии:

- составление проекта  бюджета;

- рассмотрение и утверждение  бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчета об  исполнении бюджета и его утверждение.

   Доходная часть  государственного бюджета – формируется  в основном за счет налоговых  поступлений и доходов, получаемых  государством от различной деятельности. Это и государственные займы,  эмиссия бумажных денег.

Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение  средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), финансирование науки, культуры, обороны, содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, а также финансирование народного хозяйство и т.д.

  Государственный бюджет  должен быть сбалансирован, т.е.  расходы соответствуют доходам.  При условии превышения расходов  над доходами наблюдается  дефицит  бюджета, а обратное явление называется профицитом

бюджета. Принято считать, что если объем бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим.

Информация о работе Инструменты и виды фискальной политики