Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа
Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
РЕФЕРАТ
Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики государства: Курсовая работа; 25 01 10/ БрГТУ; Дмитренко Е.В.; КД-436; Кафедра ЭТ.- Брест, 2011.-27c.: -3рис.; -2прилож.; -10источн.
Ключевые слова: бюджет, налог, доход, фискальная политика, стимулирующая бюджетно-налоговая политика, сдерживающая бюджетно-налоговая политика, дискреционная фискальная политика, недискреционная фискальная политика, государство, правительство.
Объект исследования: фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Предмет исследования: характерные черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
В курсовой работе определены цели и виды фискальной политики; произведено рассмотрение основных моделей и методов фискальной политики; дается характеристика особенностей фискальной политики в Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования фискальной политики.
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели и виды. Проанализировать воздействие инструментов фискальной политики на формирование государственного бюджета страны. Рассмотреть системы мер проводимых правительством Республики Беларусь в области государственных расход и налогов с целью обеспечения экономического развития.
Тема бюджетно-налоговой политики очень актуальна, так как в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста.
Как известно, бюджет на всех
его уровнях играет огромную роль
в развитии и процветании государства,
продвижении научно-
Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика
нашего государства, бюджет и налоговая
сфера, в частности, находятся в
постоянной динамике, и от того, насколько
грамотно правительство будет
Актуальность моей курсовой работы в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовая
система общества, и ее главные
составляющие - государственный бюджет
и налоги, которые, как и вся
налоговая система, являются мощным
инструментом управления экономикой в
условиях рынка. От того, насколько
правильно построена система
налогообложения, и насколько правильно
государство распоряжается
Цель курсовой работы – изучение бюджетно-налоговой политики в целом и непосредственно направление фискальной политики в Республике Беларусь.
Задачи:
-изучить значение фискальной
политики и показать влияние
ее инструментов на
- определить цели фискальной политики;
-проанализировать состояние современной бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
В данной курсовой работе выделяются три основных раздела
- в первом дается общее понятие и цели бюджетно-налоговой политики,
- во втором – представлена суть фискальной политики,
-в третьем – сделана
попытка проанализировать
При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты Республики Беларусь, учебники и учебные пособия по макроэкономике, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, статистические сборники.
Рецессия (от лат. Recessus — отступление) — в экономике (в частности, в макроэкономике) термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.
1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие бюджетно-налоговой политики
«Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.
В рамках фискальной политики существует два компонента:
- «линия доходов» где
государство изымает в бюджет
не только налоговые
- «линия расходов»
здесь государство стремится
регулировать и оптимизировать
собственные расходы,
Государство должно проводить не просто «бюджетную плюс налоговую» политику, а единую бюджетно-налоговую политику, стремясь поддерживать особую функциональную зависимость между доходной и расходной частью бюджета.
Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию денежных ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития страны.
В цивилизованной
стране фискальная политика
Основными задачами экономической
политики государства выступают
обеспечение полной занятости, подавление
инфляции, достижение равновесия платежного
баланса, обеспечение устойчивого
и долговременного
роста. Поэтому бюджетно-налоговая
(или фискальная) политика обнаруживается
как совокупность конкретных мер
правительства по регулированию
государственных расходов, налогообложения
и общего состояния государственного
бюджета, которые направлены на достижение
соответствующих задач
Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой
национальной концепции
в) имеющегося
у правительства, в
г) степени
демократизации страны и
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
Наличие в
фискальной политике двух
1.2 Цели бюджетно-налоговой политики
Основными целями бюджетно-налоговой политики направленными на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, являются:
1) в краткосрочном периоде:
-эффективное формирование доходной части бюджета;
-реализация бюджетной политики государства;
-принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
-управление государственным долгом;
-сглаживание циклических колебаний экономики.
2) в долгосрочном периоде:
-поддержание стабильного
уровня совокупного объема
-поддержание полной занятости ресурсов;
-поддержание стабильного уровня цен.
Продуманная бюджетно-налоговая
политика способствует росту инвестиционных
возможностей государства и
2.1 Инструменты фискальной политики. Автоматические стабилизаторы.
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы.
Государственный бюджет.
Главным звеном в финансовой системы является государственный бюджет (от англ. budget – чемодан, мешок с деньгами).
Государственный бюджет — годовой план государственных доходов и расходов, или на профессиональной лексике - роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период, утвержденная в законодательном порядке.
Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.
Бюджетное устройство
– это организационные
Бюджетная система унитарного государства (например Беларуси) включает только два уровня: республиканский и местный.
Республиканский бюджет – это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений. За его счет финансируются общественные нужды.
Местные бюджеты Республики Беларусь делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Свод бюджетов всех уровней
на территории страны заключается в
консолидированный
элементом здесь выступает республиканский бюджет. Составление такого бюджета имеет исключительно технический характер.
Рис.2.1.1 Формирование консолидированного бюджета страны.
Консолидированный государственный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местные бюджеты | |
Централизованные фонды |
Специальные бюджетные фонды (региональные) |
Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в Республике Беларусь, он охватывает четыре основные стадии:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление отчета об
исполнении бюджета и его
Доходная часть
государственного бюджета –
Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), финансирование науки, культуры, обороны, содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, а также финансирование народного хозяйство и т.д.
Государственный бюджет
должен быть сбалансирован, т.
бюджета. Принято считать, что если объем бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим.