Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа
Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Налоговая система.
Налоги известны людям с древних времен. Так уж устроена жизнь, что часть своего дохода приходится отдавать другим.
Налоги – это обязательные
платежи, взимаемые
Налогообложение прошло длительный путь исторического развития. В настоящее время налоги выполняют три основные функции:
1. Финансовая функция
налогов – главная, основная.
Ее сущность в том, что с
помощью налогов формируются
финансовые средства
2. Регулирующая функция
состоит в том, что налоги
выступают главным
3. Распределительная функция
заключается в том, что налоги
выступают в руках государства
важнейшим инструментом
Впервые принципы
налогообложения были
1. Равномерность, т.е.
равномерность налоговых
2. Определенность, означающая
четкость, ясность, стабильность
основных характеристик
3. Простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов.
4. Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, оплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Совокупность взимаемых
в государстве налогов и других
платежей (сборов, пошлин) образуют налоговую
систему. Это понятие охватывает
также и свод законов, регулирующих
порядок и правила
В зависимости от способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги берутся
непосредственно с доходов или
имущества налогоплательщика,
Косвенные налоги устанавливаются государством в виде надбавок к ценам на товары и тарифы, на услуги не связанные с доходами и имуществом налогоплательщика. К косвенным налогам относится налог с продаж, акцизные сборы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
По данным Министерства финансов РБ на 2011г в нашей стране применяются следующие основные виды налогов:
1. Подоходный налог с физических лиц
2. Налог на прибыль
3. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
4. Акцизы
5. Налог на недвижимость
6. Земельный налог
7. Экологический налог
8. Местные налоги и сборы
Наряду с налогами
в государственную казну
Автоматические стабилизаторы.
Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в
экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита / профицита бюджета.
Наиболее широко распространены следующие виды автоматических стабилизаторов:
1. Система прогрессивного
налогообложения доходов (
2. Социальные выплаты
и пособия по безработице. При
подъеме количество
3. Потребление – при
росте доходов потребление
2.2 Виды фискальной политики.
В зависимости от
фазы цикла, в которой
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.
Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения (рис. 2.2.1,а). В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и
снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 2.2.1,б). Поэтому данные инструменты могут использоваться в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.
Рис. 2.2.1 Воздействие фискальной политики на экономику:
а) на совокупный спрос; б) на совокупное предложение.
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Рис. 2.2.2 Воздействие фискальной политики на совокупный спрос.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2.2.2). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.
В краткосрочной перспективе
эти меры позволяют снизить инфляцию
спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более
долгом периоде растущий налоговый
клин может послужить основой
для спада совокупного
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.
Кроме того, в зависимости
от способа воздействия
Дискреционная фискальная политика
представляет собой сознательное законодательное
изменение правительством величины
государственных закупок, налогов
и трансфертов с целью
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
а) подоходные налоги, включающие
в себя все виды налогов
на доходы, в том числе налог
на прибыль корпораций (заметим,
что наиболее сильное
б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);
в) пособия по безработице;
г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)
Согласно конституции
республики Беларусь (раздел VІІ статьи
133-135) бюджетная система Республики
Беларусь включает республиканский
и местные бюджеты. Доходы бюджета
формируются за счет налогов, определяемых
законом, других обязательных платежей,
а также иных поступлений. Общегосударственные
расходы осуществляются за счет республиканского
бюджета в соответствии с его
расходной частью. В соответствии
с законом в Республике Беларусь
могут создаваться внебюджетные
фонды. Порядок составления, утверждения
и исполнения бюджетов и государственных
внебюджетных фондов определяется законом.
Отчет об исполнении республиканского
бюджета представляется на рассмотрение
Парламента не позднее пяти месяцев
со дня окончания отчетного
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки, снижения налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня народа.
В 2009 году Законом РБ от 13.11.2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» были предусмотрены следующие меры по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы.
1. Была снижена ставка
сбора в республиканский фонд
поддержки производителей
2. Исключены из объектов
обложения налогом активные
3. Уменьшился с 5% до 3% размер
ставки налога на приобретение
автомобильных транспортных
4. Установлена единая
ставка местного налога с
5. Отменен налог на доходы от операций с ценными бумагами, такие доходы стали облагаться налогом на прибыль.
6. Перешли к применению
линейной (единой) ставки подоходного
налога с физических лиц в
размере 12%. В части доходов
индивидуальных
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов (приложение 1) с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Основными доходными источниками
консолидированного бюджета были НДС,
доходы от внешнеэкономической
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).