Инструменты монетарной и бюджетно-налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание работы

Введение
1 Основные инструменты денежно-кредитной или монетарной политики
1.1 Политика обязательных резервов
1.2 Рефинансирование коммерческих банков
1.3 Операции на открытом рынке
1.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы
2Основные инструменты бюджетно-налоговой или фискальной политики
3Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010-2014 годы
4Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

макроэкономика, реферат ВСК 2.docx

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

1.4 Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных  ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также центральный банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен  при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит:  повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки  путем словесного убеждения.  Могут  быть политические заявления, общие  решения, просто призывы к тому или  иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга  банкиров. В общей форме могут  быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как  и другие.

 

 

 

 

 

 

2 Основные инструменты бюджетно-налоговой или фискальной политики 

Основными инструментами  фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Из чего следует, что фискальная политика государства  регулирует финансовые потоки между  секторами национальной экономики, формирует государственные фонды  денежных ресурсов и обеспечивает решение  социально-экономических задач. 
 В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. 
 Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Бюджетно-налоговая политика  -  это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка налогообложения,  предоставления  льгот.  
 Цель налоговой политики является:

  • аккумулирование финансовых ресурсов;
  • воздействие на  достижение макроэкономической стабильности;
  • перераспределение ресурсов и доходов;
  • обеспечение полной занятости;
  • производство неинфляционного продукта в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.

Основные средства   налоговой  политики:

  • виды налогов и платежей, их структура;
  • объекты обложения;
  • субъекты платежей;
  • источники налогов;
  • ставки;
  • льготы;
  • санкции;
  • сроки взимания;
  • способы внесения и др.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.  
 В зависимости от  механизма  реагирования  на изменения  экономической  ситуации налоговая политика подразделяется на: 
-дискреционная; 
-не дискреционная (автоматическая).  
 Для более подробного изучения рассмотрим типы и инструменты представленные на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Типы и инструменты фискальной политики         

 

 

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства,  которое,  манипулируя  налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных  расходов  воздействует  на формирование  совокупного  спроса  и совокупного предложения, на реальный объем национального продукта,  уровни занятости, инфляции и цен. 
 Независимо от решений правительства  формируется автоматическая  политика,  обусловленная возможностью "автоматических" изменений уровней  государственных  расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий. 
 Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.  
 Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: 
• экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов; 
• социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 
• фискальные - повышение доходов государства; 
• международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. 
 Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан.  
 Как специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.  
Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. 
 При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. 
 Разрабатывая налоговую политику полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. 
 В основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки: 
• использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;  
• использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.  
 Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны - обеспечению экономического роста.

 

3 Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010-2014 годы

В Послании Президента страны народу Казахстана от 1997 года «Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев» Глава государства поставил перед Правительством Республики Казахстан ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства.

В целях решения поставленных задач Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство финансов), являющееся одним из главных экономических  ведомств страны и уполномоченным органом  по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной  политики в области налогообложения, таможенного дела, исполнения бюджета, а так же формирование государственной  политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, государственных  закупок и в ряде других не менее  важных видов деятельности.

Стратегическое направление 1 - улучшение качества исполнения бюджета.

Одной из ключевых функций  Министерства финансов является обеспечение  полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому Министерство финансов продолжает работу по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных  учреждений, оптимизации и повышению  эффективности процесса государственных  закупок, а также предупреждению финансовых нарушений при использовании  средств государственного бюджета.

В части процедур проведения государственных закупок Министерством  финансов создана информационная система  «электронных государственных закупок» - веб-портал госзакупок в целях централизации и осуществления государственных закупок по принципу «одного окна».

По итогам полугодия 2009 года на веб-портале зарегистрировано 19384 участников электронных государственных  закупок (далее - ЭГЗ). При этом выдано 20546 имен пользователей и паролей  представителям заказчиков, организаторов  и потенциальных поставщиков  ЭГЗ.

Только за 1 квартал 2009 года условная экономия от использования  электронных закупок в процентном выражении составила 31,68 % (при суммарной  выделенной сумме в бюджете в  размере 829 млн. тенге, общая сумма, предложенная победителями ЭГЗ, составила 566 млн. тенге).

При профилактике финансовых нарушений по использованию средств  государственного бюджета возникают  проблемы, связанные с тем, что  государственные органы не всегда эффективно и по назначению используют выделенные им бюджетные средства, а при выявлении  данных нарушений, с несвоевременным  исполнением представлений на их устранение.

Из 7217 представлений об устранении нарушений, направленных объектам контроля в 2007 году, было исполнено 5377, или 74,5 %. В 2008 году из 8916 представлений объектами  контроля исполнено 6954, что составляет 78 %. Мерами, способствующими к снижению нарушений и повышению финансовой дисциплины объектов контроля служит постоянный анализ допускаемых и  выявленных фактов нарушений, выработка  системных рекомендаций и предложений  по их предупреждению и пресечению.

Стратегическое направление 2 - Повышение эффективности деятельности органов налоговой службы

В последние годы сделаны  существенные шаги и достигнуты значительные улучшения в области налоговой  политики и налогового администрирования. При самом активном участии представителей частного сектора была усовершенствована  нормативная правовая основа, в 2008 году принят новый Налоговый кодекс. В  настоящее время активно используются различные информационные системы.

По результатам опроса населения, проведенного исследовательским  центром «Сандж» за 2008 год, наиболее значимыми барьерами, с которыми столкнулись потребители при получении налоговых услуг, были:

а) большие очереди - 33,2 %;

б) отправляют от одного к  другому - 27,4 %;

в) отсутствие удобного места  ожидания - 27,0 %;

г) отсутствие справочного  окна - 25,3 %.

То есть это проблемы, прежде всего, связанные с оснащенностью  налогового органа, информированностью налогоплательщиков.

В настоящее время модернизация налоговой службы является первостепенной задачей, поставленной Президентом  Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан и рассматриваемой  как важнейший элемент повышения  конкурентоспособности Казахстана и создания привлекательных условий  для ведения бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана

В части обеспечения устойчивого  экономического роста Казахстана предстоит  решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной  политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и  предпринимательства, а также внедрения  принципов корпоративного управления.

Правительство разработает  и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации  и контроля.

Информация о работе Инструменты монетарной и бюджетно-налоговой политики