Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:02, контрольная работа
Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей, главным образом, международной торговли. Одна страна богата природными ресурсами, другая имеет благоприятные климатические условия для выращивания зерновых культур, что порождает необходимость тесно взаимодействовать страны друг с другом.
Международные экономические отношения представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей, как между отдельными государствами, так и между национальными, международными компаниям, функционирующих на мировом рынке.
Введение 3
Направления внешнеторговой политики 4
Политика протекционизма 4
Политика фритредерства 6
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики 9
Демпинг 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Курский филиал
Контрольная работа
По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
По теме: «Инструменты внешнеторговой политики государства»
Выполнил
Студент: Маякова Юлия Алексеевна
Курс: 3
Группа: №1- Налоги и налогообложение
Личное дело: 11ФЛБ00713
Факультет: Финансово-кредитный
Специальность: Бакалавр экономики
Проверил
преп. Федорченко Татьяна Анатольевна
Курск 2013
Оглавление
Введение 3
Направления внешнеторговой политики 4
Политика протекционизма 4
Политика фритредерства 6
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики 9
Демпинг 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Важнейшей чертой функционирования мировой
экономики на протяжении XX века, и
особенно во второй его половине, служит
поступательное развитие мирохозяйственных
связей, главным образом, международной
торговли. Одна страна богата природными
ресурсами, другая имеет благоприятные
климатические условия для
Международные экономические отношения представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей, как между отдельными государствами, так и между национальными, международными компаниям, функционирующих на мировом рынке.
Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет огромную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
Сам термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает экспорт и импорт товаров и услуг.
Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Изучение международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или, чем определяются направления внешнеторговой политики. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
Существуют два основных направления внешнеторговой политики - политика свободной торговли (либерализация) и протекционизм.
Протекционизм – теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Это политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и, зачастую, на захват внешних рынков. «В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий».[8;с.78]
«Протекционизм – это защита национальных интересов, внутренних рынков от конкуренции иностранных товаров при помощи тарифных и нетарифных ограничений».[4;с.598]
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции, Австрийской монархии, многих германских государствах, в России - впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности.
Современный протекционизм развитых
капиталистических государств выражает
в первую очередь интересы крупных
национальных и международных монополий.
Захват, раздел, и перераспределение
рынков сбыта товаров и капиталов
составляют главное его содержание.
Осуществляется с помощью сложной
системы государственно- монополистических
мер, контролирующих и регулирующих внешнюю
торговлю. Усиление интернационализации
капиталистического производства и дальнейшее
развитие государственно-
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Основные направления протекционизма:
Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
«Фритредерство - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в предпринимательскую сферу жизни общества»[14]. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.
Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. В реальности государство не устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.
Политика свободной торговли имеет следующие основные характеристики:
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929г. глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
В 1974г. Была создана организация ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1996г. Она была преобразована в ВТО (Всемирная торговая организация). ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
Политику фритредерства могут проводить только высокоразвитые страны, где местные национальные производители способны выдержать конкуренцию и сами активно внедряются на мировые рынки.
Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.
Таможенная пошлина – это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт и импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.
Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:
1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;
2) является источником поступления средств в бюджет государства;
3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии.
Во-первых, по направлению движения товара пошлины делятся на:
а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну;
б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно);
Во-вторых, по способам установления пошлины делятся на:
а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
б) специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара;
в) смешанные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин;
В-третьих, по целям введения таможенные пошлины делятся на:
а)преференциальные (
б) дискриминационные (
в) компенсационные (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли);
г) антидемпинговые (для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным);
В-четвертых, в зависимости от экономических целей и результатов таможенные пошлины классифицируются на:
а) фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну;
б) протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находится в пределах 3-5%, а в России — в пределах 13-16%.
К мерам нетарифного
Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные производители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.
Информация о работе Инструменты внешнеторговой политики государства