Инструменты внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей, главным образом, международной торговли. Одна страна богата природными ресурсами, другая имеет благоприятные климатические условия для выращивания зерновых культур, что порождает необходимость тесно взаимодействовать страны друг с другом.
Международные экономические отношения представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей, как между отдельными государствами, так и между национальными, международными компаниям, функционирующих на мировом рынке.

Содержание работы

Введение 3
Направления внешнеторговой политики 4
Политика протекционизма 4
Политика фритредерства 6
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики 9
Демпинг 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

В целом положительный  эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта  и потерь, которые несет отечественный  потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильней в условиях общей инфляционной тенденции, которая  усиливается  введением дополнительных таможенных ограничений.

Механизм тарифов на экспорт  – зеркальное отражение механизма  тарифов на импорт.

В этом случае отечественная  цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке  возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или  стимулирование экспорта, лицензирование.

Импортно-экспортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение  в количественном или стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной  к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно  нейтрализуют воздействие внешней  конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют  внутренний рынок от проникновения  новых и новейших иностранных  товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом  протекционистской политики.

Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицензии, как  правило, выдаются предприятиям, имеющим  большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство  может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участвующих  предприятий цене на организованных аукционах. В отдельных случаях  лицензии представляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем  их доле в суммарной величине импорта  или экспорта в период до введения квот.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность  экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обязательства  по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает  стремление избежать со стороны партнеров  более серьезных и жестких  протекционистских ограничений, и  по своей сущности ДЭО являются вынужденной  мерой.

Для страны-импортера при  введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем  при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения  цен компенсируется снижение объемов  экспорта.

К  нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, то есть саму возможность участия товаров в импорте и экспорте – стандарты, требования к качеству, упаковке, маркировке. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм, как на внутреннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

Государства, проводя протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. Протекционизм  в форме нетарифных методов являются дорогими методами сохранения самодостаточности  национальной экономики.

 

Сочетание протекционизма и  фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам прямого экспортного кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В развитых странах  активно используется:

а) система прямого субсидирования экспорта (распространена в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза);

б) экспортное кредитование (охватывает около 12– 20% всего объема экспорта развитых стран);

в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков).

 

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

При предоставлении услуг  путем перемещения в страну-импортера  поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие; национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.

 

 

Демпинг

 

«Демпинг - сброс - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны»[14].  Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда  за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга: ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке; стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости. Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга — нерыночный демпинг, когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.

В коммерческой практике демпинг может  приобретать одну из следующих форм:

  • Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает вопрос - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
  • Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
  • Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.
  • Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
  • Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

 

 

 

Антидемпинговые меры - это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. В рамках ВТО функционирует специальный Комитет по антидемпинговой практике (Антидемпинговый комитет), состоящий из представителей всех стран-участниц. Комитет рассматривает национальное антидемпинговое законодательство на предмет соответствия правилам ВТО.    

Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Национальные рыночные экономики  развиваются не изолировано, а в  тесном взаимодействии друг с другом. Ни одна страна в мире, не может полностью  самостоятельно обеспечить себя сотнями  различных услуг, ресурсов, высококвалифицированными специалистами, товарами. Страны удовлетворяют  растущие потребности посредством  взаимного обмена и сотрудничества в производстве, научных исследованиях, решении экологических и других глобальных проблем, требующих объединения  финансовых, технических, профессиональных и иных ресурсов. По мере развития производительных сил взаимозависимость национальных экономик возрастает, социально-экономическое  развитие стран все более определяется масштабами, разнообразием и эффективностью их экономических отношений с  остальным миром, которые в совокупности образуют систему международных  экономических отношений.

 

Мировой рынок отличается от внутренних рынков, прежде всего тем, что на этот рынок поступают не все товары, которые обращаются на национальных рынках. Мировой рынок выбраковывает  из международного обмена товары, которые  не отвечают международным стандартам качества при мировых ценах. Мировой  рынок выступает сферой межгосударственного  обмена, он оказывает обратное влияние  на национальное производство, показывая  что, сколько, при каких издержках  и для кого нужно производить.

Экономические отношения  между странами становятся более  многообразными, возникают межгосударственные объединения, усиливается многостороннее регулирование экономических процессов.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения», М: Юристь, 1999г., 368с.
  2. Булатов А.С. «Мировая экономика», М: Юристь, 2000г., 734с.
  3. Булатов А.С. «Экономика: Учебник для вузов», М: Экономисть, 2004г., 896с.
  4. Камаев В.Д. «Экономическая теория», «ВЛАДОС»,2002г., 640с.
  5. Киреев А.П. «Международная экономика. Учебное пособие» Москва, 2001г.,  416 с.
  6. Кожевников Н.Н. «Экономика: Учебное пособие для студентов вузов», М: Академия, 2009г., 288с.
  7. Кудров В.М. «Мировая экономика», учебник, Москва: Дело, 2004г., 322с.
  8. Мировая экономика: Под ред. И.П.Николаевой. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.
  9. Мировая экономика: Метод. Указания по изучению дисциплины/ А.В. Вокарий, О.В. Таласила.-М.2007.
  10. Международная торговля: Учебник / В.И. Фомичев. – М.: Инфра - М, 2001 – Гл. «Внешняя и международная торговая политика. Внешнеторговая политика».
  11. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М.; 1994.
  12. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. М.:ЮНИТИ, 2000
  13. [Электронный ресурс] www.glossary.ru
  14. [Электронный ресурс] www.wikipedia.ru

 


Информация о работе Инструменты внешнеторговой политики государства