Интеграционные процессы в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России. Состояние интеграционных процессов России и СНГ. Перспективы экономической интеграции стран СНГ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

2. Интеграционные  процессы в СНГ

2.1 Экономическое  развитие России и значение  экономической интеграции для  России

Планомерное развитие экономики  СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой  степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования производства.

Россия по-прежнему остаётся для них центром притяжения как  более сильный и экономически развитый партнёр. В свою очередь, и  российская сторона в целом заинтересована в сохранении кооперационных связей с партнёрами по СНГ, в том числе  в машиностроении и оборонных  отраслях, а также в сфере торговли сырьевыми ресурсами и потребительскими товарами. Российское руководство предложило странам СНГ развивать стратегическое партнёрство на основе непосредственного  учёта национальных интересов каждого  участника.

Для России вопрос сохранения Содружества как суверенного, реального  и быстро наращивающего экономический  потенциал объединения – это  вопрос «качества субъектности» в мире ХХ1 века. Россия как лидер СНГ или Россия, окруженная сателлитами США, - это принципиально разные сценарии. Руководство России должно быстро и умно отреагировать на приближающуюся к критической точке напряженность и предложить партнерам по Содружеству принципиально иное содержание интеграционных процессов.

Основной задачей экономического развития России является повышение  конкурентоспособности российской экономики, что приведет к повышению  благосостояния и качества жизни  населения.

2007 год окончился для  России весьма удачно. Рост ВВП  8,1%, США – 2,2%, Европейские страны - 2,3%, Китай – 11,4%, Индия - 8,5%. Динамично  расширялся внутренний и внешний  спрос. Рост заработной платы  – 16,5% в реальном исчислении  Прирост валового накопления  основного капитала – 20,8%, объем  кредитов но срок более года увеличился но 61%. Стоимостной объем всего товарного экспорта увеличился на 17%. Чистый приток иностранного капитала в частный сектор вырос почти в два раза – до 82 млрд. долл. Объем валютных резерв вырос за год на 169 млрд. долл. Объем Стабилизационного фонда на 68 млрд.долл. С другой стороны структурные диспропорции российской экономики (к числу важнейший из них относятся две: низкая конкурентоспособность отечественной продукции в сравнение с импортом и опережающий рост заработной платы в сравнение с ростом производительности труда) только обострились. Темпы роста физических объемов импорта товаров и услуг(30,4%) превысили темпы роста отечественной продукции на внутренний рынок (3,4%) в девять раз (Приложение Б). В 2007 г. российская экономика испытала два негативных «шока», пришедших из-за рубежа дефицит ликвидности в банковском секторе и ускорение инфляции связанное, прежде всего, с повышением мировых цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары.

Президент в своем выступлении  на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».30

Определены приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный  путь развития ставится задача кардинального  повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной  политики. Это означает, что уровень  финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%, расходы государства  на эти отрасли должны быть удвоены.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному типу развития. Его  основным источником должен стать НТП. Согласно Концепции, «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические  инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции  в выпуске промышленной продукции  — до 25-35% (2005 год — 2,5 процента)», «доля высокотехнологичного сектора  и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год — 10,5%)». Сильно меняется отраслевая структура  экономики. Согласно инновационному варианту, доля высокотехнологичного сектора  в добавленной стоимости увеличивается  в 2 раза — с 10% почти до 20. При этом зеркально сокращается нефтегазовый сектор — с 20% до 12%. В дополнение к этому несколько сокращается  доля сырьевого сектора (с 8,4% до 6,8%) и существенно — с 17,7 до 12,2% — доля торговли.

«Новая технологическая  волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы. Российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)».

Разработчики Концепции  планируют вывести Россию в число  высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений  роста глобальной экономики.

2.2 Состояние интеграционных  процессов России и СНГ

В 1990–2000-е надежды на экономическую  интеграцию России со странами Восточной  Европы оказались окончательно утраченными. В новых условиях некоторые возможности  для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ) объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

Одним из основных показателей, характеризующих степень эффективности  интеграционных процессов, является взаимная торговля.

По данным ФТС России, в 2007 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ вырос по сравнению  с предыдущим годом на 27,4% и составил 82,4 млрд. долл. США(Приложение В), в том числе экспорт – 52,6 млрд. долл. США (почти на четверть больше, чем в предыдущем 2006 году), импорт – 29,8 млрд. долларов США (рост более чем на треть). За первые два месяца 2008 года товарооборот достиг без малого 15 млрд. долл. США и вырос по сравнению с январем-февралем 2007 года на 42,8%, экспорт составил 10,1 млрд. долл. (рост на 53,6%), импорт – 4,8 млрд. долл. (рост на 24,4%).Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина (доля в общем товарообороте со странами СНГ в 2007 году – 36%), Белоруссия (31,6%) и Казахстан (20,1%).

В целом структура внешней  торговли России со странами СНГ рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно  превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки  стран Содружества более значимы. Так, поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ по объемам  в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз. В 2007 году Россия поставила в страны СНГ машинно-технической продукции  на 9,6 млрд. долларов, что составило 18,3% от общего объема экспорта России в  страны СНГ. Для сравнения: в экспорте в страны дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 3,4%. Значительно больше поставляется в страны СНГ и продукции агропромышленного  комплекса, текстильных товаров.

Структура российских закупок  в странах СНГ в определенной степени также отражает взаимодополняемый характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения приходится почти 32%, на металлопродукцию – 21%, продовольственные товары – 14,4%, продукцию химической промышленности – 10,2%.

Важной составляющей торгово-экономических  отношений России со странами СНГ  является инвестиционное сотрудничество. Ведущую роль в этих процессах  играет набирающий силу российский капитал.24

По данным Росстата, объем  накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 года составил 2,52 млрд. долл. США. При этом фактические данные значительно выше. Объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России по состоянию на 1 января 2008 г. превысил полтора миллиарда долл. США.

Важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в формате  Содружества Независимых Государств играет реализация решений саммита  СНГ, состоявшегося в Душанбе 5 октября 2007 г.

Следующим опытом экономической  интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным.

По данным Росстата, товарооборот между Российской Федерацией и Республикой  Белоруссия за январь-ноябрь 2007 года составил 18,0 млрд. долл. США и по сравнению  с январем-ноябрем 2007 года увеличился на 26,5%. Удельный вес товарооборота  Союзного государства в общем  объеме товарооборота стран СНГ  составил 31,0% и по сравнению с  январем-ноябрем 2006 года увеличился на 0,5%.

Экспорт России в Белоруссию в 2007 году составил 11,8 млрд. долл. США (126,5% к 2005 году). Импорт России в 2007 году из Беларуси составил 6,2 млрд. долл. США (130,1% к 2005 году)

Принимаются меры по устранению барьеров во взаимных торгово-экономических  отношениях между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Удалось  заложить основы плавного перехода на рыночные принципы торговли между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия такими стратегическими товарами как  природный газ и сырая нефть.

Главами государств рассмотрены  вопросы торгово-экономического, военно-технического сотрудничества, социально-трудовых отношений, сотрудничества в области культуры и науки, бюджетного процесса. Приняты  решения по вопросам разработки и  реализации программ Союзного государства. Одобрен Прогноз социально-экономического развития Союзного государства прогноз до 2008 года, утвержден бюджет Союзного государства на 2008 год.

Третьим и наиболее серьезным  подходом к интеграционному объединению  является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

-формирование  зоны свободной торговли ЕврАзЭС

В соответствии Договора о  Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.

В настоящее время Стороны  договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной  торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС.

- формирование таможенного союза

В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза  и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.– России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.

25 января 2008 г., главами правительств  Республики Белоруссия, Республики  Казахстан и Российской Федерации  подписаны документы, формирующих  правовую базу таможенного союза  трех государств.

Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.

Информация о работе Интеграционные процессы в СНГ