Интеграционные процессы в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России. Состояние интеграционных процессов России и СНГ. Перспективы экономической интеграции стран СНГ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

-формирование единого экономического пространства.

К настоящему времени в  ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.

К основным проблемам интеграции в рамках ЕврАзЭС следует отнести существенные различия в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований.

Кроме того, государства  ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.

Унификация законодательств сторон в области тарифного и нетарифного регулирования – длительный процесс. В этом направлении будут продолжаться переговоры.

Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России:

Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

Страсбурге 10 октября 1997 года.

Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех  экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при  вступлении в него. ГУУАМ как экономическое  объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.

5 мая 2005 года Узбекистан  вышел в одностороннем порядке  из ГУУАМ, теперь название этого  объединения звучит как ГУАМ.

- Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),

Кроме того, есть экономические  блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.

Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей действует  не более 10-12 процентов. На постсоветском  пространстве идут процессы, связанные  с модернизацией политики ряда стран  СНГ. Но России взаимодействовать надо со всеми странами, не теряя времени. Пятнадцать-тридцать лет – сроки, за которые необходимо осуществить  модернизацию, укрепить свой союз и  стать сильными.

2.3 Перспективы  экономической интеграции стран  СНГ

Основной целью создаваемой  международной интеграционной группировки  является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

Что касается Содружества  Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что у  СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран  СНГ в ближайшем будущем, поэтому  странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим  отношениям. В настоящее время  действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.

Логика экономического и  политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для  политической элиты является болезненное  восприятие необходимости добровольного  делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые  межгосударственные союзы ведут  к некоторому допустимому ограничению  экономического и порой политического  суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет  строить свою политику, исходя из интересов  не только собственных, но и партнерских.

Отсюда неизбежен поиск  компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.

Не урегулированы вопросы  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения  на региональном уровне. К их числу  относятся:

  1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
  2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
  3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

Другие считают, что развитие Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто  не отказывается от сотрудничества в  целом, а центростремительных тенденций  потенциально больше, чем центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.

Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты  сотрудничества должны существенно  измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых  условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции  дальнейшего развития Содружества  Независимых Государств и утвержденного  ими Плана основных мероприятий  по её реализации.

Концепцией определено, что  экономическое сотрудничество сегодня  является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере  и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью  СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

Основной целью в среднесрочной  перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.

Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного  союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.

Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных  и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических  вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными  органами представительной и исполнительной власти

Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.

Заключение

Интеграционный процесс  в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что  по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С  одной стороны, оно нацелено на окончательный  демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию  качественно новых отношений  между суверенными государствами, формирование и сохранение единого  экономического (рыночного) пространства.

Первые пять-шесть лет  после распада СССР характеризуются  глубоким дезинтеграционным процессом  на всём постсоветском пространстве. После 1996-1997 годов наблюдается некоторое  оживление в хозяйственной жизни  Содружества. Происходит регионализация его экономического пространства.

Появились объединения Содружества  Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Таможенный союз, переросший впоследствии в Евразийское экономическое  сообщество, Центрально-азиатское экономическое  сообщество, объединение Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Молдовы, Тройственный экономический союз.

В каждом объединении наблюдаются  интеграционные процессы различной  интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего  развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности  в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых  государствах, породили необходимость  отработки нового (рыночного) механизма  поддержания производственно-хозяйственных  связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

В настоящее время увязать  воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно  направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность  в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности

На современном этапе  интеграции целесообразно не противопоставлять  многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно  использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы  конкретнее, проще и позволяют  не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить  и реализовать многостороннее сотрудничество.

Что касается использования  многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:

— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;

— проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;

— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;

— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.

Острым остается вопрос о  ценах во взаимной торговле. И это  совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.

Информация о работе Интеграционные процессы в СНГ