Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:12, реферат
Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России. Состояние интеграционных процессов России и СНГ. Перспективы экономической интеграции стран СНГ.
-формирование единого экономического пространства.
К настоящему времени в ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.
К основным проблемам интеграции в рамках ЕврАзЭС следует отнести существенные различия в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований.
Кроме того, государства ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.
Унификация законодательств сторон в области тарифного и нетарифного регулирования – длительный процесс. В этом направлении будут продолжаться переговоры.
Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России:
Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).
Страсбурге 10 октября 1997 года.
Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. ГУУАМ как экономическое объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.
5 мая 2005 года Узбекистан
вышел в одностороннем порядке
из ГУУАМ, теперь название
- Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),
Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.
Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ. Но России взаимодействовать надо со всеми странами, не теряя времени. Пятнадцать-тридцать лет – сроки, за которые необходимо осуществить модернизацию, укрепить свой союз и стать сильными.
2.3 Перспективы
экономической интеграции
Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.
Что касается Содружества Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.
Одни утверждают, что у
СНГ нет никаких перспектив. Трудно
рассчитывать на улучшение процесса
экономической интеграции стран
СНГ в ближайшем будущем, поэтому
странам-участницам следует переходить
к нормальным двусторонним торгово-экономическим
отношениям. В настоящее время
действенная экономическая
Логика экономического и
политического выживания должна
толкать бывшие союзные республики
навстречу друг к другу. Народы хотят,
чтобы интеграция была действенной.
Самой сложной проблемой для
политической элиты является болезненное
восприятие необходимости добровольного
делегирования части
Отсюда неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.
Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:
Другие считают, что развитие
Содружества в последние годы
свидетельствует о том, что никто
не отказывается от сотрудничества в
целом, а центростремительных
Новая модель интеграции должна
учитывать решающую роль предпринимательских
структур в развитии экономических
отношений в рамках СНГ. При этом
экономическая политика государств,
институциональные и правовые аспекты
сотрудничества должны существенно
измениться. Они призваны способствовать
в первую очередь созданию необходимых
условий для успешного
В предстоящий период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации.
Концепцией определено, что
экономическое сотрудничество сегодня
является приоритетом СНГ, необходимы
комплексные действия в данной сфере
и выработка Стратегии
В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.
Основной целью в
Одним из основных вопросов
правового обеспечения
Принятие Конвенции по
межтерриториальному
Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.
Заключение
Интеграционный процесс
в рамках СНГ во многом начинается
как бы с новой отметки. Во многом
это обусловливается тем, что
по своей природе само соглашение
о Содружестве Независимых
Первые пять-шесть лет
после распада СССР характеризуются
глубоким дезинтеграционным процессом
на всём постсоветском пространстве.
После 1996-1997 годов наблюдается некоторое
оживление в хозяйственной
Появились объединения Содружества
Независимых Государств, Союз Беларуси
и России, Таможенный союз, переросший
впоследствии в Евразийское экономическое
сообщество, Центрально-азиатское
В каждом объединении наблюдаются интеграционные процессы различной интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.
Экономические преобразования,
проводимые в новых независимых
государствах, породили необходимость
отработки нового (рыночного) механизма
поддержания производственно-
В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности
На современном этапе интеграции целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.
Что касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:
— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;
— проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;
— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;
— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;
— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.
Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.