Интеграция в международные финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность, оценки интеграции, е имущества и также последствие интеграции в международные финансовые рынки.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключений и списка использованной литературы.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность финансовой интеграции, еe типы,особенности,преимущества и риски.
Во второй главе рассматриваются финансовая глобализация,ее особенности и причины, место России в системе международной финансовой интеграции, так и финансовый международный финансовый центр России, Москва.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути финансовой интеграции России в международные  финансовые рынки.

2.1. Место России в системе международной финансовой интеграции

В этом пункте исследованы  тенденции российского финансового  рынка и условия интеграции в  мировую финансовую систему. Выделены основные направления интеграции финансового  рынка России в мировую финансовую систему, такие как:

- Реформирование существующей  модели финансового рынка в  России с учетом ухода от  спекулятивной модели развития  и интеграции с развивающимися  странами, странами СНГ и БРИК.

- Стимулирование реальных  инвестиций в экономику России.

-Регулярный мониторинг диспропорций инвестиций в рамках государственной инвестиционной политики с учетом определения избытка или дефицита необходимого инвестиционного капитала путем сопоставления максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных потребностей в рамках планируемого периода.

- Обеспечение баланса интересов государства и бизнеса при введении ограничений на допуск иностранных инвесторов в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны и обеспечения безопасности государства.

 Следует отметить, что  существенные недостатки имеют  взаимоотношения между банковской  деятельностью и финансовыми  рынками. Банки еще недостаточно  осуществляют контроль в использовании  кредитов и отдельных манипуляций  на рынке ценных бумаг. В работах российских исследователей справедливо указывается на такие риски интеграции российского финансового рынка в мировую финансовую систему, как преобладание краткосрочной инвестиционной ориентации в деятельности финансового сектора.

Следует отметить, что в  целом финансовая система становится менее зависимой от доллара США. Ослабление доллара особенно заметно на примере снижения его воздействия на рынках Японии, ЕС и Китая. И процессы децентрализации в долгосрочной перспективе будут лишь усиливаться.

Более практичным вариантом  поддержания рубля было бы придание ему статуса региональной валюты. Однако, по мнению экспертов МВФ, рубль  еще не готов к этому, и причины  этого следующие. Первая заключается  в том, что ценообразование валюты в России происходит не полностью  на рыночных условиях, так как при  определении курсовой стоимости  рубля участвует Центробанк. Вторая состоит в том, что важным условием для получения денежной единицей статуса региональной валюты является наличие ликвидного рынка государственного долга.

Несмотря на то, что интеграция России в мировую финансовую систему  происходит в неблагоприятных внешнеэкономических  обстоятельствах (замедление темпов экономического роста в развитых странах) , наметились положительные сдвиги: развивается  фондовый рынок, разрабатывается законодательство, касающееся валютного регулирования; сотрудничество с МВФО перешло на новый качественный уровень.

Если говорить о тенденциях и перспективах развития российского  валютного рынка, то стоит отметить, что его конъюнктура зависит, на наш взгляд, главным образом  от двух факторов - от валютной политики Банка России и динамики цен на основные товары российского экспорта. Однако наряду с уровнем мировых  цен не менее важен объем экспорта нефти и нефтепродуктов в натуральном  выражении. Как свидетельствует  статистика, продажа нефти не предопределяет весь российский экспорт.Весьма важную роль в формировании динамики валютного  курса играет внутриэкономическая  ситуация в России.

Таким образом, несмотря на сформировавшуюся валютную систему, которая  в целом соответствует условиям рыночной экономики, и либерализацию  валютного законодательства, позволяющую  стране интегрироваться в глобальный валютный рынок, национальный валютный механизм России далек от глобализации с мировым финансовым рынком. Для того чтобы оценить степень интегрированности валютного рынка России в глобальный воспользуемся следующим показателем:

 

где - среднедневной оборот российского валютного рынка,

- среднедневной  оборот глобального валютного рынка.

Обороты российского валютного  рынка составляют приблизительно 1% от глобальных. Для него характерно преобладание простых конверсионных  операций, срочный же рынок пока развит слабо. Поддержание текущего курса рубля к ведущим мировым  валютам происходит во многом благодаря  благоприятной международной конъюнктуре  товаров российского экспорта, при  ее изменении в худшую сторону  возможно истощение золотовалютных резервов и/или девальвация рубля. Мировые финансовые колебания влияют на курс российской валюты и в настоящее время не смогут значительно отразиться на глобальном рынке. Российский рубль остается частично конвертируемой валютой, его свободная конвертация в среднесрочной перспективе не представляется возможной.

 

2.2. Москва как финансовый международный финансовый центр

За годы экономических реформ Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Сегодня в столице находится большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржи и т. д. Через финансовую систему города проходит более 80% финансовых ресурсов страны.

В Москве представлены и работают все ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных компаний, работающих на разных региональных рынках России, свои головные офисы также разместили в Москве. Уже сегодня российская столица является одним из ведущих городов мира по величине городского бюджета, запланированный размер которого на 2013 год составлял 1458,3 млрд руб. (объем расходов бюджета запланирован на уровне 1663,8 млрд руб.). Все это делает дальнейшую интеграцию Москвы в мировую финансовую систему объективной необходимостью, которая в будущем может привести к значительному усилию ее международной роли.

При этом в практическом плане превращение Москвы в международный финансовый центр (МФЦ) означает привлечение новых инвестиционных ресурсов в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, что особенно важно для Москвы, имеющей большое число ВУЗов и академических учреждений. Это также приведет к увеличению объема выплачиваемой в городе заработной платы, а значит, и к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема потребительского спроса. Это направление дальнейшего развития города напрямую коррелирует с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 17.11.2008 г. Правительством Российской Федерации.

Мировой опыт создания современных МФЦ в Сингапуре и Китае (в Гонконге и Шанхае) наглядно показал, что для успешной реализации таких проектов необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра.

Подобными «точками роста» традиционно  считаются следующие:

  • экономика с потенциалом масштабного роста;
  • устойчивая национальная валюта;
  • публичное владение акционерным капиталом;
  • либеральное регулирование экономикой страны.

Следует отметить, что Москва уже  сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении остальных — стремится к их достижению.

Анализ развития российского  финансового сектора показал, что  Москва вполне может конкурировать  с молодыми МФЦ, но по эффективности механизма регулирования рынка проигрывает финансовым центрам в странах с быстроразвивающейся экономикой.

Замедляют увеличение масштаба деятельности национальных финансовых посредников и снижают привлекательность  Москвы для иностранных участников финансового рынка в первую очередь вопросы регулирования их деятельности, разного рода издержки для ведения бизнеса. В российском законодательстве пока существует множество пробелов в области регулирования финансовых рынков, но в настоящее время властями ведется активная законотворческая работа. Все принимаемые в последний год поправки в законодательство можно сгуппировать в 2 категории:

  • меры, направленные на повышение привлекательности российского финансового рынка и облегчение доступа к нему российских компаний и иностранных участников;
  • меры, направленные на создание качественной правовой среды, повышение надежности системы защиты прав инвесторов.

В 2011 Москва заняла 68-ое место  среди МФЦ по рейтингу Z/Yen Group, поскольку во главу угла эксперты Z/Yen Group ставят степень обслуживания обращения трансграничного капитала. По торговле ценными бумагами по объему торгов ММВБ занимает 10-19-е место в списке мировых бирж. Следовательно, для повышения рейтинга Москвы участниками банковских и фондовых операций в российском МФЦ должны быть игроки мирового финансового рынка – ведущие институциональные инвесторы.

Вывод. Россия позиционирует  себя в качестве одного из претендентов на роль МФЦ. Следовательно, задача создания МФЦ в РФ тесно связана с  общим развитием отношений России с ее иностранными деловыми партнерамии укреплением ее позиций на мировом финансовом рынке. Также необходимо развивать преимущества малого бизнеса для ег выхода на международную аренду. И необходимо заинтересовать институциональных инвесторов работать в российском МФЦ, начало которому должны положить полугосударственые компании, проводя свои операции в РФ. Тогда Москва станет реальным МФЦ с ведущими, а не подчиненными функциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Европейская  финансовая интеграция

3.1. ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ    

Европейский cоюз представляет собой пример наиболее удачного интеграционного объединения последнего времени. Появление евро было крайне важным шагом валютно-финансовой интеграции в Европе, но не завершило ее. Следующим важным этапом должно стать построение единого европейского рынка финансовых услуг и капитала. Его необходимость обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  • отставанием ЕС от США по уровню развития финансовых рынков, хотя по уровню экономического потенциала эти два мировых центра сопоставимы, а по населению ЕС опережает США. Интеграция финансовых рынков призвана сформировать в ЕС конкурентоспособный по сравнению с американским сегмент мирового финансового рынка;
  • поддержкой инвестиционной активности и экономического роста через механизм привлечения средств на фондовых рынках. Финансовая интеграция позволит более эффективно осуществлять трансформацию сбережений в инвестиции, расширит спектр доступных финансовых инструментов, снизит трансакционные издержки;
  • с точки зрения регулирования экономической активности повышается эффективность передачи сигналов от денежно-кредитной политики, которая сейчас осуществляется централизованно на уровне всей зоны евро, к реальной экономике.

 

   В последние несколько  лет стали проявляться первые признаки постепенной интеграции европейских  рынков капитала: происходит сближение  процентных ставок разных стран, увеличиваются  объемы межграничной торговли, растет присутствие финансовых институтов одних европейских стран на рынках других европейских стран. Происходит консолидация инфраструктуры рынка  ценных бумаг в форме слияний  фондовых бирж, клиринговых палат, расчетных  систем. Достаточно привести пример создания в 2000 г. биржи Euronext, которая в настоящее время объединяет фондовые рынки Франции, Нидерландов, Бельгии, Португалии и Соединенного Королевства. По уровню капитализации Euronext сегодня занимает 1-е место в еврозоне и 5-ое место  в рэнкинге самых больших бирж на планете. Таким образом, идет интеграция европейских биржевых структур разных стран, но создание единой биржи в рамках ЕС в ближайшей перспективе маловероятно.  
    Так, уже завершена или близка к завершению интеграция на рынке денежных инструментов (рынки EONIA и EURIBOR), на основных рынках своп и на рынках краткосрочных государственных ценных бумаг. На остальных сегментах процесс интеграции не завершен из-за различий в практике осуществления торгов, национальных законодательных и налоговых системах.  
        С целью повышения эффективности интеграции финансовых рынков ЕС с 2002 г. действует новая процедура выработки для них регулирующих норм. Она включает четыре уровня:

  1. Европейский парламент и Совет министров совместно принимают базовые директивы, устанавливающие основные принципы, которым должны следовать все государства.
  2. Европейской Комиссией с помощью Европейского Комитета по ценным бумагам, состоящего из представителей государств-членов ЕС, разрабатываются меры, которые необходимо предпринять для реализации базовых директив
  3. кооперацию между регуляторами рынка ценных бумаг
  4. наблюдение за воплощением в жизнь принятых норм.

 

 

 

 

 

3.2. Интеграция финансовых рынков ЕС

В Римском договоре 1957 года отцы-основатели Европейского союза (ЕС) поставили задачу создать общий  рынок. Серьезные попытки финансовой интеграции стали предприниматься  в 1980-е годы, и новым импульсом  к финансовой интеграции стало введение евро в 1999 году. Финансовая интеграция дает возможность инвесторам добиваться более высокой прибыли и снижения рисков за счет диверсификации и позволяет  заемщикам привлекать более надежное финансирование с меньшими затратами  на более емких и более совершенных  рынках. Это приносит непосредственные выгоды потребителям и предприятиям и должно обеспечить более быстрый  рост производительности труда и  экономики в целом. Вместе с тем  выявление, моделирование и количественная оценка таких динамических эффектов является сложной задачей. Например, по оценкам публикаций London Economics (2002, 2005), сокращение затрат компаний на финансирование в результате интеграции рынков облигаций  и акций и банковских рынков вызовет  повышение реального ВВП ЕС на 1,1 процента, а занятости — на 0,5 процента , а ускоренная интеграция европейских ипотечных рынков за первые 10 лет может принести чистый выигрыш в размере 0,9 процента ВВП. Впрочем, финансовая интеграция приносит не только выгоды, она также позволяет  шокам более свободно распространяться между странами.

Информация о работе Интеграция в международные финансовые рынки