Интегрированные системы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента -- MSS (Management System Standards). К таковым относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента , стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability ) 8000 на системы социального и этического менеджмента . К числу MSS (табл. 1) относят также стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points -- анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice -- надлежащая производственная практика), и стандарты на системы, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council -- Лесной попечительский совет).

Файлы: 1 файл

унирс.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ISO 9000 дает преимущество при участии в тендерах. Также  невозможно получить государственный, военный или любой другой заказ, финансируемый из бюджета страны, без сертификата по стандартам серии ISO 9000.

Так как наша страна находится  на пороге вступления в ВТО, сертификаты ISO получают все большую актуальность. Одним из основных условий на поставку продукции за рубеж является наличие  у компании сертификата соответствия.

При разработке сертификатов по стандартам ISO серии 9000 использовались стандарты министерства обороны  США. Последние были призваны оценивать  поставщиков оборонной отрасли  на предмет обеспечения надлежащего  уровня качества данной продукции. В 1987 году Международная Организация  по Стандартизации (Inernational Organization for Standardization или ISO) приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем управления качеством.

Особенностью стандарта ISO 9000 является то, что он предъявляет  требования к системе организации  управления производством, которое  и влияет на качество продукции и  услуги компании. Система менеджмента  качества является частью всей системы менеджмента организации и направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, особенно потребителей организации. Основными требованиями к системе менеджмента качества является соответствие качества данной продукции требованиям нормативно-технических документов, обеспечение стабильного качества производства или оказания услуг.

Однако, помимо оптимизации  процессов внутри компании, возможности  влиять на результат, повышения уровня производства, сертифицируя систему  менеджмента качества по международным  стандартам серии ISO 9000, предприятие  подтверждает свою профессиональную компетентность, повышается престиж и авторитет  компании. Как уже отмечалось выше, сертификат ISO дает преимущество при  участии в тендерах и что особенно важно, ISO 9000 необходим для работы на международном рынке. Таким образом, выгоды от внедрения системы менеджмента  качества очевидны. Сертификат по стандартам серии ISO 9000 необходим как для  работы на отечественном рынке, так  и за рубежом.

Ведущие отечественные и  западные компании уже оценили выгоды от внедрения системы менеджмента  качества. Сегодня позволить себе получить сертификат ISO 9000 может любое  предприятие.

Требования стандарта ISO 9000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 14000 и OHSAS 18000. Однако организацией должны быть определены подходы к  совмещению задач между этими  системами \ стандартами. Несколько  сертифицированных систем менеджмента (система менеджмента качества, безопасности, здоровья персонала, экологического менеджмента; т.е. ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000) называется Интегрированные системы менеджмента или ИСМ.

Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента  организации, призванная помочь организации  сформулировать экологическую политику. В нашей стране сертификату по стандарту серии ISO 14000 соответствует  ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

Внедрение системы экологического менеджмента улучшает экологическую  обстановку путем перехода от ликвидации последствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации  проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений, которые позволяют  отслеживать прямые или косвенные  воздействия на окружающую среду.

В 1990 году в Великобритании был принят "Экологический Акт", а в 1992 году Британский Институт Стандартизации разработал стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750. Данный стандарт стал моделью для создания и внедрения Международной организацией по стандартизации (Inernational Organization for Standardization или ISO) в 1996 году серии стандартов в области экологического менеджмента ISO 14000.

Внедрение системы  экологического менеджмента позволяет:

Снизить:

- расходы на энергию,  воду, ресурсы

- риск экологических катастроф

- отходы

Улучшить:

- экономические показатели

- продукцию в результате  изменений в технологическом  процессе

- имидж компании, как в  глазах клиентов, так и заказчиков

А также:

- оптимизировать систему  управления

- повысить доверие к  компании.

Требования стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

Сертификат по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года. Сертификационный центр ежегодно проводит проверку, в ходе которой определяется степень  соответствия применяемым стандартам на системы качества.

Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и  безопасности на производстве.

Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве является одной из составных частей общей  системы менеджмента компании. Сертификация по стандартам серии OHSAS 18000 является общетехнической  и применима вне зависимости  от деятельности организации, сектора  экономики или отрасли промышленности. Использование международных стандартов делает более успешным участие Вашего предприятия в мировой торговли, повышает конкурентоспособность и имидж компании. Особенно актуальными международные стандарты становятся в настоящее время, так как наша страна находится на пороге вступления в ВТО.

OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Management Systems) " Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве" был разработан при участии ряда фирм и исследовательских органов а также национальных органов по стандартизации таких стран, как Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия.

В нашей стране этому стандарту  соответствует национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда".

Процесс внедрения системы  менеджмента здоровья и безопасности на производстве состоит из оценки рисков и их управления. Данная система  способствует снижению человеческих потерь, включая потерю нетрудоспособности и, как следствие, уменьшает потери денежные. Сертификация по стандартам серии OHSAS 18000 снижает вероятность  судебных расходов, прямых и косвенных  издержек.

Требования стандарта OHSAS 18000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и ISO 14000.

Сертификат по стандартам OHSAS 18000 выдается сроком на 3 года. (Название центра) ежегодно проводит проверку, в  ходе которой определяется степень  соответствия применяемым стандартам на системы качества.

Компании, сертифицированные  по международной системе менеджмента  производственной безопасности и охране здоровья OHSAS 18000(информация из пресс-релизов  компаний):

· ОАО «ЛУКОЙЛ»

· АО «Татнефть»

· Новокузнецкий металлургический комбинат (предприятие компании «Евраз Групп»)

· Лисичанский НПЗ (ООО «ЛИНОС»)

· АО «Казцинк»

· ООО NESTE Санкт-Петербург

· Туланский деревообрабатывающий завод

· Новосибирский завод  химконцентратов

· ОАО «Ревдинский завод ОЦМ» (входит в холдинг «Русская медная компания»)

· Аксуский завод ферросплавов

· ОАО «Трест Шахтоспецстрой»

· ОАО «Ингулецкий ГОК»

· ОАО «Саянскхимпласт»

· ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол»

· ООО Завод «Калининградгазавтоматика»

Организация разработки ИСМ

Особая роль на данном этапе  работ должна принадлежать высшему  руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая  к разработке системы, высшему руководству  необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные  риски, а также масштаб, сложность  и продолжительность работы. Важно  оценить уровень компетентности своих менеджеров и специалистов для успешного выполнения этой работы, определить целесообразность привлечения  внешних консультантов. При этом исключительно важно предпринять  меры, направленные на обеспечение  психологической устойчивости персонала  организации.

Как свидетельствует современная  практика, длительность реорганизации  менеджмента (особенно в тех случаях, когда она носит радикальный  характер) и отдаленное проявление ее результатов вызывают усталость, раздражение, а иногда и полное разочарование  в среде менеджеров и специалистов организации. Это в свою очередь  может стать причиной снижения их творческой активности и работоспособности. В числе наиболее значимых мер, которые  должны помочь преодолеть возможные  негативные психологические явления  в ходе работы по созданию ИСМ, участниками  которых становятся все без исключения сотрудники организации, могут быть:

- проведение, прежде всего  руководством организации, широкой  разъяснительной работы в части  причин, целей, характера, сроков  и последствий создания ИСМ  (при этом следует избегать  появления у сотрудников завышенных  ожиданий);

- выработка четкой стратегии  создания ИСМ, определение и  выделение для ее реализации  необходимых ресурсов;

- обеспечение благоприятных  стартовых условий для выполнения  работ, в частности путем формирования  руководящих и рабочих органов,  способных придать процессу создания  ИСМ необходимый импульс и  непрерывность (на схеме 2 приведен  один из возможных вариантов  организации работ по созданию  ИСМ);

- специальные занятия  и тренинги для членов руководящих  и рабочих органов;

- постоянная поддержка  работ со стороны руководства,  демонстрация заинтересованности  в успешном завершении работ,  проявление особого внимания  группам и отдельным сотрудникам,  от которых можно ожидать наибольшего  противодействия;

- мониторинг и регулярный  анализ хода работ, информирование  о его результатах всего персонала  посредством прямых контактов  с сотрудниками. Выполнение указанных  мер предполагает реализацию  таких базовых принципов менеджмента , как лидерство руководителя и вовлеченность работников.

Проектирование  ИСМ

На данном этапе:

- выбираются международные  стандарты на менеджмент , используемые при проектировании ИСМ;

- идентифицируются процессы  организации, на которые распространяется  действие ИСМ;

- устанавливаются последовательность  и взаимодействие идентифицированных  процессов;

- назначаются владельцы  и руководители процессов, ответственные  за их результативное и эффективное  управление ;

- определяются конкретные  требования международных стандартов  на менеджмент , используемых в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе (решение данной задачи представляется ключевым при проектировании ИСМ);

- устанавливаются параметры  мониторинга процессов, связанные  с выбранными международными  стандартами;

- определяются методы  и средства для мониторинга,  измерений и анализа процессов;

- формируются критерии  оценки результативности и эффективности  процессов и ИСМ в целом.

По сути дела, речь идет о  реализации процессного подхода  в соответствии с требованиями стандарта  ИСО 9001:2000.

 
Рисунок 4. Система организации работ  по созданию ИСМ

Документирование  ИСМ

Целью документирования является создание нормативно-организационной  основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ  должно обеспечить решение таких  задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации.

Детальное представление  о построении документации ИСМ может  быть получено при ее систематизированном  структурировании. На схеме 3 показана структура документации ИСМ, предложенная специалистами «Конфлакса».

Не останавливаясь на рассмотрении самих документов ИСМ (см. схему 3),отметим, что объем документации, и степень  ее детализации могут варьироваться  в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и  характера процессов и компетентности персонала. Известно, что наибольший массив документов систем менеджмента  составляют процедуры, инструкции и  методики. При разработке именно этих документов целесообразно документировать  лишь то, что минимизирует риск неправильных действий. Иными словами, следует руководствоваться правилом разумной достаточности, философски выраженном в знаменитом принципе Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого», т.е. не стремись к сложному, когда можно обойтись простым. Ведь чем больше объем документации, тем сложнее ею управлять и тем больше опасность бюрократизации системы.

Рисунок 5. Структура документации ИСМ

Внедрение ИСМ

Как свидетельствует практика, внедрение системы менеджмента , независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование . На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО 19011 [16], распространяющиеся на аудит систем менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегрированной системой.

Подготовка к  сертификации ИСМ

Сертификацию разработанной  и внедренной в организации ИСМ  следует рассматривать как логическое завершение работ по ее созданию. Объективное подтверждение соответствия ИСМ требованиям международных стандартов на системы менеджмента может стать одним из условий успешного продвижения организации на международных рынках, повысить предсказуемость бизнес -процессов организации и доверие к ней со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска. Нельзя не учитывать и того, что успешная сертификация , как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественно выполненной сложной работы.

В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.

Информация о работе Интегрированные системы менеджмента