Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:35, статья
Артхашастра – древнейший трактат об управлении государством. Первое что отмечают исследователя, принимающиеся за изучение этого трактата – это необычная, для того времени светскость произведения. Исходя из уроков истории, мы знаем, что религиозность была очень сильна, в то время в Древней Индии. Цари всегда считались наместниками бога на земле. Автор, же Артхашастры, не описывает божественное предзнаменование правителей, а в общем представлении – это свод правил и указаний для конкретных действий царя. Царь, в этом произведении представлении как контролер и охранник государства. Он хозяин и его задача управление хозяйством для процветания народа. “Счастье царя в счастии подданных, в пользе подданных - его польза.
Первый отдел памятника начинается вступительной главой, где дано изложение правил поведения царя, а также вопросы назначения и испытания министров и главного советника, тайных агентов, наблюдения за враждебными и дружескими партиями, как и за царскими сыновьями т.п. И то обстоятельство, что автор начинает свою работу с поведения царя, который является главной фигурой в иерархической структуре, а затем переходит к необходимости управления государством с помощью советников и правилам их подбора, еще раз подчеркивает, что мы имеем дело с работой об управлении.
Второй отдел, наиболее обширный в памятнике, представляется наиболее интересным с точки зрения нашего курса. В нем рассматриваются такие вопросы как заселение и устройство области, использование негодной для обработки земли, постройка крепости, установление прихода собирателем дохода, ведение счетов в учетном ведомстве, составление указов, управление копями и мастерскими, установление мер и весов, обязанности главного сборщика налогов, обязанности градоначальника и обязанности многочисленных надзирателей. Уже само перечисление названий разделов говорит о рассмотрении широкого спектра проблем организации национального хозяйства и действии его механизма. И еще более укрепляет нас в этом содержание отдела.
Заселение старой или вновь
приобретенной области должно включать:
привлечение жителей других стран
или избытков своей, устройство селений,
установление административных единиц,
охрану границ, передачу земель земледельцам,
перераспределение
Другие разделы конкретизируют
направления организаторской
Третий отдел - судебный. В нем рассматриваются дела, связанные большей частью с вопросами хозяйственной деятельности: заключения сделок, в том числе имущественных, финансовых, трудовых, а также соблюдения взаимных обязательств, включая нанимателей и работников. По существу данный отдел представляет собой государственное регулирование этих видов хозяйственной деятельности и защиту ее участников.
Четвертый отдел - об устранении препятствий на пути к общественному порядку - посвящен вопросам уголовного права, а также мерам по предупреждению стихийных бедствий и оказании помощи пострадавшим со стороны государства.
Пятый отдел - о применении утонченных средств государственной политики -также включает в себя ряд проблем, имеющих отношение к предмету нашего исследования. Большое внимание автор уделяет основному связующему национальное хозяйство элементу - сбору налогов и поиску иных путей пополнения казны государя, находящегося в затруднительном положении, то есть в чрезвычайных обстоятельствах.
Шестой отдел посвящен основам государства, которыми являются государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники. Автор дает идеальные, желательные состояния и качества некоторых элементов. Среди качеств сельской местности превалируют требования к безопасности и хозяйственные. Весьма интересен и представленный здесь раздел, касающийся вопросов благополучия государства. В самом начале раздела дается определение благополучия, мира, труда и их взаимосвязь. “Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием)”.
Седьмой отдел и большая часть остальных посвящены, в основном, вопросам внешней политики, мирным и военным способам ее осуществления, проблемам внутренней и внешней безопасности, тайным методам борьбы с противниками.
Даже этот краткий обзор содержания “Артхашастры” показывает, что данный литературный памятник является пособием для обучения царя законам и правилам управления государством, пособием по организации и руководству национальным хозяйством Индии.
Литература
Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993.
Бонгард-Левин Г. М., Ильин. Г. Ф. Индия в древности. С. — Пб., 2001.
Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра» (проблемы социальной структуры и права). М., 1984.
Дьяконов И. М., Якобсон В. А. «Номовые государства», «территориальные царства», полисы и империи: Проблема типологии // ВДИ. 1982. № 2.
Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.
В принципе, каждая система стремится к сохранению определенной стабильности в структуре и механизме управления. Это позволяет экономить значительные ресурсы за счет определенной самоорганизации. Нововведения же требуют огромных расходов энергии материальных, человеческих и, особенно, квалифицированных управленческих кадров. Именно этим объясняется длительная живучесть сословного деления общества. В этом отношении индийская цивилизация, индийская управленческая школа создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает не только своей исключительной протяженностью во времени, но и стабильностью в пространстве. Если сословия допускали определенный обмен своими составляющими элементами, то касты исключали таковой. Беспрецедентный в истории менеджмента случай, который противоречит одному из основных законов развития организации - самоорганизации, степень которой определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.
На мой взгляд, индийская
цивилизация дает нам и первый
известный учебник менеджмента
– это найденная в начале ХХ
века книга под названием “
Информация о работе Интерес современных исследователей к Артхашастре