Инвестиции: их сущность, место и роль в развитии современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологических исследований раскрыть сущность инвестиций и их роль в развитии современной экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность инвестиций.
2. Исследовать роль государственных инвестиций в развитии экономики страны.
3. Определить объем, структуру и роль иностранных инвестиций в развитии экономики.

Содержание работы

Введение
1. Инвестиции: экономическая сущность и виды
1.1 Экономическая сущность инвестиций
1.2 Роль государственных инвестиций в развитии экономики
1.3 Роль иностранных инвестиций в развитии экономики
2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Заключение
Приложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.docx

— 61.27 Кб (Скачать файл)

1. Денежный рынок - рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.

2. Рынок капиталов - рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.

   В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий.

   Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

1.2. Роль государственных инвестиций в развитии экономики

   Основным инструментом активной государственной инвестиционной политики является Инвестиционный фонд РФ, который представляет собой часть средств федерального бюджета, предусмотренных для предоставления государственной поддержки реализации важнейших инфраструктурных и инновационных инвестиционных проектов общегосударственного значения, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Инвестиционный фонд РФ уже имеет свою историю. В 2002-2004 гг. в результате благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках в      России впервые за всю ее новую историю возник вопрос о планировании и распределении избыточных финансовых ресурсов, а также создании эффективного механизма, ограничивающего влияние внешних условий на бюджет и экономику в целом.

   Минэкономразвития России совместно с Минфином России и заинтересованными федеральными министерствами разработали предложения об использовании части средств Стабфонда, накопленных сверх уровня, установленного бюджетным законодательством, для создания Инвестиционного фонда РФ. В основу концепции Инвестиционного фонда была заложена гибкость использования его средств, а также накопительный характер и обеспечение многолетнего финансирования инвестиционных проектов. В итоге 23 ноября 2005 г. Правительство РФ утвердило «Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации», а средства Фонда на 2006 г. в размере 69,7 млрд. руб. нашли отражение в законе о бюджете. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

   Положение о Фонде определяет порядок его формирования; формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства; этапы и процедуру их отбора; основные требования к предоставляемой документации и проведению мониторинга реализации проектов.

   При подготовке бюджета на 2008-2010 гг. остро встал вопрос снижения возможностей дальнейшего экстенсивного развития топливно-энергетического комплекса. Сильная зависимость бюджета от сырьевых ресурсов создает серьезные макроэкономические риски. Колебания налоговых доходов при изменении цен на мировых сырьевых рынках приводят к необходимости попеременно резко увеличивать и уменьшать бюджетные расходы, пересматривать налоговые ставки, либо проводить заимствования для замещения выпадающих доходов. В свою очередь, непредсказуемость и изменчивость ключевых макроэкономических показателей, как показывает международный опыт, служит серьезным препятствием для инвестиций и экономического роста.

   Для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств с 2008 г. Стабилизационный фонд России будет разделен на резервный фонд (10% ВВП) и ресурсы, сберегаемые для будущих поколений. Создание данных фондов, с одной стороны, позволит поддерживать стабильный уровень государственных расходов, так как предполагает их полное или частичное сбережение в периоды интенсивной эксплуатации недр и высоких цен на сырье и использование сбережений в периоды сокращения добычи или падения цен. С другой стороны, это позволит обеспечить долгосрочную сбалансированную инвестиционную политику государства путем предварительного распределения и резервирования средств для обеспечения многолетнего финансирования общегосударственных инвестиционных проектов. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

   В законе о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. на Инвестиционный фонд заложены следующие ассигнования: 89,2 млрд. руб., 109,6 млрд. руб. и 76,5 млрд. руб. по годам соответственно. Предельный объем Фонда, т.е. объем средств, в пределах которых могут приниматься обязательства по реализации общегосударственных инвестиционных проектов, составляет, таким образом, на 2006-2010 гг. - 455,5 млрд. руб. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

   Государственная поддержка на инвестиционные проекты за счет средств Инвестиционного фонда предоставляется в следующих формах: софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности России; направление средств в уставные капиталы юридических лиц; предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

   В рамках отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, в Минэкономразвития России в 2006-2007 гг. поступило свыше 65 заявок. Общая стоимость проектов, предлагаемых к реализации с привлечением средств Фонда, составила 2,3 трлн. руб., а запрашиваемый объем государственной поддержки -- 765 млрд. руб. 43% из этих инвестиционных проектов относятся к транспортной отрасли, 14% -- к энергетике, 17% -- к промышленности, 11% -- к ЖКХ, 6% -- к сельскому хозяйству, 9% -- к другим отраслям народного хозяйства. Там же.

   На восьми заседаниях Инвестиционной комиссии, проведенных в 2006-2007 гг., рассмотрено 24 инвестиционных проекта, 21 из которых был одобрен, 2 -- отклонены, 1 -- одобрен с замечаниями. На четырех заседаниях Правительственной комиссии были рассмотрены и одобрены 12 инвестиционных проектов. Их условно можно разделить на 2 группы:

-проекты, направленные на  промышленное развитие территорий  и освоение новых месторождений  полезных ископаемых;

-концессионные проекты, направленные на повышение качества  транспортных услуг, устранение  инфраструктурных ограничений для  развития экономики, укрепление межрегиональных связей, повышение мобильности населения.

   Механизм, заложенный в основу функционирования Фонда, не предполагает прямого возвращения средств в Инвестиционный фонд. Установление требуемой доходности государства на вложение капитала из средств Фонда на уровне 4% используется исключительно для аналитических целей и не носит никакого практического характера. Но с другой стороны, на рубль государственных инвестиций привлекается несколько рублей частных инвестиций, отдача в виде новых рабочих мест и дополнительных налогов многократно превышает вложения государства.

   Таким образом, Инвестиционный фонд РФ является своевременным и эффективным инструментом государственной инвестиционной политики, позволяющим государству не только комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами, но и диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств на равных условиях для бизнеса и государства.

1.3 Роль иностранных  инвестиций в развитии экономики

   Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, одной из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики является привлечение прямых иностранных инвестиций. России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

   При выпуске любого долгового инструмента основным фактором, определяющим условия заимствования, является кредитный риск, связанный с опасностью невыполнения заемщиком своих платежных обязательств. Среди различных инструментов оценки данного фактора на международном и внутренних рынках капитала наибольшее значение получило присвоение рейтинга.

   По определению агентства "Moody's Investors Services" рейтинг представляет собой аналитическую оценку вероятности невыполнения платежных обязательств или дефолта (а также тяжести оного), т.е. ситуации пропуска или задержки выплат процентных платежей или номинальной суммы долга, банкротства, внешнего управления или неэквивалентного обмена, при котором эмитент предлагает держателям облигаций новые ценные бумаги с уменьшением величины его финансовых обязательств или со снижением их статуса (долговые обязательства с меньшим купоном либо номиналом), либо когда явной целью такого обмена является помощь замщику в избежание дефолта. Шастико А., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№9.-С.25-31. Речь идет не только о возможности, но и о желании эмитента платить по своим долгам. При этом агентства настаивают на том, что их рейтинги не являются рекомендацией для совершения тех или иных операций с ценными бумагами и не свидетельствуют о приемлемости или неприемлемости различных вариантов инвестиций. Лазин А.В. Кредитный рейтинг инвестиционного уровня// Финансы.- 2005.-№ 2.-С.10-12

15 декабря 2005г. агентство  Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

   Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной. Однако, отмечая позитивные сдвиги в динамике экономического роста, внешнеторговой деятельности и в области бюджетной политики, эксперты Standard&Poor's обращают внимание на сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса и слабое продвижение в области институциональных реформ. С повышением рейтинга России до инвестиционного уровня можно ожидать улучшения условий заимствования на международном рынке капитала.

   Таким образом, России необходимо продолжать серьезно работать с иностранными инвесторами, совершенствуя нормативную базу и, обеспечивая инвесторов определенными гарантиями, возможно, создавать специальные агентства по поощрению и поддержке привлечения ПИИ подобно ряду стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того сегодня крайне важно создать все необходимые условия для обеспечения «прозрачности» ведения бизнеса в России. Стратегию реформ и способы их реализации нужно выбирать творчески, исходя из всей совокупности экономических, социально-политических и культурных особенностей национального развития. Некритическое использование чужой модели может принести только вред.

   Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации и ее предприятий для иностранных кредиторов.

   Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой промышленной державой, а Россия - преемник союза. Отсюда вытекает, что она обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелая промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большое внимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в промышленности.

   Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования.

   Формирование открытой рыночной экономики и активное включение России в систему мирового хозяйства поддерживается возрастающим интересом зарубежного капитала к емкому и перспективному рынку.

   По состоянию, на конец 2007г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд. долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,2% (на конец 2006г. - 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных - 3,1% (3,4%) http://www.gks.ru.

   Основные страны-инвесторы в 2007г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых - 84,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

   При этом иностранные инвестиции направлялись, в основном, в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,1% от поступивших в 2007 году инвестиций). В обрабатывающие производства поступило 26,4% вложений, в добычу полезных ископаемых - 14,4%.

   Структура иностранных инвестиций в Россию на протяжении 1995 - 2007 гг. существенно менялась. В 1995 году на долю прямых иностранных инвестиций приходилось 67,7%, а в 2007 году - всего 23%. Доля портфельных инвестиций в 2007 г. составляет 3,5%, а в 1995-1,3%. Процентное соотношение поступления прочих инвестиций в 1995-2007 гг. 31% и 73,5% соответственно. Там же

   В условиях экономического роста стало очевидным, что управление инвестициями не согласовано с динамичными процессами реструктуризации российской экономики. При анализе динамики иностранных инвестиций в российскую экономику обращают внимание следующие моменты. С одной стороны, в структуре поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций наблюдается систематическое повышение доли Кипра и других стран с выгодным налоговым законодательством, а с другой стороны, усиливается тенденция к размещению российских инвестиций в странах с нестабильными экономическими и политическими системами. Таким образом, иностранные инвестиции привлекаются из стран с низкими рисками, а российские инвестиционные ресурсы размещаются в странах с гораздо более высоким уровнем риска.

Информация о работе Инвестиции: их сущность, место и роль в развитии современной экономики