Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 22:33, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологических исследований раскрыть сущность инвестиций и их роль в развитии современной экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность инвестиций.
2. Исследовать роль государственных инвестиций в развитии экономики страны.
3. Определить объем, структуру и роль иностранных инвестиций в развитии экономики.
Введение
1. Инвестиции: экономическая сущность и виды
1.1 Экономическая сущность инвестиций
1.2 Роль государственных инвестиций в развитии экономики
1.3 Роль иностранных инвестиций в развитии экономики
2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
-высокая зависимость
национального хозяйства, государственных
финансов и платежного баланса
от внешнеэкономической
-избыточные административные барьеры для предпринимателей;
-недостаточная правовая
защита отечественных и
-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
-отсутствие эффективных
механизмов трансформации
-недостаточный уровень развития фондового рынка.
Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:
-сохранение высоких цен
мирового рынка на
-улучшение финансового положения предприятий;
-рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;
-увеличение инвестиционных ресурсов населения, за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
-снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
-формирование позитивного
инвестиционного имиджа
2. Правовое регулирование
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на многие положительные черты, неспособна самостоятельно регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, равно как и все экономические и социальные процессы в интересах как общества в целом, так и отдельного гражданина. Никаноров Д.Е. Государственное регулирование инвестиций//Высшее образование сегодня.-2005.-№6.-С.42-45.
Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала таких отраслей как промышленность, строительство, инфраструктура и сельское хозяйство. Определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. При этом важно отметить, что государство выступает в качестве системообразующего фактора. На данном этапе развития, государство создает нормативно- правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, определяет стратегию поведения инвесторов, объем и структуру государственных инвестиций. При помощи инвестиционной политики государство может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства и решение актуальных социальных проблем. При этом, инвестиционная деятельность со стороны государства должна быть выражена не только как осуществление прямых капитальных вложений, но и как государственное стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом.
На создание благоприятного
инвестиционного климата в стране влияет
ряд факторов в области системы налогообложения,
иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой
базы и создания необходимой инфраструктуры
для осуществления инвестиционной деятельности.
В связи с этим, как уже было сказано, в
настоящее время российская экономика
требует активного участия государства
как в процессе регулирования инвестиционной
сферы в целом, так и в непосредственном
осуществлении инвестиционной деятельности.
Никитина Е.А., Домнина А.П. Проблемы государственного
регулирования инвестиционной деятельности//Финансы.-2004.-№
Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов. Там же
Прерогатива государства- обеспечение надлежащего правопорядка в стране и гарантий ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности любых организаций. Другими словами, именно государство обеспечивает условия для нормального развития экономики и инвестиционных процессов.
Нормативная и правовая базы в области государственного регулирования инвестиционной деятельности призваны обеспечить возможность внедрения новых прогрессивных методов инвестирования. Поэтому именно с правовой точки зрения принципиально важно определить понятия «государственных инвестиций» и «государственных капитальных вложений», что позволит выявить реальные источники и механизмы государственного инвестирования, а также раскрыть роль государства в инвестиционном процессе.
6 июля 1991 года был принят
закон "Об инвестиционной
Согласно этим законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект, осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.
Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.
Объектами инвестиционной деятельности могут быть:
- вновь создаваемые и
модернизируемые основные и
- целевые денежные вклады;
- научно-техническая продукция;
- права на интеллектуальную собственность;
- имущественные права;
- другие субъекты собственности.
Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.
Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в форме:
- государственных
- прямого управления
- налоговой политике;
- предоставления финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике;
- антимонопольной политике;
- приватизации объектов государственной собственности;
- контроля за соблюдением норм и стандартов.
В соответствии со статьей 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.
Предварительный объем государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объемов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
В целях защиты прав инвесторов по инициативе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг недавно были приняты поправки в Уголовный кодекс РФ, которые ввели уголовную ответственность руководителей предприятий и профессиональных участников рынка ценных бумаг за предоставление инвесторам недостоверной информации.
Наряду с инвестиционным законодательством существенное влияние на инвестиционный климат оказывает вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность -- налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий. Например, в Налоговом кодексе РФ, п/п 2 п. 1 ст. 259 НК РФ предусматривает начисление амортизации нелинейным методом (так называемая ускоренная амортизация). А гл. 26.4 НК РФ вводится система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения. Коновалова, Т.В., Кузьмина, Н.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности//Финансы.- 2005.-№ 6.-С. 40- 44
В целом рамочный характер инвестиционного законодательства на федеральном уровне позволяет регионам развивать собственную правовую базу. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.
Как уже упоминалось, большая роль в инвестиционной политике принадлежит налоговой реформе. Однако, она, к сожалению, не послужила укреплению и развитию отечественной науки. Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах не обеспечил преемственность по составу налоговых льгот, которые предоставлялись научным организациям по ранее действовавшему законодательству, и это чуть не обернулось для науки крахом всей системы ее внебюджетного финансирования. Из-за ошибки законодателя при принятии главы Налогового кодекса о налоге на прибыль организаций, едва не был разрушен механизм финансирования научной деятельности через отраслевые и межрегиональные фонды, формирующиеся за счет добровольных отчислений предприятий на научные разработки в пределах 1,5% себестоимости продукции. По подсчетам специалистов, такая ошибка могла дорого обойтись, привести к ежегодному отвлечению от отраслевой науки и прикладных исследований до 16 млрд. руб. Коновалова, Т.В., Кузьмина, Н.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности//Финансы.- 2005.-№ 6.-С. 40- 44
Базовый закон 2000 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и "приоритетным проектам". Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов. Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Безусловно, государство должно осуществлять мероприятия по оказанию финансовой поддержки тех отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой -- не может осуществляться без притока денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным вкладчикам. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление инвестиционной политики, стимулирующей развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, а также создания действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности, предприятий различных форм собственности.
Информация о работе Инвестиции: их сущность, место и роль в развитии современной экономики