Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции
Введение
Глава 1. Сущность инвестиций и их экономическое значение
1.1. Сущность инвестиций и их формы
1.2. Источники инвестиций
1.2.1. Внутренние источники инвестиций
1.2.2. Внешние источники инвестиций
Глава 2. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.1. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.2. Переход к инвестиционной активности – новый этап в развитии предпринимательства
2.3. Финансовые базы развития инвестиционной деятельности
2.4. Страхование инвестиционных рисков
Глава 3. Инвестиционная ситуация в РФ
3.1. Анализ инвестиционной ситуации в целом
3.2. Анализ инвестиционной ситуации по регионам страны
3.2.1. Результаты рейтинга регионов
3.2.2. Слагаемые инвестиционного климата
3.2.3. Динамика рейтинга регионов
3.2.4. Реальная инвестиционная активность
Глава 4. Методология оценки инвестиций
4.1. Роль экономической оценки инвестиций
4.2. Основные методы оценки инвестиций
4.3. Динамические методы в инвестиционном проектировании
Заключение
5. Список литературы
- сравнительно небольшой размер собственного капитала;
- низкий удельный вес собственного капитала в активах;
- преобладание краткосрочных пассивов;
- низкая доля депозитов в пассивах;
- высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах;
- несовпадение структуры пассивов и активов;
- острота проблемы ликвидности активов и др.
Так, только у 12% российских банков капитальная база отвечает международным стандартам, в то время как только крупные и устойчивые банки могут выдержать длительное омертвление значительной части своих активов при производственном инвестировании.
Увеличение доли долгосрочных кредитов в определенной мере сдерживается особенностью структуры пассивов: собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые средства имеют в основном кратковременный характер. Осложняет ситуацию и противоречия между ставками процента и рисками предоставления ссуд. В мировой практике долгосрочные кредиты считаются наиболее надежными и соответственно ставка процента по ним ниже. В наших условиях, напротив, долгосрочные кредиты относятся к наиболее рискованным, ставка же по ним остается более низкой прежде всего ввиду ограниченности финансовых возможностей предприятий.
Положение российской банковской системы усугубляется еще и таким характерным для нее явлением, как недостаток собственного капитала и отсутствие достаточных резервов под возросшие кредитные риски у российских коммерческих банков. По западным стандартам, минимальным соотношением между капиталом и размерами активов, взвешенных по рискам, считается 8%. В российском банковском секторе этот показатель согласно официальной статистике находится на уровне 4,3%, и это, наверное, завышено в 1,5-2 раза.
В последнее время серьезное влияние на деятельность многих российских коммерческих банков начинают оказывать такие факторы, как:
Другой серьезной проблемой является проблема резервирования. В настоящее время требования Центрального банка по обязательному резервированию в значительной мере превосходят требования по резервированию на западных банковских рынках (до 20% России по сравнению с 0%-1% на Западе). С одной стороны, необходимо признать, что более высокие ставки резервирования в России являются вынужденной мерой, отражающей начальный этап становления российской банковской системы, с другой стороны, очевидно, что финансовые возможности российских банков в этом случае существенно ограничиваются.
Условия повышения инвестиционной активности коммерческих банков в области инвестиционного кредитования следующие:
• Снижение ставки рефинансирования.
• Снижение доходности вложений в ГКО и другие государственные ценные бумаги.
• Стабилизация ситуации на межбанковском рынке, повышение внутренней устойчивости коммерческих банков (в том числе за счет их укрупнения, слияний, концентрации).
• Повышение нормы накопления населения и предприятий как фактор изменения структуры пассивов коммерческих банков (повышение доли долгосрочных депозитов), а также расширение долевого участия предприятий собственными средствами в финансировании инвестиционных проектов.
• Развитие лизинговых схем кредитования, рассматриваемое в том числе как один из способов решения проблемы залога (обеспечения кредита).
• Развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов (способное в том числе стать одним из способов распределения рисков между несколькими инвесторами).
• Расширение круга устойчивых и стабильно развивающихся в новых условиях промышленных предприятий (устойчивость финансового положения предприятий на протяжении ряда последних лет как существенный фактор, влияющий на решение вопроса о предоставлении этому предприятию долгосрочного кредита).
• Приток иностранных инвестиций, имеющий значение в том числе как способ удешевления инвестиционного кредита для российских промышленных предприятий, а также как один из вариантов развития совместного (иностранного и российского) финансирования российских инвестиционных проектов.
• Развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам, включая и развитие механизма предоставления государственных гарантий российским коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании инвестиционных программ и проектов, входящих в систему государственных приоритетов.
Для повышения инвестиционной активности коммерческих банков в области реализации инвестиционной политики путем вложений в корпоративные ценные бумаги наряду с отмеченными выше условиями, значительная часть которых сохраняет свою актуальность и для данного направления инвестиционной политики, также имеют существенное значение следующие обстоятельства.
• Дальнейшее развитие инфраструктуры фондового рынка (в том числе как одно из направлений создания условий для обеспечения ликвидности корпоративных ценных бумаг).
• Развитие системы специальных финансовых и инвестиционных институтов (паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов и т. д.), одной из основных задач которых является привлечение средств для финансирования инвестиционных проектов через вложение в акции, облигации и иные ценные бумаги, выпускаемые под реализацию конкретного проекта.
• Развитие системы государственных гарантий (причем как регионального, так и федерального уровней) по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов.
При этом необходимо иметь в виду, что в России развитие банковской системы идет в направлении формирования по европейскому образцу модели универсального коммерческого банка, не предполагающей объемных ограничений на операции с ценными бумагами. В этом случае банк может иметь крупные пакеты акций нефинансовых предприятий и окружать себя различными небанковскими финансовыми институтами. Данная модель связана с повышенной рискованностью операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не отделены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности, в то же время банк в значительной мере зависит от положения дел у крупнейших клиентов, в оборот которых втянуты значительные средства банка (через участие в акционерном капитале и облигационных займах).
В целом же принцип универсализации
банковского дела означает комбинацию
коммерческого банковского дела
(привлечение депозитов и
В настоящее время характерной
чертой российского финансового
рынка является выполнение небанковскими
финансовыми институтами и
- недостаточную капитализацию финансовых посредников, неуверенность в ликвидности и будущей динамике курса ценных бумаг эмитента, что приводит к преимущественному использованию андеррайтинга "с отложенным выкупом" (т. е. выкупом ценных бумаг по мере реализации их инвестиционной компанией);
- требование первичного размещения акций по единой цене, затрудняющее формирование инвестиционных синдикатов (члены которых могут принимать на себя различные обязательства и соответственно нести различные риски при реализации ценных бумаг эмитента);
- часто крупнейший эмитент сам выступает в качестве организатора и менеджера эмиссионного синдиката, диктуя финансовым посредникам свои условия.
Исходя из перечисленных выше факторов можно сделать вывод о том, что складывающаяся в настоящее время в России тенденция к развитию принципов универсализации банковского дела имеет как свои недостатки, так и определенные преимущества. Недостатки обусловлены прежде всего тем, что возрастает рискованность банковских операций: вложения в ценные бумаги осуществляются в непосредственной связи с основной банковской деятельностью, что в свою очередь таит в себе угрозу ликвидности банковских вложений. Эта проблема, которая, как известно, в настоящее время имеет особое значение для молодых российских банков. В то же время развитие российских банков как универсальных финансовых институтов во многом имеет вынужденный характер: специализированным инвестиционным компаниям еще предстоит длительный путь в своем формировании в качестве устойчивых финансовых учреждений, который не только является сложным, но и требует дополнительного времени для преодоления сложившегося устойчивого скептического отношения к инвестиционным фондам со стороны значительной части населения страны, вызванного сомнительной деятельностью многих фондов в период ваучерной приватизации. В этом случае именно на , банки возлагается роль основных катализаторов и непосредственных участников инвестиционного процесса.
Роль финансово-промышленных групп в развитии инвестиционного процесса. Создание финансово-промышленных групп (ФПГ) как формы интеграции финансового и промышленного капитала наметилось в России уже в 1993-1994 гг. Этот процесс несколько активизировался после принятия закона о финансово-промышленных группах.
В 1993-1994 гг. было зарегистрировано 7 ФПГ, в 1995 г. -16, а на конец августа 1996 г. их число достигло 37. Надо учитывать при этом, что реальное количество ФПГ больше, чем зарегистрировано, поскольку целый ряд крупных фирм и объединений фактически развивается ФПГ. В различной стадии разработки и согласования находятся еще около 10 проектов создания таких групп, а о желании организовать ФПГ заявили более 100 инициативных групп.
В состав действующих ФПГ входят свыше 500 предприятий и организаций, в том числе более 80 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность работающих на предприятиях и в организациях ФПГ составляет свыше 2,5 млн чел.
Трудности становления эффективных российских ФПГ связаны как с условиями внешней среды (неудовлетворительный пока инвестиционный климат, несовершенство налоговой системы, недостаточность правовой базы, отсутствие единой линии причастных ведомств), так и с внутренними факторами -прежде всего со слабой управляемостью внутри ФПГ и нехваткой квалифицированных кадров.
В настоящее время в новых ФПГ стали преобладать крупные предприятия со значительно более масштабными инвестиционными предложениями. Существующие ФПГ отличаются Достаточно широкой диверсифицированностью деятельности (около 100 направлений промышленной деятельности). Ожидается, что дальнейшее развитие деятельности ФПГ будет во все большей мере связано с высокотехнологичными сферами российской экономики: авиастроением, судостроением, средствами связи, оптической техникой, биотехнологией.
В настоящее время можно достаточно четко выделить ФПГ по основным блокам отраслей национального хозяйства (лесопромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, нефтеперерабатывающий и химический комплекс и т. п.) и регионам страны.
Финансово-промышленные группы могут сыграть важную роль в оживлении инвестиционного процесса, открывая прежде всего следующие возможности.
• Получение относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы.
• Долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией их сохранения и целевого использования.
• Сближение прямого и косвенного (портфельного) финансирования.
• Получение устойчивых доходов на временно свободные финансовые ресурсы.
• Перераспределение инновационных рисков через создание специальных венчурных фондов в рамках ФПГ.
С целью достаточно полной и эффективной реализации этих задач необходимо:
• активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в сателлитов крупных и связывая тесным кооперированными связями;
• расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних, зависимых компаний и совместных предприятий, в том числе и с привлечением зарубежного капитала;
• расширять возможности создания ФПГ, что позволит на надежной экономической основе восстанавливать технологические цепочки и эффективное кооперирование в хозяйстве;
• разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках ФПГ, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие гибко привлекать и использовать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска их потерь;
• более широко привлекать к расширению масштабов инвестирования в рамках ФПГ государственные средства, но не через прямое выделение бюджетных средств, а через межбанковский кредит, что позволит Центральному Банку России более четко контролировать связь этих средств с результатами;
• активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.
Оживлению инвестиционного процесса могут также содействовать:
- формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т.е. под долевые ценные бумаги; чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;
- создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;
широкое использование механизма создания совместных, зависимых и дочерних организаций, с целью органического соединения финансовых ресурсов не всех, а лишь заинтересованных и непосредственно связанных с общей деятельностью членов ФПГ.
Инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса. Развитие венчурного капитала. Инновационный малый бизнес и венчурный капитал в развитых странах стали одним из наиболее быстрых и эффективных каналов научно-технического прогресса и распространения высоких технологий. Малый бизнес становится обычно инициатором инноваций, а затем их широкое распространение подхватывает крупный капитал.