Инвестиционная и инновационная деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Инновационная деятельность в условиях рыночной экономики играет немаловажную роль. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) является главным поддерживающим фактором конкурентоспособности организации. Чтобы держаться на плаву, компании вынуждены применять новые методы борьбы за рыночную нишу. Для этого разрабатываются и исследуются всевозможные технологические данные. Поэтому вложение денежных средств в инновационные работы является необходимым условием для успешного продвижения деятельности организации.

Актуальность исследования объясняется тем, что условия развития современной российской экономики и необходимость совершенствования инновационно-инвестиционной деятельности отечественных предприятий требуют ориентации на современные методы организации и управления предприятием, перехода к более эффективным моделям хозяйствования, оптимизации использования инвестиционных ресурсов и повышения инновационной активности предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Сущность инновационной деятельности на предприятии.

1.1 Понятие инновационной деятельности.

1.2 Приоритетные направления научно-технического развития предприятия торговли

2. Сущность инвестиционной деятельности на предприятии.

2.1 Понятие «инвестиции» и инвестиционная политика»

2.2 Оценка эффективности инвестиционных проектов.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая35.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

В свете ранее изложенного становятся актуальными разработка и внедрение инновационных инструментов повышения эффективности деятельности российских компаний, которые позволят решить данные проблемы.

Обратимся к опыту ведения инновационной деятельности крупнейшими мировыми компаниями, такими как: Anglo American, BHP

Billiton, Rio Tinto, Xstrata, China Shenhua.

В долгосрочной стратегии каждой из них четко сформулировано и зафиксировано понимание роли инноваций. К примеру, в Anglo American инновации являются ключом к успеху компании и дорогой в ее будущее; в BHP Billiton инновации являются неотъемлемой частью успеха компании сегодня и в будущем; в Rio Tinto творческое использование технологий является критическим фактором успеха; в Xstrata технологии и инновационные решения повышают эффективность операционной деятельности; в China Shenhua благодаря инновациям компания становится на новый уровень развития, характеризующийся использованием высоких технологий, быстрым развитием, повышением доходов, снижением потребления ресурсов и сокращением загрязнений.

Каждая из компаний имеет собственное подразделение, занимающееся поиском, разработкой и внедрением инноваций: Anglo Research (Anglo American), BHP Billiton Global Technology (BHP Billiton), Rio Tinto The Technology and Innovation group (Rio Tinto), Xstrata Technology (Xstrata), в компании China Shenhua инновационная структура состоит из: консультационного комитета, комитета по технологиям, департамента управления технологиями, объединения экспертов и двух технологических центров[7].

У всех указанных подразделений существует индивидуальная миссия. Anglo Research призвано быть интегрированным и стратегическим партнером Anglo American в области технологий, обеспечивая решение задач и проведение экспертиз на международном уровне; BHP Billiton Global Technology непрерывно осуществляет внедрение инноваций, которые позволяют обеспечить долгосрочный рост и управлять стоимостью активов компании; Rio Tinto The Technology and Innovation group определяет и занимается распространением по всей компании лучшей практики внедрения технологий и анализом инноваций, которые будут востребованы в будущем; Xstrata Technology занимается созданием, коммерциализацией и поддержанием технологий, используемых в производственном процессе Xstrata во всем мире; инновационная структура China Shenhua занимается повышением эффективности и объемов производства продукции, повышением экологичности деятельности China Shenhua и осуществлением технологических исследований[8].

Необходимо отметить, что ранее  указанные   подразделения    решают следующие конкретные задачи. Anglo Research повышает капитализацию Anglo American; создает и внедряет инновации, которые позволяют повысить эффективность Anglo American; укрепляет корпоративную культуру Anglo American в области инноваций и роли творческого потенциала. BHP Billiton Global Technology осуществляет анализ будущих тенденций, внедрение существующих и создание новых технологий, а также защиту интеллектуальной собственности компании. Rio Tinto The Technology and Innovation group поддерживает реализацию лучшей практики внедрения технологий и высокодоходных проектов, осуществляет развитие стратегических инноваций и оценку технического риска проектов. Xstrata Technology создает технологии в целях их использования внутри компании и осуществляет продажу созданных технологий сторонним компаниям. Инновационная структура China Shenhua внедряет инновации в производственный процесс и осуществляет защиту интеллектуальной собственности компании.

Рассмотренные ранее примеры наглядно демонстрируют, что в мировых компаниях внедрение инноваций является одним из ключевых факторов успеха, и ему уделяется должное внимание.

Для скорейшего достижения мирового уровня внедрения инноваций в российских компаниях предлагается осуществить внедрение следующих инновационных инструментов: системы поиска требуемых инноваций; системы предварительной оценки эффективности внедрения инноваций; инновационного центра.

Любая компания для сохранения занимаемой доли рынка и повышения конкурентоспособности должна постоянно совершенствовать выпускаемые товары или предоставляемые услуги. Для этого необходимо точно понимать, чем товары не устраивают потребителей и какие требуются изменения. Ответив на данный вопрос, можно определить, какие инновации необходимы и на каком этапе жизненного цикла товара или услуги они должны быть внедрены. Таким образом, для решения проблемы отсутствия понимания характера требуемых инноваций и этапов их внедрения предлагается внедрять в компаниях систему поиска требуемых инноваций, основной задачей которой будет получение информации о том, какие инновации необходимы компании и где они должны быть внедрены.

Для этого необходимо осуществлять постоянный детальный анализ жизненного цикла предлагаемых товаров или услуг. Данная работа должна проводиться рабочей группой, куда будут входить представители различных подразделений. Необходимо отметить, что внедрение данного инструмента невозможно без тесного взаимодействия с потребителями товаров или услуг компании, анализ информации, полученной от них, даст возможность определить направления совершенствования товаров и услуг, а следовательно, характер и направления внедрения инноваций.

Определив характер инноваций и этапы жизненного цикла товара или услуги, на котором их следует внедрять, необходимо предварительно оценить получаемый эффект. Это связано с тем, что в процессе внедрения инновации могут возникнуть вопросы, которые не будут решены и сведут на нет все усилия. Чтобы вероятность такого исхода была минимальной, в компаниях предлагается использовать следующий инновационный инструмент - систему предварительной оценки эффективности внедрения инноваций. Ведь не секрет, что многие компании отказываются от реализации инновационных проектов именно потому, что эффект от их внедрения во многих случаях оценивается некорректно, что может привести к финансовым потерям. Однако в настоящее время благодаря развитию информационных технологий затраты на оценку эффекта от внедрения инноваций снизились, а точность получаемых результатов возросла. С помощью компьютерных программ моделирования стало возможно одновременно рассматривать, оценивать и сравнивать эффект от различных вариантов внедрения одной и той же инновации в жизненный цикл товара или услуги.

Таким образом, в компании предлагается использовать систему предварительной оценки эффективности внедрения инноваций, что позволит быстро и с высокой вероятностью дать ответ на вопрос, какая инновация при внедрении принесет требуемый эффект, а какая нет, что позволит компании избежать возможных финансовых потерь.

Необходимо отметить, что внедрение в компании системы поиска требуемых инноваций или системы предварительной оценки эффективности внедрения инноваций не позволит получить максимального эффекта, так как использование данных инновационных инструментов по отдельности не имеет смысла. Данные инструменты должны органично взаимодействовать как между собой, так и со всеми подразделениями компании.

В целях обеспечения данного взаимодействия предлагается внедрение следующего инновационного инструмента - инновационного центра. Его создание в любой из форм, которые будут рассмотрены далее, имеет своей целью выделить процесс внедрения инноваций в компании в отдельное направление ее деятельности наряду с традиционными. В противном случае внедрение инноваций в компании будет происходить по остаточному принципу, и ему не будет уделяться должного внимания. Инновационный центр может быть создан как: новая организационная структура внутри компании; независимая компания, выделенная из существующей; приобретенная сторонняя компания.

Созданный инновационный центр в форме новой организационной структуры внутри компании предлагается использовать, если требуется изменить процессы взаимодействия ее структурных единиц, при этом инновационный центр будет руководствоваться в своей деятельности порядками и процедурами компании[9]. Это может быть неэффективно, так как многие компании изначально не ориентированы на внедрение инноваций, и их процедуры не позволят обеспечить быстроту и гибкость принятия решений, которые необходимы в процессе внедрения инноваций.

В случае когда внедрение инноваций не может осуществляться в рамках компании, инновационный центр предлагается выделить в качестве независимой компании. Такой шаг позволит обеспечить быстроту и гибкость принятия решений, так как отпадет необходимость соблюдения устоявшихся корпоративных процедур, которые не учитывают особенностей реализации инновационных проектов.

В качестве возможного варианта создания инновационного центра также предлагается рассматривать приобретение сторонней компании, которая в силу специфики своей деятельности сможет эффективно наладить процесс внедрения инноваций в компании-покупателе.

Внедрение в российских компаниях предложенных инновационных инструментов (системы поиска требуемых инноваций, системы предварительной оценки эффективности внедрения инноваций и инновационного центра) запустит процесс постоянного внедрения инноваций и создаст условия для наращивания инвестиций для реализации инновационных проектов, обновления товаров, услуг, технологий и завоевания новых рынков. Таким образом, инновации превратятся в ведущий фактор экономического роста каждой отдельной российской компании, что позволит российской экономике в целом перейти на инновационный путь развития и занять лидирующие позиции на мировой арене.

 


2. Сущность инвестиционной деятельности на предприятии.

2.1 Понятие «инвестиции» и инвестиционная политика»

Прежде чем начать разговор об инвестициях их роли, следует дать понятие, что же такое инвестиции.

Считается, что понятие "инвестиции" произошло от латинского "investire" - "облагать".

Понятие инвестиций в мировой экономике известно давно. Вложение средств, имущества и других активов с целью извлечения выгоды производились всегда. При этом ученые и аналитики до сих пор не пришли к согласию относительно сути инвестиций. Данным финансовым инструментом пользуются и экономисты, и правоведы, но общего единого вывода пока нет. Понятие инвестиций достаточно сложный инструмент как на микроуровне (финансово-экономическая деятельность организации), так и на макроуровне (экономика страны в целом).

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиции представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[10].

При этом инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции – это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Назначением инвестиций является вложение капитала (имущества и имущественных прав) в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дальнейшей выгоды. При этом необходимо отметить, что инвестиции могут производиться не только в объекты предпринимательской деятельности, но и в другие виды деятельности, часто имеющие общественную и государственную значимость.

В целом все инвестиции классифицируются относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени. При этом относительно объекта приложения инвестиции делятся на[11]:

1) инвестиции в имущество или материальные инвестиции, представляющие собой вложения непосредственно в процесс производства других организаций, то есть финансирование оборудований, зданий, сооружений, запасы материальных ценностей;

2) финансовые (портфельные) инвестиции, представляющие собой вложения в акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций;

3) нематериальные инвестиции - вложения в нематериальные ценности, то есть вложения в подготовку кадров, создание новых технологий, исследования и разработки и прочее.

В условиях быстроразвивающейся инвестиционной деятельности во всем мире для каждого предприятия нужна оптимальная и рациональная инвестиционная политика. Важно не вложение средств и активов как таковое, а осуществление разумных вложений, способствующих достижению определенных, заранее предусмотренных целей в зависимости от проводимой организацией политики и условий осуществления деятельности. Для достижения таких целей необходим хорошо продуманный инвестиционный проект. Целью инвестиционных проектов могут быть и повышение рентабельности производства, и модернизация и (или) замена оборудования, и повышение эффективности, расширение производства, а также расширение и т.д.

Инвестиционный проект представляет собой проект, связанный с привлечением инвестиций и их реализацией. Основным инструментом реализации инвестиционного проекта является бизнес-план, отражающий технико-экономическое и финансовое обоснование эффективности производимых инвестиций[12].

Инвестиционная политика фирмы предусматривает:

• соответствие законодательным и нормативным актам относительно инвестиционной деятельности в РФ;

• достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта инвестиций;

• получение прибыли на инвестируемый капитал;

• эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

• использование государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;

• привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.

Продолжительность периода, на который обосновывается инвестиционная политика фирмы, соответствует, как правило, сроку реализации реформы предприятия.

Качество инвестиционного процесса зависит от инвестиционной среды, в которой осуществляется инвестиционный процесс. При этом под инвестиционной средой понимается сфера деятельности,   определяющая

специфику, особенности и общее содержание инвестиционного процесса.

В наиболее общей форме инвестиции представляют собой вложение свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства. Собственник денежных средств, который непосредственно инвестирует (вкладывает) их в материальные или финансовые объекты называется инвестором. Так, если человек или предприятия вкладывают свои денежные средства в те или иные объекты, они являются инвесторами.

Информация о работе Инвестиционная и инновационная деятельность организации