Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение системного анализа и выявление особенностей инвестиционного процесса в Республике Беларусь. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия, видов и сущности инвестиций;
- определение влияния как отечественных, так и иностранных инвестиций на национальную экономику;
- анализ состояния инвестиционной сферы в Республике Беларусь на современном этапе;
- определение целей, задач и результатов Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая макра.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

    Процесс формирования реальных собственников  в странах с переходной экономикой протекает очень сложно, порой  драматично, что сказывается на развертывании  частной инвестиционной деятельности. Препятствуют ее развертыванию и  такие факторы, как несовершенство налоговой системы, нормативно-правовой базы, регулирующей частную предпринимательскую деятельность, высокая преступность в экономической сфере и многое другое.

    При крайней ограниченности собственных  инвестиционных ресурсов в переходных экономиках и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе велика значимость иностранных инвестиций, способствующих при определенных условиях подъему национальной экономики, государственные дотации которым сокращаются.

    Иностранных инвесторов в странах с переходной экономикой, в свою очередь, привлекают возможности эффективного вложения средств, расширения сырьевой базы и  рынка сбыта, отсутствие серьезной  конкуренции со стороны национальных предпринимателей. Наибольший интерес иностранных инвесторов при этом вызывают такие отрасли, которые работают на местных возобновляемых природных ресурсах или имеют сравнительные преимущества, отсутствующие в других странах. Объектами инвестирования становятся в первую очередь лучшие предприятия высокорентабельных отраслей экономики. [10, с.11 - 48].

    В инвестиционной политике стран с  переходной экономикой существуют следующие  особенности:

    - выравнивание темпов прироста  инвестиций производственного назначения  и произведенного национального дохода;

    - увеличение в воспроизводственной  структуре доли средств на  техническое перевооружение и  реконструкцию за счет снижения  удельного веса капитальных вложений  на новое строительство и расширение  действующего производства;

    - уменьшение удельного веса незавершенного строительства в общем объеме инвестиций;

    - увеличение прироста национального  дохода на 1 доллар США инвестиций;

    - повышение технического уровня  строительного производства;

    - сбалансированный прирост числа  рабочих мест и имеющихся трудовых ресурсов;

    - увеличение инвестиций в сфере  обслуживания. [9, с.123 - 127].

    Но  в силу господствующих, исторических и социальных аспектов каждая из стран  с переходной экономикой имеет свои особенности развития. И Республика Беларусь – не исключение.

 

2.2.Сравнение инвестиций в Республике Беларусь с другими странами.

    Беларусь  является постсоциалистической страной, поэтому лучше всего ее инвестиционную политику и объем инвестиций сравнивать с странами, которые входили в состав СССР или являлись социалистическими. В-первую очередь – это страны СНГ.

    Реальность  такова, что сейчас страны СНГ по степени благоприятности инвестиционного  климата находятся в конце  списка из 150 государств – в основном из-за политических рисков и несовершенного законодательства. В результате, имея долю в мировой торговле около 2%, государства Содружества сильно отстают по привлечению прямых иностранных инвестиций – на их долю приходится около 0,5% их объема в мире. Причем по параметрам инвестиционного климата страны СНГ значительно различаются и между собой, что четко фиксируют прежде всего сами зарубежные инвесторы. Например, для отягощенных долгами государств с низким уровнем доходов населения – Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии и Таджикистана – они отмечают непродвинутость осуществленных там структурных и институциональных преобразований. Для Белоруссии, Туркменистана и Узбекистана – экономическую неопределенность, связанную с отсутствием убедительной стратегии реформ. И это притом, что, например, принятый в Белоруссии инвестиционный кодекс признан международными экспертами одним из самых прогрессивных в СНГ. Тем не менее, в нашей стране инвесторов отпугивают бесконечные проверки разного рода контрольных структур, а в Грузии, скажем, – серия преступлений против иностранных граждан. В Туркменистане же отрицательным сигналом для потенциальных инвесторов стало, в частности, упразднение с 1 января 2003 года государственных ценных бумаг (векселей и облигаций), находящихся в обращении с 1996 года. В Кыргызстане на пути инвестиций встали административные барьеры, возрастание количества сфер, охваченных лицензиями и сертификатами, вступление законов в силу задним числом.

    В СНГ только Россия и Казахстан  получили со стороны Евросоюза и  США статус стран с рыночной экономикой, а ведущие мировые агентства начали присваивать им рейтинг инвестиционного класса. И, тем не менее, у них тоже не всегда полностью прозрачен юридический режим и нестабильны финансовые условия, позволяющие инвесторам получать адекватную прибыль.[16]

    По  объему инвестиций в основной капитал по странам СНГ ( январь-март 2007 в % к январю-марту 2006) Беларусь занимает 4 место. [таблица А1].

    Сравнивая динамику поступления инвестиций в  основной капитал, можно отметить, что  приток инвестиций в нашу страну идет почти равномерно, не очень быстрыми темпами, но отсутствуют резкие «взлеты» и «падения» данного показателя, что свидетельствует о стабильности экономической ситуации в стране.

    Также можно рассмотреть инвестиционную политику Болгарии, которая была социалистической страной и после распада данного режима пришла в упадок.

    Переходный  период в Болгарии характеризовался резким ухудшением всех важнейших экономических показателей. Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдался в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. [24]

    На  данном этапе Болгария входит в Евросоюз и имеет крупные инвестиционные проекты.

    Главным “козырем” болгарской стратегии  и политики в усилиях по привлечению  новых крупных зарубежных инвесторов является система стимулирования. Она применяется на деле при помощи сертификации инвесторов и представленных ими проектов. Для крупных инвесторов разработана система специального обслуживания их проектов: бесплатное предоставление земельного участка, права на использование государственного или муниципального участка; софинансирование всей необходимой инфраструктуры, связанной с новым инвестиционным проектом; резкое сокращение сроков на все консультации, и административные процедуры по регистрации, заключению договоров со строительными фирмами, поставщиками оборудования и т.д. Новым моментом административно-организационного содействия иностранному инвестору стали проекты по созданию индустриальных зон, даже экономических агломераций.

    Но  в Болгарии есть проблемы, которые не способствуют увеличению заграничного инвесторского интереса. Среди них лидируют издержки коррумпированности части чиновников государственной администрации, через которых проходит вся сложная, порой отталкивающая процедура по получению права на участие в публичных торгах, банковскому кредитованию.[7]

 

3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях.

3.1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике Беларусь.

    Для любого, особенно активно развивающегося государства чрезвычайно важно, чтобы в развитие его экономики  и социальной сферы постоянно  вкладывались все новые и новые  финансовые и материальные ресурсы. Только так можно выйти в разряд высокотехнологических и конкурентоспособных государств.

    Если  сделать краткий экскурс в  историю, то становится очевидным: общий  кризис середины 90-х годов привел и к настоящему инвестиционному  кризису. Объем валовых инвестиций снизился тогда более чем на 60%.

    Только  с 1996 года ситуация стала меняться к  лучшему с точки зрения динамики основных макроэкономических параметров, что, безусловно, способствовало некоторой  активизации инвестиционной деятельности в республике.

    Однако, несмотря на положительные достижения последних лет – рост валового внутреннего продукта, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной политики, переход на средний курс рубля на всех сегментах валютного рынка, выход большинства отраслей народного хозяйства на уровень 1990 г. – в развитии экономики имеют место негативные тенденции. Объективной реальностью является низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производственных фондов республики. [23].

    В мировой практике считается, что  расширенное воспроизводство на новой технической и технологической  основе возможно в том случае, если доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составляет 25 – 28%. У нас  же на сегодняшний день темпы роста  валового внутреннего продукта существенно опережают темпы роста инвестиций. Так доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составляет порядка 17 – 20% [11 с.123].

    В числе главных причин, сдерживающих инвестиционную деятельность, можно  назвать также инфляцию, удорожание ресурсов, высокие налоги и процентные ставки за кредит. Кроме того, мы имеем такие проблемы как недостаточное внедрение передовых технологий в экономике, чрезвычайно низкая рентабельность производства, большие запасы готовой продукции, слабое развитие малого и среднего бизнеса, а также сокращение объемов централизованных капиталовложений.

    В целом, одновременное сокращение масштабов  государственной поддержки и  налоговой нагрузки могло бы значительно  улучшить ситуацию и стать одной  из приоритетных целей экономической политики. [8, с.22].

    В сложившихся условиях нам необходимо обратить серьезное внимание на основной и постоянно действующий источник сбережений внутри страны – денежные накопления граждан, аккумулируемых национальной финансовой системой. Именно они являются мощным источником инвестиций, особенно долговременных, во всех экономически развитых странах.

    Функционирующий в Беларуси финансовый рынок мог  бы сыграть здесь важную позитивную роль, оперативно трансформируя всевозможные денежные сбережения и накопления в инвестиции отечественных предприятий и организаций. У нас этого рынка практически нет, ибо в республике в целом доминируют прежние, т.е. государственно-центричные подходы, настойчиво реализуемые в совершенно новых общественных и экономических условиях. Дело в том, что у нас финансы населения, а особенно их “видимая” часть, не являются пока для экономики сколько-нибудь значимой или весомой величиной. При этом общеизвестно, что вклады и сбережения населения есть важнейший и неинфляционный источник инвестиционных ресурсов, экономическое значение которого трудно переоценить.

    Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что  сегодня экономика Беларуси оказалась  в состоянии перманентного инвестиционного  кризиса, что сказывается на росте  уровня жизни большинства ее жителей. Обе эти проблемы являются тесно взаимосвязанными и во многом порождены инвестиционными стратегиями, использовавшимися у нас до сих пор. Их объективным экономическим содержанием являлось стремление минимизировать финансы населения, ограничить их реальную доходность и т.д., то есть в стране десятилетиями целенаправленно подавлялись и снижались финансово-инвестиционные возможности собственных граждан.

    Сегодняшней Беларуси жизненно необходима совершенно иная инвестиционная стратегия. В ее основу предлагается положить внутренние финансовые ресурсы, главным образом денежные сбережения и накопления населения. Кроме того, финансы населения явятся главной предпосылкой успешного становления и развития в республике финансового рынка, способного постоянно и эффективно трансформировать денежные накопления в необходимые стране инвестиции. [12, с.16 – 20].

 

3.2. Гарантии инвесторам.

    В Беларуси сформированы благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной  финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь