Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение системного анализа и выявление особенностей инвестиционного процесса в Республике Беларусь. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия, видов и сущности инвестиций;
- определение влияния как отечественных, так и иностранных инвестиций на национальную экономику;
- анализ состояния инвестиционной сферы в Республике Беларусь на современном этапе;
- определение целей, задач и результатов Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая макра.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

    Основополагающим  документом, определяющим общие условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

    В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

    Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства.

    Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров.

 

3.3. Активизация инвестиционной деятельности.

    Стратегическая  цель инвестиционной политики состоит в мобилизации и.эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

    Инвестиции  в основной капитал в 2010 году увеличатся в 2,15 раза. Удельный вес в ВВП возрастет с 23,3 % в 2005 году.до 30 % в 2010 году.

    Пороговое значение показателя доли инвестиций в основной капитал составляет не менее 20. В 2004 году он составил 21,6, в 2005 – 23,3, а в 2010 планируется достигнуть показателя 30. Если данный показатель выйдет за пороговое значение, то возможны замедление экономическог роста, падение конкурентоспособности.

    Приоритетом инвестиционной политики станет привлечение  инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

    Рост  инвестиций будет обеспечен в  основном за счет собственных средств  юридических лиц и домашних хозяйств.

    Важную  роль в увеличении объемов инвестиций будет играть трансформация частных  сбережений в инвестиционный капитал.[14, с. 75-78]

    Оценка  современного состояния инвестиционной деятельности, цели и задачи социально-экономического развития определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

  • повышение инвестиционного рейтинга страны путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;
  • выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативной и правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
  • усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
  • расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
  • стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов;
  • развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

    Решение поставленных задач требует принятия ряда мер. Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной баз в инвестиционной сфере, что позволит создать условия для инвестиционных вложений в экономику страны. На увеличение объемов инвестиций направлены положения Программы совершенствования амортизационной политики, предусматривающие необходимость, во-первых, обеспечения сохранности и целевого использования амортизационных средств, во-вторых, создания гибкой многовариантной системы норм и методов начисления амортизации, которая предоставит предприятиям возможность самостоятельно, исходя из своего экономического положения и конъюнктуры рынка, определять параметры амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств, реально задействовать систему экономических стимулов их целевого использования.

    Необходимо  активизировать деятельность по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все государства, сумевшие достичь социального и экономического прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи важно улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.[15, c. 527-528.]

    В целом инвестиционная деятельность будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, а также программами, реализуемыми в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

    Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности в 2006-2010 годах предполагается осуществлять в направлении упрощения  порядка государственной регистрации  коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расширения гарантий государстве по неизменности законодательства для инвесторов, в том числе иностранных. Потребуется создать единое инновационно-инвестиционное пространство с Россией.[14, с. 75-78]

 

3.4. Анализ притока инвестиций в Республику Беларусь.

    Для того чтобы проанализировать объемы инвестиций с 1990 по 2006 гг. рассмотрим таблицу [Таблица Б1]. Из нее видно, что в стране наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. Если рассматривать функциональную структуру, то на протяжении последних десяти лет инвестиции поступали в основном производственные, а в прошлом году 51,7 % из всех были непроизводственными инвестициями. Что касается отраслевой структуры, то там лидирующую позицию удерживает промышленность, но в 2006 г. увеличился процент инвестиций в сельское и лесное хозяйство, строительство за счет уменьшения инвестирования промышленности

    На  данном этапе в Беларуси темп роста инвестиций в основной капитал вдвое превысил темп роста ВВП.

    В январе-сентябре темп роста инвестиций в основной капитал составил 116,8% к уровню аналогичного период прошлого года, а темп роста ВВП - 108,4%. "Это отрадный факт, который свидетельствует о качественных сдвигах в экономике страны. В Беларуси активно идет модернизация производства, внедряются новые прогрессивные технологии. Это задел на будущее - на десятилетия".[20]

    Так значение инвестиций в основной капитал  можно рассмотреть в таблице 3.1.

    Таблица 3.1 Инвестиции в основной капитал  за январь-август 2007г.

          Январь-август 2007     В % к январю-августу2006г.     Август 2007 г. в % к
    августу 2006 г.     июлю 2007 г.
 Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб.     14269,4     117,7     109,0     101,6

    Примечание: источник [16]

    Правительство рассчитывает, что в 2008 г. до 9-10% (сегодня порядка 2-3%) увеличится доля иностранных источников финансирования в общей структуре инвестиций. [2]

 

3.5. Иностранные инвестиции  в Республике Беларусь.

    По  данным Министерства статистики и анализа  Беларуси, в последние годы сложилась  положительная тенденция поступления  иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. Причем объемы зарубежных вложений постоянно увеличиваются. Этот отрадный факт свидетельствует о том, что стабилизация экономической ситуации в Беларуси, определение инвестиционной политики государства имеют заманчивый характер для иностранных инвесторов.[3]

    Наша  страна предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические  условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса. Вдобавок республика находиться на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.[22]

    Проследить  динамику поступлений можно в таблице [Таблица Б2 ]. Видно, что наблюдается практически стабильный рост, кроме 2005г., который предшествовал президентским выборам в стране. В связи с подобными событиями, иностранные инвесторы, как правило, занимают выжидательную позицию.

    Но  по объему иностранных инвестиций на душу населения мы сегодня в несколько раз отстаем от стран Восточной Европы. Причина этого, по мнению специалистов, кроется в первую очередь в неблагоприятных условиях для ведения бизнеса. В ходе опросов, проведенных среди руководителей отечественных и зарубежных предприятий, выяснилось, что многих инвесторов отпугивают нестабильность, противоречивость и сложность налогового законодательства, высокий уровень фискальной нагрузки, многочисленные и зачастую ничем не оправданные (кроме желания пополнить бюджет) проверки контролирующих органов, неадекватность наказаний за экономические правонарушения.

    Иностранному  инвестору также непонятно, почему его бизнес-план не может быть выполнен без одобрения госчиновниками и почему он должен продавать свою продукцию не по рыночным, а по «спущенным сверху» ценам. В прошлом году из Инвестиционного кодекса исключена статья, которая предоставляла зарубежным инвесторам право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и услуги собственного производства и порядок ее реализации, а также по своему усмотрению выбирать поставщиков товаров. А о необходимости упрощения административных процедур сегодня говорят даже сами власти.[10]

    Беларусь  активно развивает сотрудничество с ведущими международными организациями: Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, Международным валютным фондом, которые оказывают содействие в развитии иностранного предпринимательства на территории республики.

    За  последние годы на белорусский рынок  вышли такие крупные компании, как “Кока-кола”, “Легранд”, “МакДональдс”, “Байер”, “Сименс”, “Мулинекс”. [21].

 

Заключение

     Тема  инвестирования на сегодняшний день является очень актуальной для нашей  страны. На данном этапе развития экономики становится ясно, что инвестиции смогу помочь развиться большому потенциалу Беларуси. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Анализ темпов роста инвестиций показывает положительную динамику в данной отрасли. Но наша страна еще только вступает на путь рыночной экономики и не имеет достаточного опыта по привлечению как своих, так и иностранных инвесторов. Как следствие существуют проблемы, которые необходимо решать.

     Прежде  всего, необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь