Инвестиционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность и значение инвестиционной политики государства.
Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
1. Отразить сущность и виды инвестиций.
2. Охарактеризовать модель «утечки-инъекции»
3. Выявить влияние инвестиций на экономику страны
4. Охарактеризовать инвестиционную политику Республики Беларусь на современном этапе.
5. Предложить меры по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика Республики Беларусь.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в Беларуси.

С целью привлечения инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны, увеличения объемов экспорта, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих производств на территории Республике Беларусь были созданы шесть свободных экономических зон (СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998 г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998 г.), СЭЗ «Витебск» (1999 г.), СЭЗ «Могилев» (2002 г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г.).

За сравнительно короткий период функционирования наблюдаются положительные результаты их деятельности: увеличение объемов производства, экспорта товаров и услуг, создание новых рабочих мест, более заметное влияние на макроэкономические показатели территориальных образований, рост налоговых поступлений и сборов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.

Свободные экономические зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.

Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности.

Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.

В последние годы в Республике Беларусь принят ряд правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

1. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. №144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».

2. 17 декабря 2007 г. Глава государства подписал Декрет №8, которым упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Существовавшая ранее разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

3. В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал Декрет №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

В результате к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. Так, в течение 2008–2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий.

Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.

Банки будут с минимальными формальностями выдавать субъектам, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.

4. Аналогичный подход применен и в Декрете от 30 января 2008 г. №1, которым Глава государства предоставил ряд льгот и особых условий работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные.

Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей.

Кроме того, оборудование, которое инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.

5. 27 декабря 2007 г. Глава государства подписал Указ №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», значительно упрощающий существующую процедуру. Документ призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решения о выделении земельного участка любому гражданину, желающему его приобрести. Указ делегировал соответствующие полномочия местным органам исполнительной власти.

Кроме того, принятие документа значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. [8]

Деятельность по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов поступающего иностранного капитала.

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсе» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уно-медикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи-2». Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена». Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.

 

 

3. Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики Республики Беларусь

Как показал  опыт других стран с передовой  экономикой, важнейшее значение для  улучшения инвестиционного климата  имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ, формирование рыночных институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние производственной и социальной инфраструктуры, предпринимаемые организационные и стимулирующие меры по активизации инвестиционных проектов и другие.

Одним из наиболее существенных препятствий активации  инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. На данный момент в Беларуси сохраняется относительно устойчивая инфляционная ситуация.

Но все-таки необходимо принять меры по поддержанию относительно стабильных цен и курса. Основными направлениями реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению издержек и меры по структурному регулированию рынков товаров и услуг.

В последние годы активация инфляционных процессов в Республике Беларусь была во многом связана с чрезмерной кредитной эмиссией, которая по отрицательным процентным ставкам направлялась в основном на кредитование жилищного строительства и АПК, отдельных государственных программ и дефицита государственного бюджета. Поэтому с целью сокращения инфляции и стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК, которые к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики (особенно экспортеров), увеличения экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, легализации рынка наличной и безналичной валюты, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, роста совокупного спроса населения вследствие роста реальной заработной платы связи с улучшением финансового состояния предприятий и т.д. Часть дополнительных источников финансирования как раз и компенсирует финансовые потери инвестиционной сферы в связи с сокращением льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к усилению макроэкономической разбалансированности.

Следующей важнейшей  задачей макроэкономической политики является ее максимальная направленность на переориентацию финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, включая  бюджетные средства, кредитные ресурсы банковской системы, собственные средства субъектов хозяйствования и т.д. Рост внутренних производственных инвестиций, прекращение утечки финансов за пределы страны наряду с ростом конкурентоспособности производства и повышением финансовых возможностей субъектов хозяйствования станут положительным сигналом для внешних инвесторов о том, что в стране создана благоприятная среда для развития бизнеса.

Для преодоления  тенденции увеличения износа активной части основных фондов следует обеспечить опережающий рост накопления и инвестирования в реальный сектор экономики на основе создания условий по трансформации сбережений секторов экономики в инвестиции, включая развитие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонентов, концентрацию ресурсов, прежде всего, на создании и развитии высокотехнологичных производств, повышения эффективности инвестиционной сферы за счет улучшения отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений, сокращения незавершенного строительства.

Макроэкономическая  стабилизация, снижение налогового давления, упрощение системы государственного регулирования и сокращение государственного вмешательства в перераспределительные процессы создала бы условия для активации нецентрализованных инвестиций в реальном секторе экономики, позволила бы в полной мере задействовать такие механизмы, как амортизационная политика, инвестиционные налоговые льготы и т.д. Основной целью совершенствования амортизационной политики является приведение системы начислений амортизации и износа основных средств в соответствие с условиями хозяйствования в переходный к рыночным отношениям период и повышение эффективности использования амортизационных отчислений как основного источника инвестиций в воспроизводство основного капитала.

Важным направлением роста инвестиций является увеличение кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять следующие меры:

  • повысить ликвидность банковской системы через сокращение или изменение условий кредитования за счет кредитной эмиссии
  • восстановить и расширить льготу в части освобождения от налогообложения процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по объектам
  • реализовать предложения о разрешении формирования накопительных депозитов фондов амортизации в инвалюте
  • разработать концепцию создания целевых накопительных фондов на нужды инвестиций в производственную сферу, сферу страхования, пенсионного обеспечения, медицинских услуг на базе указанной концепции, опираясь на опыт других стран в области целевых накопительных и инвестиционных фондов, создать соответствующую законодательную и нормативную базу их формирования
  • активизировать работу по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых совместных банков, фиалов иностранных банков
  • продолжить работу по развитию лизинговых операций

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь