Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:54, контрольная работа
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разнообразные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценообразование, развитие новых форм собственности, демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансово-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран, обладающих состоявшейся рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Инвестиционная политика Российской Федерации в настоящий период….4
1.1. Внутренние факторы, влияющие на инвестиционную
политику и инвестиционный климат. Внутренние инвестиции……….….7
1.1.1. Бюджетное финансирование………………………………………………8
1.1.2. Прибыль как источник инвестиций……………………………………….8
1.1.3. Банковские кредиты………………………………………………………..9
1.1.4. Средства населения…….…………………………….……………………10
1.1.5. Амортизационные отчисления……………………………………………11
1.2. Внешние факторы, влияющие на инвестиционную политику.
Иностранные инвестиции………………………………..………………….12
1.2.1. Иностранные инвестиции и их отраслевая структура..…………………12
1.2.2. Отток капитала………………………………………….…………………14
2. Инвестиционный кризис в Российской Федерации в 90-х годах
ХХ века: причины и следствия……………………………………………….17
3. Инвестиционный климат в России в настоящее время. Анализ
инвестиционных процессов…………………………………………………..23
3.1. Инвестиционный климат в реальном секторе экономики………………..23
3.1.1. Инвестиции в основной капитал…………………………………………25
3.1.2. Источники финансирования инвестиций………………………………..27
3.2. Иностранные инвестиции в российскую экономику и их
взаимосвязь с инвестиционным климатом в российской экономике……31
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы………………………………………………………………40
Отраслевая структура привлеченных в Россию иностранных инвестиций, как и в 1998 году, характеризуется лидирующей ролью промышленности, вложения в которую по итогам 1999 года составили 4876 млн.долл., что на 3,8% выше уровня предыдущего года. Однако, при значительном сокращении иностранных вложений в сферы коммерческой деятельность по обслуживанию рынка, финансов, страхования и пенсионного обеспечения, доля промышленности в совокупных объемах иностранных инвестиций в российскую экономику выросла на 11,1%.
Таблица 2
Отраслевая структура иностранных инвестиций
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |||||
млн. долл. |
Доля в % |
млн. долл. |
Доля в % |
млн. долл. |
доля в % |
млн. долл. |
доля в % | |
Промышленность |
2278 |
32,68 |
3610 |
29,36 |
4698 |
39,90 |
4876 |
51 |
Транспорт и связь |
269 |
3,86 |
194 |
1,58 |
589 |
5,00 |
907 |
9,5 |
Торговля и общественное питание |
375 |
5,38 |
733 |
5,96 |
1201 |
10,20 |
1622 |
17 |
Коммерческая деятельность по обслуживанию рынка |
1629 |
23,37 |
2299 |
18,70 |
1426 |
12,11 |
190 |
2 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
2024 |
29,04 |
4763 |
38,74 |
900 |
7,64 |
114 |
1,2 |
Прочие отрасли |
395 |
5,67 |
696 |
5,66 |
2959 |
25,13 |
1851 |
19,4 |
Источник: Госкомстат России
Значительно увеличились в 1999 году доли инвестиций в торговлю и общественное питание, транспорт и связь, в сферу управления (около 42% всех иностранных инвестиций в 1999 году, рис.3). Анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций свидетельствует о стремлении инвесторов вкладывать средства в отрасли, дающие либо быструю окупаемость, либо обслуживающие конкретные крупные “точечные” проекты.
В 1999 году из совокупного объема иностранных инвестиций в промышленность около 53,4 % приходилось на прямые инвестиции (в 1996 году – 58%, в 1997 и 1998 гг. – приблизительно 35%).
Изменение структуры инвестиций в сферу производства в 1999 году произошло за счет переориентации инвесторов с рынка капиталов на инвестиции в экспортные отрасли России и, прежде всего, в топливную промышленность, а также существенного увеличения вложений в пищевую промышленность (рис.4). Так, на топливную и пищевую промышленность в 1999 году пришлось 82,7% объема иностранных вложений от прямых инвесторов, направляемых в промышленность.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций свидетельствует о стремлении иностранных предпринимателей сформировать в России собственную производственную базу, что позволит существенно снизить стоимость их продукции и более гибко реагировать на ценовую ситуацию на рынке.
Структура иностранных инвестиций в 1999 году характеризовалась снижением уровня концентрации при сохранении лидирующей роли фирм США и сокращении поступлений из Германии. Вслед за США и Германией с долей вдвое меньше следует Великобритания, за ней: Нидерланды, Швейцария и Франция (рис.5) [2].
Иностранные инвесторы из других стран в большинстве случаев участвуют в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивают долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыты продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на внутреннем рынке. В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности.
В 1999 году конгресс США принял решение о прекращении прямых инвестиций в российскую экономику из средств госбюджета США. Таким образом, инвестиционный фонд “США-Россия”, созданный в 1995 году и реализующий в России до 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн.долл., в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся 240 млн.долл, выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиции.
Экономическое развитие российских регионов характеризуется углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией деятельности иностранных инвесторов в ограниченном числе наиболее динамично развивающихся и стабильных субъектов Российской Федерации. На региональной структуре иностранных инвестиций сказалось их преимущественное привлечение в предприятия ТЭК. Устойчиво сохраняется значимость Москвы, а также Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности. Третьим центром притяжения являются приграничные области, такие как Калининградская область, Приморский край (рис.6) [2].
Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки.
Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента.
Мировая практика
привлечения иностранных
Развитие рыночных
Задачей российских органов власти в стимулировании инвестиционной деятельности в отношении инвесторов является совершенствование поддержки через систему государственных гарантий при предоставлении внебюджетных источников финансирования, а также стимулирование хозяйственной деятельности и расширение возможностей инвестиционного финансирования. В отношении инициаторов инвестиционных проектов приоритетной задачей является обеспечение соответствия инвестиционного проектирования стандартам, обеспечение открытости, масштабности, конкурентоспособности инвестиционной деятельности.
В инвестиционной сфере
России назрела необходимость
Важнейшей задачей активизации инвестиционной деятельности является поддержание социальных программ и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизни населения.
Анализ структуры источников финансирования инвестиций в России в основной капитал в 90-х годах позволяет сделать следующие выводы:
-основным источником
инвестиций в капитал (до 2/3) являются
собственные средства
-низкий уровень привлеченных
и заемных средств в
-доля заемных средств в источниках инвестиций – до 3,3%.
Продажа акций, других ценных бумаг, жилищных сертификатов играет ничтожно малую роль в источниках финансирования инвестиций, составляя в совокупности всего 0,6% инвестиций в основной капитал. Относительно небольшой удельный вес в инвестициях средств индивидуальных застройщиков обусловлен резким снижением уровня реальных доходов основной массы населения.
Отмеченные обстоятельства и искаженная структура источников финансирования представляются прямым следствием механизма хозяйствования, который стимулирует спекулятивно-посредническую деятельность.
Одной из важнейших причин, сдерживающих потенциальных инвесторов, является неубедительное обоснование эффективности даже тех производственных инвестиционных проектов, которые и при имеющемся в стране риске могут принести высокую прибыль, обеспечить необходимую рентабельность вложений.
Определенную озабоченность
1. Игошин Н.В. Инвестиции. –М.: Юнити-Дана, 2001. –542с.
Информация о работе Инвестиционная политика Российской Федерации в настоящий период