Инвестиционная привлекательность отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства, производственной и социальной инфраструктур.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики...................................................................................................5
1.1. Понятие и критерии инвестиционной привлекательности отраслей экономики...................................................................................................................5
1.2. Методы оценки инвестиционной привлекательности.......................13
2. Инвестиционная привлекательность нефтегазовой отрасли РФ........20
2.1. Российские нефтяные и газовые компании..........................................20
2.2. Характеристика нефтегазовой отрасли РФ..........................................23
Заключение......................................................................................................25
Список используемой литературы................................................................27

Файлы: 1 файл

Контрольная Экон. оценка инвестиций.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

1. Каковы основные экономические  показатели, характеризующие отрасль?

Отрасли в значительной степени  отличаются друг от друга по таким  характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста  рынка, число фирм-покупателей и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность.

2. Какие конкурентные силы действуют  в отрасли и какова степень их влияния?

Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между  продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных  товаров-субститутов, возможностью вхождения  в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и способностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции  в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько  слабо или сильно ее давление и  затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться  компании с учетом существующих в  отрасли «правил» конкуренции и  которая направлена на то, чтобы: а) изолировать фирму насколько  возможно от воздействия пяти сил  конкуренции; б) использовать «правила»  конкуренции в отрасли на благо  фирмы; в) завоевать конкурентное преимущество.

3. Что вызывает изменение в  структуре конкурентных сил отрасли,  и какое влияние эти факторы  окажут в будущем?

Условия в отрасли и уровень  конкуренции изменятся, поскольку  определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в отрасли – предпосылка для грамотной разработки стратегии.

4. У каких компаний наиболее  сильные или на инновационные  стратегии для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у слабых конкурентов.

Ответы на перечисленные вопросы  формируют основу для понимания  среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей  общей ситуации и современным  отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности отрасли служит важным аргументом в переговорах  с банками, потенциальными портфельными и стратегическими инвесторами, поскольку владельцам свободных  ресурсов необходимо иметь ориентиры  для оптимизации своих вложений.

В рамках рассматриваемого анализа  используется набор приемов и  методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития.

Ключевое место в данном анализе  отводится изучению конкурентной борьбы – первый этап.

Вторым этапом является определение  стадии развития отрасли. Для этого  используются показатели, характеризующие  темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.

На базе сопоставления поэтапных  результатов оценивается уровень  инвестиционной привлекательности  отрасли.

Оценив стадию развития анализируемой  отрасли, специалист по стратегическому  планированию может воспользоваться  базой стандартных характеристик  и получить квалифицированные «подсказки». В частности, для зрелой отрасли  характерны:

– низкая доходность. Замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли;

– падение темпов роста. Оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция;

– сильное влияние конкуренции на издержки. Ужесточаясь, она вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов, ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрифирменного управления;

– усиление международной конкуренции.

При анализе внешней среды большое  значение придается прогнозированию  изменений конъюнктуры спроса и  предложения на внутренних и внешних  рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.

Необходимо также отметить, что  каждая отрасль специфична и может  оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими  динамику развития промышленности, являются:

– индекс промышленного производства, который характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции;

– объем промышленного производства в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности.

1.2. Методы оценки инвестиционной привлекательности

 

Анализ инвестиционной привлекательности  региона и анализ инвестиционной привлекательности отрасли экономики  неразрывно связаны между собой: инвестиционная привлекательность  территории может обеспечиваться только инвестиционной привлекательностью отраслей экономики, размещенных на данной территории; с другой стороны, инвестиционная привлекательность  отраслей промышленности составляет инвестиционный климат территории.

В связи с этим анализ инвестиционной привлекательности будем проводить  по схеме, представленной на рис. 1.4.

Отдельно рассмотрим методологии  оценки инвестиционной привлекательности  регионов и отраслей экономики.

Эффективное обоснование стратегических инвестиций учитывает не только индивидуальные показатели динамики результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия – объекта инвестиций, но и отраслевую и региональную специфику, в особенности при долгосрочном периоде окупаемости. Равным же образом, если портфельный инвестор формирует собственный портфель ценных бумаг, полагаясь только на конъюнктуру «голубых фишек», он как бы «следует за рынком» вместо того, чтобы «предвосхищать» его тенденции. В конечном итоге, как показывает многолетний опыт, «последователь» всегда проигрывает «лидеру». Таким образом, не только в реальном инвестировании, но и в обосновании покупки ценных бумаг методологический подход к анализу состояния отрасли является одним из ключевых факторов успеха – портфельные вложения, основывающиеся на чисто эмпирическом мониторинге рынка, в конце концов заканчиваются весьма печально для инвестора.




 

 






 

Рис. 1.4. Схема анализа инвестиционной привлекательности

 

Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли:

а) проблема формализации. Любая  оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении, иначе смысл этой оценки будет  равен нулю. Особенно это актуально  для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли  с другими отраслями. Чтобы проводить  сравнение, нужны определенные, количественно  выраженные критерии, унифицированные  для отраслей – объектов сравнительного анализа;

б) проблема спецификации методологических подходов исходя из:

– типа инвестиций, – вида инвестиций, – срока инвестиционного периода инвестиций).

Фактор спецификации методологических подходов является особенностью именно отраслевого анализа. Если, допустим, методология финансово-экономической  оценки отдельно взятого инвестиционного  проекта или методология оценки финансового состояния отдельного предприятия по большому счету являются стандартными, то для случая оценки инвестиционной привлекательности  отрасли дело обстоит несколько  иначе. Тип и вид инвестиций, срок инвестиционного периода настолько  существенно влияют на методику оценки, что здесь даже не совсем корректно  говорить о методологии, а скорее об общих методологических подходах к оценке отрасли, которые специфицируются  в каждом конкретном случае. Иначе  говоря, анализ инвестиционной привлекательности  отрасли носит ситуационный характер, т.е. в зависимости от «исходных параметров».

Алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли включает в себя два этапа: оценку уровня интенсивности конкуренции и оценку стадии ее развития. Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с этой моделью, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль новых производителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя со стороны покупателей, давление на производителя со стороны поставщиков сырья и материалов, угроза со стороны продуктов-заменителей, макросреда и государственная политика. Оценка влияния каждой движущей силы на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы.

Следующий этап анализа инвестиционной привлекательности отрасли – определение стадии ее развития. К числу основных критериев при этом относятся показатели, характеризующие темпы роста, потенциал отрасли и эволюцию продуктов и технологии. И наконец, на базе сопоставления результатов, полученных на первом и втором этапах анализа, оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли.

На сегодняшний день очень  актуальна проблема диагностирования в экономике, т.е. умение различными способами определять экономическое состояние объекта, чтобы иметь чёткое представление о его инвестиционном потенциале. Понятие диагностики в экономике понимается как определение экономического состояния объекта.

Всё многообразие факторов и  условий, определяющих инвестиционный климат на уровне территории, применяемых  при диагностировании, может быть условно разделено на 2 группы:

  1. общенациональные, включающие конкретно реализуемую экономическую модель реформирования страны, институциональные и общественно-политические факторы и условия общенационального масштаба, развитую и легитимную законодательную базу, конкурентоспособность государства на международном рынке капиталов и др.;
  2. региональные – социальные, экономические, налого-фискальные, общественно-политические, экологические, этнокультурные, правовые факторы, действующие в границах территориальных образований различного ранга: крупных экономических районов, макро регионов, субъектов федерации, низовых административно-территориальных образований и др.

В настоящее время сравнительная  оценка инвестиционного климата  осуществляется на государственном, зональном  или региональном уровнях. В первом случае объектами анализа выступают  отдельные государства, во втором –  крупные экономические районы или  макро регионы, объединяющие субъекты федерации в рамках межрегиональных  ассоциаций экономического взаимодействия, в третьем – административно-территориальные  образования ранга субъекта федерации, которые рассматриваются в качестве «точки» с некоторыми усреднёнными характеристиками.

Если для макроанализа инвестиционной привлекательности территорий усреднённость допустима, то с точки зрения принятия инвестиционных решений относительно конкретного проекта необходимо учитывать ещё и «микроклимат», играющий далеко не последнюю роль.

При оценке микроклимата территории принимаются во внимание различные  локализованные факторы.

В мировой практике диагностика  отраслевых комплексов проводится несколькими  методами, основанными на использовании  различных групп индикаторов.

Всё многообразие методов  диагностики отраслевых комплексов территорий можно подразделить на три  большие группы:

1. Методы факторного анализа;

2. Методы экспертных оценок;

3. Математические методы.

Факторный анализ необходим, когда исследователь имеет дело с огромным числом различного рода показателей. Суть метода заключается  в составлении укрупнённых групп, состоящих из близких по смыслу показателей  и называемых факторами. Дальнейшая работа ведётся не с каждым показателем  в отдельности, а с укрупнённой  группой – фактором.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей