Инвестиционная привлекательность регионов и региональной инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов….4
2.Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов……………………………………………………6
3. Инвестиционная привлекательность регионов РФ…………………..8
4. Структурные изменения в управлении территориями……………...10
5. Причины активизации инвестиционной политики регионов…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………...18

Файлы: 1 файл

инвестиционный менеджмент.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная привлекательность  регионов и региональной инвестиционной политики.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

1. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов….4

2.Основные факторы, ограничивающие инвестиционную    привлекательность регионов……………………………………………………6

3. Инвестиционная привлекательность регионов РФ…………………..8

4. Структурные изменения в управлении территориями……………...10

5. Причины активизации инвестиционной политики регионов…………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько  при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

Инвестиционная  привлекательность региона - это  совокупность факторов, определяющих приток в них инвестиций или отток капиталов, включая отток человеческого капитала.

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих  пред современным обществом, заключается  в создании необходимых и благоприятных  условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Высокая экономическая  активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в  экономику, характерные для последних  лет, в значительной степени обусловлены  результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.

 

1.Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов

 

Инвестиционную привлекательность  регионов России, их кредитные рейтинги, рейтинги муниципалитетов, организаций и облигаций рассчитывают национальные и международные рейтинговые агентства («Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство», S&P,s, Moody,s, Fitch и др.).

Инвестиционная привлекательность (климат) региона определяется инвестиционным потенциалом и интегральным инвестиционным риском. Методика их расчета была разработана специалистами агентства «Эксперт РА».

Интегральный инвестиционный потенциал  регионов - это их потенциальные  возможности в развитии экономики. Интегральный инвестиционный потенциал учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами. Он включает следующие составляющие - частные инвестиционные потенциалы:

-инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки, уровень информатизации региона);

-производственный, тесно связанный с инновационным (ВВП, ВРП - валовой региональный продукт, промышленность и их структура);

-институциональный (способность региона (субъекта РФ) выполнять свои функции, степень развития институтов рыночной экономики);

-интеллектуальный (уровень и качество человеческого капитала);

-финансовый (устойчивость финансовой системы, золотовалютные резервы, сбалансированность бюджетов, объем налоговой базы, прибыльность отраслей экономики);

-потребительский (совокупная покупательная способность населения);

-инфраструктурный (экономико-географическое положение страны, региона и их инфраструктурная обеспеченность);

-трудовой (тесно связан с национальным человеческим капиталом, определяется трудовыми ресурсами и их образовательным уровнем);

-ресурсно-сырьевой (обеспеченность экономики природными ресурсами).

Инвестиционный риск - это вероятность (возможность) потери капитала.

Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.

Интегральный риск рассчитывают по составляющим:

-экономический риск (тенденции в экономическом развитии страны, региона);

-финансовый риск (устойчивость финансовой системы, уровень инфляции, степень сбалансированности бюджетов и финансов, валютные резервы, объем чистого экспорта и др.);

-политический риск (устойчивость власти, международное положение, распределение политических симпатий населения и др.);

-социальный риск (уровень социальной напряженности);

-экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды);

-криминальный риск (уровень преступности в стране, регионе);

-законодательный риск (устойчивость государственной системы и институтов, юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных видов потенциала и частных рисков.

Авторы этой методики наибольший вес  присваивают потребительскому, трудовому, производственному потенциалам, законодательному, политическому и экономическому рискам. Наименьший вес - природно-ресурсному финансовому и институциональному потенциалам, экологическому риску.

Инвесторы наибольший вес присваивают  трудовому и потребительскому потенциалам. То есть их интересуют в первую очередь  качество местного труда и возможность  расширения производства и продажи  товаров.

 

2.Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов.

 

Рейтинги регионов, муниципальных  образований, организаций и долговых обязательств РФ ограничивают, как  отмечалось выше, страновые рейтинги России. Хотя кредитный рейтинг России повышен в 2006 году до уровня инвестиционного (А-), это не означает аналогичного повышения ее других рейтингов, оценивающих инвестиционный климат в стране и определяющих приток капитала в страну.

Сравнительно высокий кредитный  рейтинг России со стороны трех ведущих  мировых рейтинговых агентств обусловлен стабилизацией финансовой системы страны на федеральном уровне. Однако эта стабилизация отсутствует на уровне регионов и особенно на уровне муниципальных образований. Регионы страны в основном дотационны и формируют сбалансированные бюджеты за счет трансфертов из федерального бюджета. Особенно несбалансированными оказались на этом этапе реформирования межбюджетных отношений бюджеты многих крупных городов - столиц субъектов РФ, которые являются финансовыми донорами территорий субъектов РФ. Однако из-за действующей системы межбюджетных отношений и методик Минфина РФ для распределения налоговых средств и иных сборов, собираемых на их территориях, бюджеты городов-доноров снизились примерно втрое относительно бюджетов субъектов РФ в реальном исчислении за последние 5-7 лет. В результате города-доноры имеют бюджеты, которые не способны даже обеспечить эффективное функционирование городских хозяйств, не говоря уже об их развитии и совершенствовании.

Основные критические замечания  аналитиков рейтинговых агентств связаны с «голландской болезнью» России. «Голландская болезнь» - это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.

Другие причины  низкого рейтинга в части инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата России связаны с низким уровнем управляемости страной (слабостью  власти, криминализацией экономики и государства), высокой коррумпированностью, слабой диверсификацией экономики, неразвитостью демократии, экономической свободы, гражданского общества. По всем этим показателям Россия занимает места в конце первой или во второй сотне стран мира.

Одним из основных показателей инвестиционной привлекательности  страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся  стран мира и стран с переходными  экономиками решили свои проблемы с  инфляцией и снизили её до 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику таргетирования. В России же инфляцию так и не удалось снизить до значений, которые принято называть в экономике умеренными.

Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для оживления предпринимательской деятельности необходимо стимулировать со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики - это одна из основных задач государства.

 

3.Инвестиционная привлекательность регионов РФ

 

Инвестиционные  потенциалы и риски регионов по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» приведены для первой десятки регионов в таблице 1. Инвестиционные рейтинги агентства «Эксперт РА» использует для составления карты инвестиционной активности регионов Министерство экономического развития и торговли РФ.

В настоящее время  ведущей теорией развития, базирующейся на практике, стала теория конкурентных преимуществ региона. Последний  должен максимально использовать свои природные, производственные, интеллектуальные, технологические или иные преимущества при составлении и реализации инвестиционной стратегии и программ своего развития. Именно теория конкурентных преимуществ лежит в основе разработки стратегий, концепций и программ развития регионов РФ.

Ведущее положение  в экономике РФ занимают регионы-доноры. Первое место по экономическому потенциалу занимает Москва. Главное конкурентное преимущество столицы страны - статус её финансового центра. Банкам Москвы принадлежат более 80% активов всей банковской системы страны. На Московских фондовых биржах обращается около 90% ценных бумаг.

По инновационному потенциалу регионы, в соответствии с методикой рейтингового агентства  «Эксперт», имеют ранг, представленный в таблице 2.

Инновационный потенциал, в рамках использованной методики, оценивался по уровню развития фундаментальной, вузовской и прикладной наук с учетом внедрения их результатов в регионе. В целом он коррелирует с инвестиционным потенциалом регионов.

Финансовый потенциал  региона определяет его способность  поддерживать инвестиционный процесс. В таблице 3 приведен ранг финансового потенциала регионов. Ранг финансового потенциала регионов коррелирует с суммарным инвестиционным потенциалом. То есть регионы с высоким финансовым потенциалом (с высокой налоговой базой и высокой совокупной прибыльностью прдприятий региона) имеют привлекательный инвестиционный климат.

На инвестиционную привлекательность региона существенно  влияют политические риски. Они зависят  от политической стабильности, от стабильности местного законодательства, от взглядов и менталитета его элиты, от политических симпатий и менталитета населения, от авторитета региональной власти, от отношений между властями региона, между регионом и федеральным центром.

Методика, использованная агентством «Эксперт» для оценки рейтинга политического риска, базируется на показателе стабильности в регионе политической обстановки, стабильности местных законов и правил для бизнеса. Поэтому высокий ранг имеют республики и национальные автономные округа, зачастую с авторитарными режимами власти. В то же время субъекты РФ с высоким уровнем и высоким качеством ЧК, высоким инновационным потенциалом, высоким ВРП на душу населения занимают низкие места (Москва - 35, Самарская обл. - 76, Санкт-петербург - 80). Подобная методика оценки политического риска учитывает роль политических пристрастий губернаторов и мэров этих регионов, которые существенно и субъективно влияют на инвестиционный процесс. В общем рейтинге по инвестиционному риску политический риск для сильных регионов компенсируется за счет других составляющих интегрального риска.

4.Структурные изменения в управлении территориями

 

Введение в нашей стране в  ходе перестройки управления института  президентской власти и президентов  в суверенных республиках, губернаторов с широкими властными полномочиями в краях и областях разрушило  вертикальные элементы структуры централизованного  управления и снизило эффективность управления страной в переходный период. Введение принципов правового регулирования, либерализации экономики потребовало определенного делегирования полномочий Центра субъектам Федерации, их организационным структурам.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов и региональной инвестиционной политики