Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:54, реферат
Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов….4
2.Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов……………………………………………………6
3. Инвестиционная привлекательность регионов РФ…………………..8
4. Структурные изменения в управлении территориями……………...10
5. Причины активизации инвестиционной политики регионов…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………...18
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям - весьма сложный процесс. Формально регионам передается все больше полномочий по управлению экономикой, которые раньше были прерогативой Центра. Но такая передача полномочий «механически» не решает проблем взаимодействия Федерации и её субъектов, следствие этого - сложности, связанные с разделом собственности. Особенно трудно для регионов решить задачи управления социальной и экологической политикой. В настоящее время экономическая, социальная и экологическая политика на местах осуществляется вне связи с политикой федерального правительства. Практически региональные органы управления осуществляют все функции управления вне связи с задачами, решаемыми федеральными структурами. Однако возможности реализации в регионах ограничены действующими бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой системами. Проблема приведения бюджетно-финансовой системы в соответствие с отношениями Федерации и регионов, а также в сфере межрегиональных взаимодействий является еще одной сложной задачей государственного управления России в современный период.
Принципиально новое в объекте управления регионов - многосекторная собственность. Наряду с государственным сектором созданы и продолжают расширяться сектора частной, коллективной и совместной собственности. Создано большое количество производственных АО, холдингов, трастовых компаний, концернов, корпораций, предприятий малого бизнеса.
В последнее время все большее распространение стали получать финансово-промышленные группы (ФПГ), обеспечивающие полный цикл - от производства до реализации продукции, то же наблюдается за рубежом и объясняется требованиями интеграции различных видов деятельности, объединенных воспроизводственным единством. ФПГ организуют свою деятельность на принципах акционерного общества открытого типа. В ФПГ сосредотачиваются усилия промышленных предприятий, банков, торговых домов, инвестиционных фондов, строительных, транспортных организаций, страховых компаний, бирж и т.п.
Притягательность объединения для предприятий основного звена заключается в том, что объединения позволяют обеспечивать сохранность сложившихся связей по поставкам сырья, реализации готовой продукции, проводить согласованную инвестиционную политику, повышать эффективность производства и увеличивать размер прибыли и рентабельности на каждом предприятии.
Процесс формирования новых структур собственности во всех сферах продолжается.
В производственной сфере предстоит комплексное совершенствование объекта управления - изменение структуры производства за счет увеличения производства товаров народного потребления; развития сферы услуг; деконцентрации производства, особенно в отраслях тяжелой промышленности; проведение кардинальных мероприятий по охране окружающей среды, совершенствованию социальной и производственной инфраструктур. Наряду с этим интенсивно идет процесс формирования рыночной инфраструктуры в регионах - коммерческие банки, биржи, страховые компании, сеть аукционов и т.п.
В условиях рыночных отношений региональные объекты управления преобразуются в автономно-самостоятельные и взаимосвязанные (технологически и экономически) конгломераты производственных коммунальных и культурных комплексов. То, что при администртивно-командной системе между предприятиями региона и между регионами решалось на верхних уровнях управления, в новой ситуации должно решаться на среднем уровне - в регионах. Переход к комплексному управлению экономикой региона - республики, края, области - по существу должен инициировать демократизацию управления с включением в процесс управления широких кругов трудящихся, так как принятие и реализация управленческих решений будут происходить в тесном контакте с трудовыми коллективами и населением городов, рабочих поселков и др. Результаты этих решений будут предаваться гласности через средства массовой информации, что поднимет ответственность авторов за реализацию принимаемых решений. Такая организация управления повысит его эффективность.
Отраслевой орган Федерации осуществляет управление структурами среднего звена, имеющими государственную долю собственности в уставных капиталах, путем назначения лиц в Советы директоров. Помимо отраслевых структур управления, назначение государственных представителей в Советы директоров осуществляет назначенный представитель государственного комитета по тому или иному направлению экономики.
Взаимодействие объединений со своими структурами осуществляется на договорной основе.
5.Причины активизации инвестиционной политики регионов
Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми,Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. Только 5 регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. Около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.
В целом процесс формирования регионального
инвестиционного права был
Имея возможность в рамках существующего
федеративного устройства России вести
собственную инвестиционную политику,
создавать и реализовывать
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:
-разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
-предоставление гарантий сохранности частного капитала;
-предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
-создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
-содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
-выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
-мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
-содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.
Организационные структуры управления экономикой регионов в настоящее время и в перспективе их развития на обозримое будущее нельзя назвать совершенными. Развитие объекта управления всегда будет вызывать необходимость совершенствования структуры применительно к каждой новой ситуации. Другими словами, в регионах, равно как и в Центре, должен вестись постоянный поиск более эффективных организационных структур. При этом могут исключаться излишние звенья, службы или, наоборот, включаться новые целенаправленные формы управления, встроенные в действующие или новые организационные структуры. При росте объемов управленческой работы на региональном уровне могут быть применены более эффективные и дифференцированные или комбинированные формы управления.
Заключение
С активизацией инвестиционной политики
регионов возникает ряд проблем,
связанных с углублением
Российские регионы характеризу
Дифференцированность
Хотя многим регионам удалось разработать более системную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику, это не привело к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере. Очевидно, что при наличии противоречий между федеральным и региональным законодательствами правовой механизм не может обеспечить гарантированные инвестиции.
Таким образом, проблема создания необходимой
законодательно-нормативной
Очевидна потребность в
При этом встает проблема достижения сбалансированности экономических и социальных условий регионального развития. Речь идет о том, что ориентация инвестиционной политики государства на экономическую эффективность ведет к росту доходов федерального бюджета, но одновременно и к возрастанию дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, определяя необходимость усиленной государственной поддержки отстающих регионов. В то же время акцент на социальную сторону, на поддержку слабых регионов с целью ослабления территориальных диспропорций уменьшит экономический эффект в настоящем, но восполнит его будущим снижением государственной помощи.
Взвешенный подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает учет как общероссийских принципов и законов, так и специфики регионального развития, отказ от бессистемной поддержки регионов, активизацию собственных инвестиционных возможностей региона. Мобилизация внутренних ресурсов является основой привлечения внешних потоков капитала не только на уровне национальной экономики, но и на региональном уровне.
Список использованной литературы
1.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное
пособие /под ред. д-ра экон.
2.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 542 с.
3.Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции: теория и практика. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 509 с.
4.Шарп, Уильям, Александер, Гордон Дж., Бейли, Джеффри Инвестиции [Текст]: Учебник /У.Шарп, Г.Дж.Александер, Д.Бейли. - М.: Крон-Пресс, 2006. - 1024с.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов и региональной инвестиционной политики