Инвестиционный климат России и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы инвестиционного климата. 6
1.1. Понятие инвестиционного климата и его составляющие 6
1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных методов. 6
II. Анализ современного состояния и перспективы его развития инвестиционного климата в России. 17
2.1. Влияние экономического кризиса на экономику России 17
2.2. Виды источников инвестиций в Российскую экономику 20
2.3. Пути привлечения инвестиций 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_na_temu_Investitsionny_klimat.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

В предкризисном 2007 г. Россия могла  похвастаться мощным бюджетным профицитом и положительным текущим сальдо (у большинства развитых стран  кроме Китая и экспортеров  сырья - дефициты, слайд 5). Не казалась Россия уязвимой перед лицом кризиса  и с точки зрения величины внешнего долга (18% ВВП), особенно на фоне стран  Восточной Европы (Болгария - 35% ВВП, Латвия - 77% ВВП).

Не слишком сильной была к  началу кризиса и зависимость  российских банков от внешнего финансирования. Из 18 стран, с которыми сравнили Россию, только у польских и турецких банков отношение иностранных пассивов к суммарным обязательствам была перед кризисом ниже, чем у российских, - относительно скромных в заимствовании  ресурсов за рубежом. Еще одним аргументом в пользу того, что Россия устойчива  против западного вируса, был относительно малый размер ее финансового сектора. Из 22 стран отношение банковских активов к ВВП было у России минимальным.У России был устойчивый двойной профицит (бюджета и текущего счета операций), росли накопления - золотовалютные резервы составляли 37% ВВП, а средства нефтегазовых фондов - 11% ВВП. Это позволяло властям  говорить о нашей стране как об "острове стабильности".

Мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику. Но случилось не так. Ни огромные резервы, доходившие до $600 млрд, ни бюджетный  профицит в 6-8% ВВП, не защитили страну, не стали гарантией стабильности, а лишь амортизировали шок.

Кризис сильно ударил по России. Оказалось, что ее рост "не "отвязан" от мирового, а наоборот, "привязан" к нему крепко-накрепко ("moresuper-couplingthandecoupling"), пошутил Бернар. Россия за последние 12 месяцев пережила сильнейшее падение  фондового рынка - почти на 70% в  рублевом выражении. Спрэд в доходности российских и американских гособлигаций вырос примерно на 270 п. п. Отток частного капитала в IV квартале достиг фантастических $130,6 млрд.зко снизилось кредитование экономики: годовой индекс прироста банковских кредитов с начала 2009 г. вошел в отрицательную область, чего еще не случилось ни в охваченной кризисом Восточной Европе (Польша, Румыния, Венгрия, Эстония), ни в других крупных развивающихся странах. Примерно с 10% до 65% за считанные месяцы выросла доля предприятий, сетующих на низкую доступность кредитов. Замедление темпов роста ВВП уже в конце прошлого года было сопоставимо со скоростью спада в Германии и Японии, в I квартале спад усилился. Скорость перехода от роста к спаду ВВП оказалась втрое выше, чем в 1997-98 гг., когда резкому снижению предшествовала длительная стагнация.

Резкое падение России вызвано  тем, что удар оказался двойным. Недоступность  привычного иностранного финансирования еще можно было пережить, если бы одновременно не произошло резкого  ухудшения условий торговли (динамика цен экспортируемых и импортируемых  страной товаров). По расчетам ОЭСР, за III-IV кварталы условия торговли ухудшились примерно на 28%. Ни одна стороне ОЭСР не снижала прогноз роста в 2009 г. так сильно, как России - с +6% (декабрь 2007) до - 5,6% (март 2009).

Резкость  падения подчеркнула структурную  уязвимость российской экономики к  доходам от экспорта и потокам  капитала. Чиновники недооценивали  силу зависимости экономики страны от цен на нефть и притока капитала, признал он. Кризис показал силу связи.

Впрочем российские власти пока спокойно смотрят  на временный отток портфельных  инвестиций. Объем же чистого притока  капитала в 2008 году, по оценке бывшего министра финансов России Алексея Кудрина, был немалым и достиг отметки чуть ниже прогноза в 30-40 млрд долл., сделанного ЦБ.

2.2. Виды источников инвестиций в Российскую экономику

 

 

Учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране с 1992 г., он остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени;

Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.

Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

Прежде всего, необходимо улучшение  социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, - развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг. Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке, чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов, чтобы и в России проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда, чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

Основные меры по защите от кризиса  и поддержке финансового и  реального секторов экономики должны быть обусловлены увеличением поддержки  программ кредитования и инвестирования малого, а также инновационного бизнеса. Однако в государственных структурах присутствует более консервативный подход к оценке рисков при принятии инвестиционных решений. И, поскольку  Сбербанк, как самый крупный российский банк достаточно консервативен в  своей политике, то процедура выдачи инвестиционных кредитов весьма бюрократизирована. Следует также отметить, что на доходность инвестиций сильное влияние  оказывает качество инвестиционного  менеджмента, и даже антикризисного инвестиционного менеджмента. Более  того, в настоящее время для  успешного вложения инвестиций и  осуществления верной инвестиционной политики необходим точный прогноз  по отрасли, рынку и проекту на 2-3 года и выбор правильной стратегии.

Так, по прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, снижение объёмов инвестиций в основной капитал  на 9,5% в реальном выражении в 2009 году будет вызвано сокращением кредитных  источников (почти на половину), государственных  инвестиций (на 15%) и снижением прибыли (на 12%). Согласно прогнозу Минэкономразвития, инвестиционный спад охватит как отрасли, ориентированные на конечный спрос и производств сырья, так и сектор инфраструктуры и услуг. Рост сохранится только в транспорте. В электроэнергетике предполагаются инвестиции, обеспечивающие вводы генерирующих мощностей, однако в целом инвестиции в электроэнергетике в условиях недостатка финансовых средств могут сократиться на 12%.

Разнонаправленные тенденции прогнозируются для инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов. Согласно прогнозу, объёмы инвестиций в добычу нефти в 2009 году сократятся более, чем на 20% в номинальном  выражении при сокращении объёмов  добычи примерно на 2%. Прирост инвестиций в добычу газа оценивается на уровне более 50% (с учётом намечаемой реализации в инвестиционной программе ОАО  «Газпром» проекта освоения Бованенковского  месторождения) при увеличении объёмов  добычи в 2009 году – менее 1%. В целом  базовый вариант прогноза предполагает, что российская экономика достаточно успешно адаптируется к мировому кризису, сохранит потенциал роста  и к 2010 году достигнет более высоких  параметров конкурентоспособности. Данная тенденция, возможно, создаст условия  для возврата на траекторию динамичного  инновационно-ориентированного развития российской экономики. Следует также отметить, что экономический кризис по-разному воздействует на российские регионы, причём, как отметил президент Института современного развития (ИНСОР) И. Юргенс, «на первый план выходит качество управления, умение выстроить новую систему работы с инвесторами и искусно применять те инструменты, которые созданы в последние годы», продолжение мегапроектов, финансируемых из Инвестфонда РФ, несмотря на то, что на 2009 год их финансирование сократилось почти вдвое, и приоритет отдан детально проработанным проектам; венчурные компании; особые экономические зоны. Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный потенциал современной России, можно приступить к оценке, а затем и к анализу самого инвестиционного потенциала России. Так, в августе 2009г., по оценке, использовано 656,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 80,6% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-августе 2009г. - 4292,8 млрд.рублей и 81,1%. Таким образом, несмотря на экономический кризис и отсутствие объективных возможностей инвестировать финансовые средства в основной капитал, в результате стабильной макроэкономической политики Правительства Российской Федерации у российских бизнесменов сохранилась мотивация продолжать инвестировать, о чём свидетельствует некоторый рост динамики инвестиций за февраль 2009 г. Таким образом, реализация необходимых для преодоления кризисной ситуации структурных и институциональных преобразований в экономике будет играть важную роль в оживлении инвестиционной деятельности. Расширение инвестиций в основной капитал будет происходить как за счёт собственных средств предприятий, остающихся основным источником финансирования, так и за счёт возрастающих объемов заёмных средств.

2.3. Пути привлечения инвестиций

 

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по - прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Россия за- интересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

· создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);

· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

· приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

· приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

· предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. При правильной постановке дела  они способны помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они, также, могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Важно отметить, что в настоящее время основными формами привлечения иностранных инвестиций являются создание предприятий с долевым участим иностранного капитала, а также создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Остальные же формы находятся в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальной задачей.

В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже  давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного  климата также широко известны: благоприятный  налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные  административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий  круг субъектов рынка, имеющих различные  цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения  инвестиций? Не простой вопрос, так  как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются  в информационном поле. Инвесторы  должны получить четкое представление  об экономической стратегии государства  и готовящихся изменениях в законодательной  базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к  России - один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных  инвесторов создан целый ряд информационных Интернет - ресурсов.

По мере стабилизации экономики страны, роль политико-экономических факторов в  принятии инвестиционных решений обычно уменьшается. Однако в России роль этих факторов достаточно высока. Для многих инвесторов Россия остается непредсказуемой  на политико-экономическом уровне в  среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с чем, они вынуждены  еще более пристально отслеживать  происходящее в России, чтобы определить свою инвестиционную позицию.

Информация о работе Инвестиционный климат России и перспективы его развития