Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа
Инжиниринг - это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научнотехнических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов. Задача инжиниринга получение заказчиками и инвесторами наилучшего результата от вложенных средств.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….…3
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНЖИНИРИНГ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ………...………………………………....................4
1.1. Международный обмен инженерно-техническими услугами………..…..4
1.2. Виды инжиниринговых операций……………………………………...…..6
1.3.Организация международного обмена инженерно-техническими услугами……………………………….……………………………….……..….8
2. ИНЖИНИРИНГ В РОССИИ….………………………………………….…......12
2.1. Современное состояние инжиниринга и его роль в развитии РФ…........12
2.2. Особенности организации………………………………………………….15
2.3. Анализ договора инжиниринга………………………………………....….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…….22
Первый сегмент (Российский сегмент зарубежных рынков) - рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что, впрочем, сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как «традиционные связи» экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.
С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.
Вторая проблема - в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства и т.п.
Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так в Сирию запрещены поставки из США. Причем это запрет со стороны поставщиков.
Второй сегмент рынка (Зарубежные проекты в России), который следует отнести к международным - это проекты зарубежных заказчиков в России. Здесь возможности в основном связаны с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского инженерного ресурса. Обусловлено это не только экономическими или законодательными факторами. Причина заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками. Заказчик часто старается переложить на инжиниринговую компанию решение своих проблем и это именно то, в чем российские компании имеют преимущество.
Особенностью данного сегмента в настоящее время является сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Разумеется, эта особенность влечет за собой специфические риски для участников рынка. Фактически любой проект с зарубежным участием может быть заморожен, остановлен, отобран и т. д.
Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают «наиболее лакомые куски» инжиниринга не российским компаниям. Простой пример «Харьяга» -сугубо российская территория, сугубо российский проект. Между тем, заказчиком по проекту является компания Тотаl, и несколько лет назад для второй фазы развития Харьягинского месторождения был выбран подрядчик Реtrofac, который не имел тогда ни опыта работы в России, ни вообще какого бы то ни было статуса. Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.
Третий сегмент(Международные инжиниринговые ресурсы) - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.
В качестве примера можно привести проект создания морской ледостойкой платформы ЛСП-1 для Корчагинского месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает ЛУКОЙЛ. У российских организаций нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый инжиниринг в рамках данного проекта выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект была привлечена финская RR-Offshore.
Когда компания «СТГ Инжиниринг» получила подряд на разработку рабочей конструкторской документации по технологической части этой платформы, оказалось, что оптимальной рабочей группой по этому российскому проекту оказалась группа, которая всегда работала за рубежом - киевский филиал компании.
Еще один проект, который можно отнести к этому сегменту, - строительство «Роснефтью» завода в Туапсе. Практически все лицензиары проекта - зарубежные компании, и в качестве управляющих инжиниринговых компаний приглашены два десятка лидеров мирового инжиниринга - европейские, американские, японские. В случае если «Роснефть» поддержит такой формат реализации проекта, российский инжиниринг вынужден будет играть в нем по правилам, которые зададут зарубежные компании.
К числу перспектив этого сегмента следует отнести, опять же, его растущий объем. Основных угроз в данном случае две. Первая заключается в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут играть крупные международные игроки. Это сказалось уже в Туапсе. То есть те два десятка крупных международных компаний, которых «Роснефть» пригласила, буквально заявили: «Вы делаете все не так, а надо делать вот так, по-другому». Именно это обстоятельство сейчас и составляет определенную сложность развития проекта.
То же самое можно наблюдать и в уже упомянутом проекте платформы на месторождении имени Корчагина. Первоначальная контрактная стратегия ЛУКОЙЛа была в значительной степени изменена под влиянием реалий, принесенных именно западными участниками, чего можно было избежать и без определенных потерь для всех участников.
Вторая
угроза - сложные условия конкуренции,
в которых оказываются российские компании,
особенно если они не ощущают отличий
работы на международных проектах от российских
[12].
2.3.
Анализ договора инжиниринга
В качестве объекта для анализа представлен типовой договор на инжиниринговые услуги, а именно договор на инжиниринговые услуги при строительстве нескольких объектов.
Предметом договора является выполнение комплекса инжиниринговых услуг на объектах, финансируемых заказчиком по конкретным адресам. В договоре полностью перечислен перечень (комплекс) инжиниринговых услуг, которые исполнитель обязан выполнить в соответствии с данным договором.
Также определяется процесс формирования задания исполнителем по каждому объекту и последующее акцептование определенного задания Заказчиком.
Немаловажным фактом является то, что Исполнитель вправе отказаться от выполнения задания в целом или от выполнения отдельных его частей.
Что же касается времени вступления договора в силу, то это происходит с момента его заключения, а к оказанию услуг исполнитель приступает с момента получения предоплаты. Исполнитель оказывает услуги до прекращения действия Договора.
Обязанностями Исполнителя является выполнение им услуг с надлежащим прилежанием, эффективностью и бережливостью в соответствии с общепринятой профессиональной методикой и практикой, а так же применение соответствующей передовой технологии и безопасные и эффективные методы. В этом разделе четко оговорен процесс предоставления Заказчику отчетов и документаций по конкретной форме, количествах и сроках, определенных данным договором. Со стороны Заказчика имеются обязанности по оказанию должного содействия Исполнителю, в том числе своевременное оформление и передача Исполнителю разрешений и документов на строительство объектов, беспрепятственный доступ Исполнителя ко всем объектам для оказания услуг и инструктирование Исполнителя по вопросам соблюдения техники безопасности.
В договоре так же оговаривается материальная ответственность Исполнителя. Он несет материальную ответственность по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством. При этом размер ответственности Исполнителя по каждому объекту ограничивается размером суммы вознаграждения, полученного Исполнителем от Заказчика по каждому объекту в рамках Договора. Полностью освещены условия и порядок расторжения договора, как от инициативы Заказчика, так и от инициативы Исполнителя.
После прекращения Договора все права и обязанности Сторон по этому Договору теряют силу, за исключением тех прав и обязанностей, которые могли накопиться к моменту расторжения или истечения срока действия. А так же Заказчик должен выплатить Исполнителю все необходимые платежи указанные в договоре. В договоре конкретно отражены стоимость услуг и порядок осуществления расчетов за указанные Исполнителем услуги. Также определены сроки, в которые должны быть осуществлены окончательные расчеты за оказанные услуги.
Подводя итог, можно сказать, что договор включает в себя все основные разделы, включая форс-мажор и порядок урегулирования споров [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже было сказано раннее, международный инжиниринг - это предоставление инженерно-технических услуг, связанных с проектированием и строительством, разработкой новых технологических процессов, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг. Лучшими в этой сфере являются постиндустриальные страны, такие как, США, страны Западной Европы, Японии и т.д. Так как мощная научно-техническая база является ключевым аспектом в сфере оказания инжиниринговых услуг.
Если рассматривать место России на мировом рынке высоких технологий, то она сохраняет свою конкурентоспособность по целому ряду направлений:
- ракетно-космическая промышленность;
-
наукоемкие отрасли оборонно-
-оптоэлектроника;
- ядерные технологии;
- программное обеспечение;
-
телекоммуникационное
- разработка новых материалов.
Весь этот перечень возможно и отражает некоторые достижения России в сфере производства высокотехнологичных продуктов. Но, что же касается сферы оказания услуг с участием высоких технологий, а именно инжиниринга, то Россия не особо может похвастаться большими успехами в этой области. Российская торговля технологиями с зарубежными странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается очень скромной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Социоинжиниринг.\\ Вестник машиностроения 2001.\\
3. Овчинников Г.П. Международная экономика. Сп.-б. - 2004.
4. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. пособие. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2003.
5.
Международный обмен технологиями. 01.10.2010//
infospy.ru: [сайт].URL: http://infospy.ru/Articles/
6. Из истории отечественного инжиниринга 8.02.10 // enginrussia.ru:[сайт]
URL: http://enginrussia.ru/info/
7. Анализ современного состояния рынка инжиниринговых услуг в энергетической отрасли России. 25.11.2010 // combienergy.ru: [сайт].
URL:
http://www.combienergy.ru/
8. Международная торговля инженерно-консультационными услугами — инжиниринг. 02.10.2009 // srinest.com:[сайт]
URL:
http://srinest.com/megdunar_
9.
Международная торговля инжиниринговыми
услугами. 24.03.2010//leasingworld.ru:[
10.
Современные формы международной торговли:
инжиниринг, торговля лицензиями и услугами
"know-how". 14.12.09 // rau.su: [сайт]. URL:http://www.rau.su/
11.
Договор на инжиниринговые услуги при
строительстве нескольких объектов.05.10.2010//docstanda
12.
Российский инжиниринг: условия международного
развития. 01.08.2007//Атомные стройки: [сайт].
URL: http://www.stroytransgaz.ru/