Ипотечное кредитование и его роль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является ипотечное кредитование в Российской Федерации. Предмет - механизм реализации ипотечного кредитования в России. Для более полного раскрытия сущности изучаемого объекта, в данной работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, абстрагирование, аналитический метод, синтез и обобщение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЭ
1.1 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
1.2 МЕХАНИЗМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3.1 ОДНОУРОВНЕВАЯ (ЕВРОПЕЙСКАЯ) МОДЕЛЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕГИОНОВ РФ
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.3.1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ГОРОДАХ ЧЕЛЯБИНСК И МИАСС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Суть двухуровневой модели состоит в том, что ипотечные кредиты, сделанные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Эти агентства могут поступить с полученными ипотечными кредитами различным способом:

переуступить их вторичным инвесторам;

сформировать из единообразных  ипотечных кредитов пулы и продать  вторичным инвесторам такие неделимые  пулы ипотек или же права участия (доли) в таких пулах;

выпустить и разместить ипотечные  ценные бумаги.

Выбор двухуровневой модели объясняется  не только государственными интересами, но и особенностями самой англо-американской системы права. Концепция собственности предполагает ее "расщепление". На одно и то же имущество возможно установление нескольких титулов собственности, "разделение" содержания права собственности между различными лицами. Объектом права собственности в странах англо-американской правовой системы может быть само право. Существенная роль в становлении национальной ипотечной системы США принадлежит государству. [3, - с.71].

Система вторичного ипотечного рынка основана на использовании для ипотечного кредитования средств институциональных инвесторов - прежде всего пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. [3, - с.71].

Эта система предназначена для  аккумулирования в ипотечные кредиты самых дешевых и долгосрочных средств на рынке. Самые долгосрочные средства находятся в распоряжении пенсионных фондов и компаний, занимающихся страхованием жизни. В эти организации средства вкладываются надолго и не могут быть досрочно изъяты в отличие от средств с депозитов коммерческих банков.

Система вторичного рынка нацелена на то, чтобы институциональные инвесторы, предоставляющие средства для ипотечного кредитования (в принципе высокорискованного), соглашались почти на такую же низкую доходность, как при инвестициях в практически безрисковые государственные облигации. Для этого в США созданы посреднические организации, так называемые ипотечные агентства (их три: Fannie Мае, Freddie Мае и Ginnie Мае), обязательства которых гарантированы государством. [3, - с.71].

Агентства продают свои долговые обязательства  инвесторам. Наличие госгарантий  позволяет инвесторам рассматривать  инвестиции в эти ценные бумаги как  практически безрисковые и соглашаться  на доходность, лишь немного превышающую  доходность государственных облигаций.

Полученные от продажи своих  долговых обязательств деньги агентства  направляют на выкуп у банков ипотечных  кредитов. В результате ставки по ипотечным  кредитам оказываются ненамного  выше ставок по государственным долговым обязательствам и значительно ниже рыночных ставок по кредитам того же уровня риска, что и ипотечные.

Система вторичного рынка ипотечного кредитования в США в силу особенностей системы права регулируется не только законами, но и обширнейшей судебной практикой, восполняющей пробелы законодательства. Этого в условиях континентальной правовой системы достичь невозможно.

В основу организации ипотечной  системы США легли следующие  принципы: [3, - с.71].

перераспределение ресурсов между  регионами, отраслями и секторами  экономики посредством продаж долговых ценных бумаг, обеспеченных неделимым пулом ипотек;

помощь кредиторам и строителям при падении процентных ставок в  будущем через выпуск обязательств по участию в покупках ипотек с  фиксированной процентной ставкой  или доходностью;

выравнивание потоков ипотечных  средств.

В настоящее время в США существует большое количество ипотечных структур - как разного уровня агентства, так  и частные участники рынка. Существуют компании, специализирующиеся на формировании пулов ипотек для последующей перепродажи FNMA, GNMA и другими аналогичными участниками рынка, а также компании, занимающиеся проверкой юридической чистоты правового титула недвижимости. Государственные организации выдают гарантии по отдельным видам ипотечных кредитов и способствуют получению отдельными категориями граждан льготных ипотечных кредитов. [3, - с.72].

Основными недостатками этой схемы  являются:

сложность структуры построения; невозможность  прямого интегрирования в иные гражданско-правовые условия; дороговизна содержания, что увеличивает стоимость кредитных средств для заёмщика; сильная зависимость от колебаний на рынке ссудного капитала и экономической ситуации в целом; тесная взаимосвязь участников ипотечного рынка между собой по исполнению обязательств.

Положительными моментами двухуровневой схемы в первую очередь являются: существенное расширение источников финансирования операций по ипотечному кредитованию; перераспределение рисков между регионами и секторами экономики, что является существенным и для России. [3, - с.72].

Деление на две схемы рынка ипотечного кредитования достаточно условно, т.к. имеется тенденция к быстрому размыванию границ только первичного рынка. Часть кредитных институтов, работающих только на первичном рынке, начинает постепенно вводить элемент двухуровневой схемы - выход на вторичный рынок с продажей своих кредитов инвесторам или посредникам. В то же время инвестиционный институт, работающий по двухуровневой схеме, может основную часть кредитов оставлять у себя. А остальную часть продавать на вторичном рынке для пополнения кредитных фондов. Даже такие закрытые модели, как ссудосберегательные кассы, начинают трансформироваться в полуоткрытые институты с привлечением крупных кредитных займов и выдачей кредитов не только пайщикам, но и всем желающим.

 

Глава II. Реализация процесса ипотечного кредитования в Российской Федерации

 

Ещё несколько лет назад слово "ипотека" в России было знакомо  лишь очень узкому кругу специалистов и эрудитов. Поверхностными знаниями об организации ипотечного кредитования владели единицы, а профессиональными знаниями и опытом не владел никто.

Сегодня ситуация в этой сфере уже  существенно изменилась. Понимание  необходимости интеграции финансового  рынка и рынка недвижимости через  ипотеку как средство развития каждого  из них уже находит должное проявление в среде финансистов, банкиров, а через них - и у представителей законодательной и исполнительной власти. Более того, миллионы простых граждан сегодня уже вполне заинтересованно следят за развитием ипотеки, возлагая на неё определённые надежды в расширении своего бизнеса или в решении индивидуальной жилищной проблемы.

Однако наряду с этими радужными  надеждами всё чаще приходится испытывать разочарование от первых попыток  приживать на российской почве ростки ипотеки.

2.1 Анализ и оценка проблем, сдерживающих развитие ипотечного кредитования в РФ

 

Президент РФ Владимир Путин во вступительном  слове отметил особую значимость реализации национальных проектов для  социального и экономического развития России. По его словам, важно, что к этой работе все активнее подключаются регионы, дополняя нацпроекты собственными программами. [51,- с.5].

Особый упор Владимир Путин сделал на первые результаты реализации национального  проекта: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", По мнению президента, нужно грамотно и быстро решать управленческие вопросы, бороться с административными барьерами на пути рыночного регулирования экономики.

На днях на совещании в Республике Коми с его участием зашла речь об усилении внимания к глубокой переработке древесины, незаменимой и в многоквартирном домостроении, и в индивидуальном жилищном строительстве. Владимир Путин считает, что нацпроект по доступному жилью должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов: "Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег, остро ощущается проблема нехватки стройматериалов". [51,- с.5].

С другой стороны, как отметил президент, продвижение национального проекта  доступного жилья сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы  Жилищного и Градостроительного кодексов. По мнению главы государства, необходимо также предусмотреть снижение затрат в землеустроительных работах. Вообще, вопрос о выделении участков нередко становится тормозом для продвижения этого важного нацпроекта. [51,- с.5].

По его мнению, для скорейшего продвижения аграрного нацпроекта в АПК потребуется решить ряд  налоговых вопросов, в том числе  по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного  налога.

Особо Владимир Путин остановился  на региональной составляющей нацпроектов. Он предложил губернаторскому корпусу выходить на правительство со своими предложениями, продуманными и подготовленными инициативами. Так, по нацпроекту "Доступное жилье" субъектам Федерации дано поручение обустроить строительные площадки с объектами коммунальной инфраструктуры и выставить их на аукционы. [51,- с.5].

Президент подверг критике малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным на точечную застройку, и поставил задачу повсеместно вести массовое строительство, целыми микрорайонами.

Чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение  процентов по кредитам, - заявил Владимир Путин. - И еще 12,5 миллиарда - в форме  госгарантий.

Глава государства сделал вывод, что ни федеральным, ни региональным властям пока не удается отработать до деталей задуманные механизмы. И, пожалуй, главная задача - обеспечить удешевление кредитов и тем самым способствовать росту объемов вводимого жилья. При решении этой и других проблем, отметил президент, крайне важно обеспечить помощь субъектов Федерации муниципалитетам. [51,- с.5].

Таким образом в России существует ряд факторов, которые могут продолжительное  время служить тормозом в развитии ипотечного кредитования.

1. Необработанность государственными  финансовыми и экономическими  органами функционирования системы  ипотечного жилищного кредитования.

Отсутствие единой базы данных об участниках ипотечного рынка Сотрудничество с администрациями городов РФ выявило недостаточное информационное обеспечение внедрения ипотечной системы. И здесь со стороны города необходим: запрос необходимой информации, со стороны компании: оперативное обеспечение необходимыми данными, установление контактов выбранного города с другими городами, имеющими подобный опыт. При этом выбор городов определять наличием схожих предпосылок внедрения ипотечного кредитования.

2. Относительная слабость отечественной  банковской системы, ее незаинтересованность  в работе с населением; отсутствие  опыта долгосрочного кредитования.

3. Невысокий финансовый потенциал  отечественных страховых, риэлтерских  и оценочных компаний.

4. Отсутствие необходимого опыта  по страхованию рисков, возникающих  в связи с предоставлением  населению ипотечного кредита.

5. Отсутствие у населения устойчивых моделей сберегательного и кредитного поведения.

Ипотекой могут воспользоваться 10% российских семей. В регионах доход  этих семей должен быть 300-350 долларов на человека, в Москве - 1000 долларов. Разница обусловлена ценами на жилье. [51,- с.5].

Совокупный платежеспособный спрос  на ипотеку составляет примерно 8 млрд. долларов в Москве и примерно 20 млрд. долларов по всей России. Если перевести  эти деньги в квадратный метр, то "ипотечные" покупатели в состоянии  скупить от 60 до 100% всего строящегося в России жилья.

Налицо колоссальный разрыв между  тем, сколько может быть ипотеки  с точки зрения спроса, и тем, сколько  ее есть в реальности. Этот разрыв определяется обстоятельствами: от психологической  неготовности граждан жить в долг до сугубо экономических - у нас мало строят, у нас нет банков, умеющих работать с ипотекой и т.д. [51,- с.5].

6. Юридические (правовые) проблемы, охватывающие множество вопросов  создания жилищно-инвестиционного  законодательства, позволяющего слаженно  работать всем секторам инвестиционного жилищного рынка.

Введение в действие двух ключевых законов - "Закона об ипотеке" и "Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а  также отработка на их основе через  судебные органы процедур наложения взыскания на имущество недобросовестных заемщиков и отчуждения этого имущества в пользу возмещения обязательств перед кредиторами. Однако для широкомасштабного внедрения ипотеки, по мнению ряда специалистов, необходимо внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", что даст возможность Центральному банку России упростить порядок выдачи банковских лицензий специально созданным государственным ипотечным фондам и агентствам, позволив им тем самым осуществлять привлечение средств от населения для реализации ипотечной программы. [51, - с.5].

В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в ипотечном  кредитовании следует внести соответствующее  изменение в инструкцию ЦБ РФ "О  порядке формирования и использования  резерва на возможные потери по ссудам", освободив тем самым банки от резервных отчислений на возможные потери по ипотечным кредитам. И поскольку ипотека объединяет интересы органов власти, населения, банков и финансовых институтов, строителей и производителей, а также интересы участников рынка недвижимости (риэлторов, оценщиков, страховщиков), то государство, обеспечивая правовую основу и прозрачность функционирования ипотечного механизма, будет способствовать постепенной трансформации ипотеки в самофининсируемую систему. [19, - c.37].

Нерешённость этой проблемы сразу  же отодвигает на неопределенный срок дальнейшее развитие ипотечного кредитования в России.

7. Высокая стоимость ссуд (кредитов) при низкой платежеспособности  населения.

Ипотека в России развивается медленно, считается что из-за ставок по ипотечному кредиту (ставки 12-15% в валюте и 15% в рублях), они слишком велики. Но не только поэтому, в стране слишком мало людей, которые могут себе позволить ипотеку; срок выдачи кредита 15-20 лет, требования по первоначальному взносу 20-25% от стоимости приобретаемого жилья [19, - c.37].

Информация о работе Ипотечное кредитование и его роль в России