Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ипотечное кредитование в Российской Федерации. Предмет - механизм реализации ипотечного кредитования в России. Для более полного раскрытия сущности изучаемого объекта, в данной работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, абстрагирование, аналитический метод, синтез и обобщение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЭ
1.1 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
1.2 МЕХАНИЗМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3.1 ОДНОУРОВНЕВАЯ (ЕВРОПЕЙСКАЯ) МОДЕЛЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕГИОНОВ РФ
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.3.1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ГОРОДАХ ЧЕЛЯБИНСК И МИАСС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Суть двухуровневой модели состоит в том, что ипотечные кредиты, сделанные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Эти агентства могут поступить с полученными ипотечными кредитами различным способом:
переуступить их вторичным инвесторам;
сформировать из единообразных ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам такие неделимые пулы ипотек или же права участия (доли) в таких пулах;
выпустить и разместить ипотечные ценные бумаги.
Выбор двухуровневой модели объясняется не только государственными интересами, но и особенностями самой англо-американской системы права. Концепция собственности предполагает ее "расщепление". На одно и то же имущество возможно установление нескольких титулов собственности, "разделение" содержания права собственности между различными лицами. Объектом права собственности в странах англо-американской правовой системы может быть само право. Существенная роль в становлении национальной ипотечной системы США принадлежит государству. [3, - с.71].
Система вторичного ипотечного рынка основана на использовании для ипотечного кредитования средств институциональных инвесторов - прежде всего пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. [3, - с.71].
Эта система предназначена для аккумулирования в ипотечные кредиты самых дешевых и долгосрочных средств на рынке. Самые долгосрочные средства находятся в распоряжении пенсионных фондов и компаний, занимающихся страхованием жизни. В эти организации средства вкладываются надолго и не могут быть досрочно изъяты в отличие от средств с депозитов коммерческих банков.
Система вторичного рынка нацелена
на то, чтобы институциональные
Агентства продают свои долговые обязательства
инвесторам. Наличие госгарантий
позволяет инвесторам рассматривать
инвестиции в эти ценные бумаги как
практически безрисковые и
Полученные от продажи своих долговых обязательств деньги агентства направляют на выкуп у банков ипотечных кредитов. В результате ставки по ипотечным кредитам оказываются ненамного выше ставок по государственным долговым обязательствам и значительно ниже рыночных ставок по кредитам того же уровня риска, что и ипотечные.
Система вторичного рынка ипотечного кредитования в США в силу особенностей системы права регулируется не только законами, но и обширнейшей судебной практикой, восполняющей пробелы законодательства. Этого в условиях континентальной правовой системы достичь невозможно.
В основу организации ипотечной системы США легли следующие принципы: [3, - с.71].
перераспределение ресурсов между регионами, отраслями и секторами экономики посредством продаж долговых ценных бумаг, обеспеченных неделимым пулом ипотек;
помощь кредиторам и строителям при падении процентных ставок в будущем через выпуск обязательств по участию в покупках ипотек с фиксированной процентной ставкой или доходностью;
выравнивание потоков
В настоящее время в США
Основными недостатками этой схемы являются:
сложность структуры построения; невозможность прямого интегрирования в иные гражданско-правовые условия; дороговизна содержания, что увеличивает стоимость кредитных средств для заёмщика; сильная зависимость от колебаний на рынке ссудного капитала и экономической ситуации в целом; тесная взаимосвязь участников ипотечного рынка между собой по исполнению обязательств.
Положительными моментами двухуровневой схемы в первую очередь являются: существенное расширение источников финансирования операций по ипотечному кредитованию; перераспределение рисков между регионами и секторами экономики, что является существенным и для России. [3, - с.72].
Деление на две схемы рынка ипотечного кредитования достаточно условно, т.к. имеется тенденция к быстрому размыванию границ только первичного рынка. Часть кредитных институтов, работающих только на первичном рынке, начинает постепенно вводить элемент двухуровневой схемы - выход на вторичный рынок с продажей своих кредитов инвесторам или посредникам. В то же время инвестиционный институт, работающий по двухуровневой схеме, может основную часть кредитов оставлять у себя. А остальную часть продавать на вторичном рынке для пополнения кредитных фондов. Даже такие закрытые модели, как ссудосберегательные кассы, начинают трансформироваться в полуоткрытые институты с привлечением крупных кредитных займов и выдачей кредитов не только пайщикам, но и всем желающим.
Ещё несколько лет назад слово "ипотека" в России было знакомо лишь очень узкому кругу специалистов и эрудитов. Поверхностными знаниями об организации ипотечного кредитования владели единицы, а профессиональными знаниями и опытом не владел никто.
Сегодня ситуация в этой сфере уже существенно изменилась. Понимание необходимости интеграции финансового рынка и рынка недвижимости через ипотеку как средство развития каждого из них уже находит должное проявление в среде финансистов, банкиров, а через них - и у представителей законодательной и исполнительной власти. Более того, миллионы простых граждан сегодня уже вполне заинтересованно следят за развитием ипотеки, возлагая на неё определённые надежды в расширении своего бизнеса или в решении индивидуальной жилищной проблемы.
Однако наряду с этими радужными надеждами всё чаще приходится испытывать разочарование от первых попыток приживать на российской почве ростки ипотеки.
Президент РФ Владимир Путин во вступительном слове отметил особую значимость реализации национальных проектов для социального и экономического развития России. По его словам, важно, что к этой работе все активнее подключаются регионы, дополняя нацпроекты собственными программами. [51,- с.5].
Особый упор Владимир Путин сделал на первые результаты реализации национального проекта: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", По мнению президента, нужно грамотно и быстро решать управленческие вопросы, бороться с административными барьерами на пути рыночного регулирования экономики.
На днях на совещании в Республике Коми с его участием зашла речь об усилении внимания к глубокой переработке древесины, незаменимой и в многоквартирном домостроении, и в индивидуальном жилищном строительстве. Владимир Путин считает, что нацпроект по доступному жилью должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов: "Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег, остро ощущается проблема нехватки стройматериалов". [51,- с.5].
С другой стороны, как отметил президент,
продвижение национального
По его мнению, для скорейшего
продвижения аграрного
Особо Владимир Путин остановился на региональной составляющей нацпроектов. Он предложил губернаторскому корпусу выходить на правительство со своими предложениями, продуманными и подготовленными инициативами. Так, по нацпроекту "Доступное жилье" субъектам Федерации дано поручение обустроить строительные площадки с объектами коммунальной инфраструктуры и выставить их на аукционы. [51,- с.5].
Президент подверг критике малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным на точечную застройку, и поставил задачу повсеместно вести массовое строительство, целыми микрорайонами.
Чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение процентов по кредитам, - заявил Владимир Путин. - И еще 12,5 миллиарда - в форме госгарантий.
Глава государства сделал вывод, что ни федеральным, ни региональным властям пока не удается отработать до деталей задуманные механизмы. И, пожалуй, главная задача - обеспечить удешевление кредитов и тем самым способствовать росту объемов вводимого жилья. При решении этой и других проблем, отметил президент, крайне важно обеспечить помощь субъектов Федерации муниципалитетам. [51,- с.5].
Таким образом в России существует ряд факторов, которые могут продолжительное время служить тормозом в развитии ипотечного кредитования.
1. Необработанность
Отсутствие единой базы данных об участниках ипотечного рынка Сотрудничество с администрациями городов РФ выявило недостаточное информационное обеспечение внедрения ипотечной системы. И здесь со стороны города необходим: запрос необходимой информации, со стороны компании: оперативное обеспечение необходимыми данными, установление контактов выбранного города с другими городами, имеющими подобный опыт. При этом выбор городов определять наличием схожих предпосылок внедрения ипотечного кредитования.
2. Относительная слабость
3. Невысокий финансовый
4. Отсутствие необходимого опыта по страхованию рисков, возникающих в связи с предоставлением населению ипотечного кредита.
5. Отсутствие у населения устойчивых моделей сберегательного и кредитного поведения.
Ипотекой могут воспользоваться 10% российских семей. В регионах доход этих семей должен быть 300-350 долларов на человека, в Москве - 1000 долларов. Разница обусловлена ценами на жилье. [51,- с.5].
Совокупный платежеспособный спрос на ипотеку составляет примерно 8 млрд. долларов в Москве и примерно 20 млрд. долларов по всей России. Если перевести эти деньги в квадратный метр, то "ипотечные" покупатели в состоянии скупить от 60 до 100% всего строящегося в России жилья.
Налицо колоссальный разрыв между тем, сколько может быть ипотеки с точки зрения спроса, и тем, сколько ее есть в реальности. Этот разрыв определяется обстоятельствами: от психологической неготовности граждан жить в долг до сугубо экономических - у нас мало строят, у нас нет банков, умеющих работать с ипотекой и т.д. [51,- с.5].
6. Юридические (правовые) проблемы,
охватывающие множество
Введение в действие двух ключевых законов - "Закона об ипотеке" и "Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отработка на их основе через судебные органы процедур наложения взыскания на имущество недобросовестных заемщиков и отчуждения этого имущества в пользу возмещения обязательств перед кредиторами. Однако для широкомасштабного внедрения ипотеки, по мнению ряда специалистов, необходимо внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", что даст возможность Центральному банку России упростить порядок выдачи банковских лицензий специально созданным государственным ипотечным фондам и агентствам, позволив им тем самым осуществлять привлечение средств от населения для реализации ипотечной программы. [51, - с.5].
В целях повышения
Нерешённость этой проблемы сразу же отодвигает на неопределенный срок дальнейшее развитие ипотечного кредитования в России.
7. Высокая стоимость ссуд (кредитов) при низкой платежеспособности населения.
Ипотека в России развивается медленно, считается что из-за ставок по ипотечному кредиту (ставки 12-15% в валюте и 15% в рублях), они слишком велики. Но не только поэтому, в стране слишком мало людей, которые могут себе позволить ипотеку; срок выдачи кредита 15-20 лет, требования по первоначальному взносу 20-25% от стоимости приобретаемого жилья [19, - c.37].
Информация о работе Ипотечное кредитование и его роль в России