Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ипотечное кредитование в Российской Федерации. Предмет - механизм реализации ипотечного кредитования в России. Для более полного раскрытия сущности изучаемого объекта, в данной работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, абстрагирование, аналитический метод, синтез и обобщение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЭ
1.1 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
1.2 МЕХАНИЗМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.3.1 ОДНОУРОВНЕВАЯ (ЕВРОПЕЙСКАЯ) МОДЕЛЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕГИОНОВ РФ
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.3.1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ГОРОДАХ ЧЕЛЯБИНСК И МИАСС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грамотная налоговая система может стимулировать развитие различных отраслей экономики. Законодательство РФ определяет ряд льгот, которые должны способствовать развитию ипотечного кредитования.
В соответствии с новым Налоговым кодексом налогоплательщик может вычесть из своего налогооблагаемого дохода: суммы, фактически израсходованные на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры; суммы, направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ.
Однако общий размер данного вычета не может превышать 600 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам.
Еще одно преимущество жилищного ипотечного кредита состоит в том, что кредитный договор служит подтверждением происхождения средств, направляемых заемщиком на покупку квартиры. Такое подтверждение может быть затребовано налоговыми органами в соответствии с вступившим в силу положением нового Налогового кодекса о налоговом контроле за расходами граждан.
Таким образом, с точки зрения налогообложения более выгодно приобретать жилье в кредит, чем единовременно выплачивать всю стоимость квартиры наличными. Дело в том, что льгота по подоходному налогу в размере всей суммы кредита и процентов по нему действует в течение всего срока кредитования, который может достигать 10 лет. В свою очередь, налоговая льгота при покупке недвижимости без использования кредита ограничена 5000 минимальными размерами оплаты труда, учитываемыми в течение только трех лет.
Существенным плюсом является то обстоятельство, что для получения ипотечного кредита нет необходимости предоставлять какой-либо дополнительный залог помимо покупаемого жилья.
Применение бюджетной модели ипотечного жилищного кредитования
В настоящее время разработаны различные модели системы ипотечного кредитования, опирающиеся на рыночные механизмы финансирования. При рассмотрении применения ипотечного кредитования в регионах России можно сделать вывод о том, что бюджетная модель ипотечного кредитования является обоснованным и необходимым шагом на начальном этапе становления системы ипотечного жилищного кредитования. [3, - с.68-72].
Модели системы ипотечного жилищного кредитования должны иметь социальную направленность, в связи, с чем основными целями должны являться: улучшение жилищных условий граждан, увеличение объёмов жилищного строительства в муниципальных образованиях, развитие рынка ипотечных кредитов, доступных для граждан-заёмщиков.
Деятельность субъектов рынка ипотечных жилищных кредитов, в первую очередь граждан-заёмщиков и банков-кредиторов, особенно в период формирования и становления системы ипотечного жилищного кредитования, без специальных мер поддержки муниципалитета практически не осуществима.
Для повышения заинтересованности региональных и местных властей представляет интерес бюджетная модель системы ипотечного кредитования, в основе которой лежит финансирование строительства и создание вторичного рынка закладных за счёт привлечения средств внебюджетных фондов, под гарантии федеральных и региональных властей. При этом основании расчёт должен быть сделан на привлечение средств населения.
Финансирование строительства жилья должно осуществляться в виде субвенций, при этом размер субвенций на строительство вновь вводимого жилья для муниципалитета не должен быть ограничен.
Особенностью этой модели является то, что местные власти сами определяют размер кредита, проценты и срок погашения, в зависимости от местных условий и доходов населения, в соответствии с принимаемыми программами ипотечного кредитования. [3, - с.68-72].
Возврат денежных средств по ипотечным кредитам должен оставаться в бюджете муниципалитета, что будет являться одним из основных источников дохода местных бюджетов.
Для оплаты первоначального взноса при ипотечном кредитовании могут быть использованы денежные сбережения заёмщика или средства, полученные от продажи уже имеющегося у него в собственности жилья.
Государственная поддержка граждан,
не располагающих достаточными доходами
для получения ипотечных
Такая система софинансирования - приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30 - 50%, на долю государственной субсидии в среднем - 20 - 30% и на ипотечный кредит - 40 - 50% повысит доступность ипотечных кредитов для граждан и будет стимулировать платёжеспособный спрос на жильё.
Ипотечное кредитование на Южном Урале
23 октября на заседании
Сегодня ипотека успешно работает в шести городах Южного Урала. В Челябинске, Магнитогорске, Южноуральске, Кыштыме, Снежинске и Озёрске. Как отмечают в агентстве по ипотечному кредитованию, интерес населения к ипотеке растёт с каждым месяцем. Яркий пример: на одном из сайтов в Интернете размещена анкета для тех, кто хотел бы улучшить жилищные условия с помощью кредита. В день приходит 8-10 анкет. Чтобы стать обладателем новой квартиры миллионером сегодня быть вовсе не обязательно.
Александр Иванов, директор Южно - Уральского АИЖК, говорит: "Среднестатистическая семья - 3 человека, с доходом 8-15 тысяч. Таким мы даём кредит"
Главное условие получения кредита: наличие у потенциального новосёла 30% от всей суммы. Или квартира в собственности, которую он хочет поменять на более просторную. Другие требования таковы: 15% годовых на срок до 20 лет. Совокупный доход семьи от 8 тысяч и готовность выплачивать до 35% от этого дохода ежемесячно. При выдаче кредита учитываются только официально подтвержденные доходы. [55.]
Если вы подходите под все условия, оформить документы можно за 1 месяц. Для тех, кто сразу предоставить 30% стоимости жилья не в состоянии, в областной администрации разрабатывают новые программы по накопительной схеме. Как говорят в Челябинском управлении по строительству, перспективы у ипотечного кредитования в области есть. Кроме шести городов, в которых программа уже работает, на очереди ещё четыре.
Для решения жилищной проблемы руководством
института внедрена и успешно
реализуется программа
предоставление беспроцентных целевых займов на приобретение или строительство жилых помещений;
участие работников института в долевом строительстве жилых помещений, строящихся институтом и другими сторонними организациями; институт осуществляет доплату в размере 15% стоимости 1 м2 работнику за участие в долевом строительстве;
строительство общежитий квартирного типа для иногородних молодых специалистов.
С октября 1999г. институт начал предоставлять работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займы на приобретение жилых помещений. Займы являются беспроцентными, сроком до 10 лет, и предоставляются из прибыли института при условии приобретения жилого помещения, размер жилой площади которого позволяет снять работника института и членов его семьи с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Всего начиная с октября 1999г. предоставлено более 500 займов на общую сумму более 32 млн. рублей. [28. c.68-69].
Подведя итог вышесказанному, выделим основные факторы и проблемы развития ипотечного кредитования, решение которых приведёт к более быстрому внедрению ипотечного кредитования в России, и как следствие этого решить проблему обеспеченности жильём граждан РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
Правовые: законодательство ограничивает ликвидность залога, и у кредитора нет уверенности, что его права в случае дефолта заёмщика не будут нарушены.
Инфраструктурные: фонд временного проживания
(для отселения
Психологические: многие не готовы брать долгосрочный кредит, рассматривая ипотеку как кабалу.
Организационные: консервативная система оценки платёжеспособности потенциальных заёмщиков, в частности при кредитовании по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, учитывают только официальный заработок; высокие накладные расходы - около 10% от суммы кредита (нотариальное удостоверение договора залога, страхование услуг риэлторов и оценщиков); отсутствие развитой филиальной сети; отсутствие рекламной стратегии.
Также это - высокие кредитные и процентные риски, отсутствие долгосрочных и относительно дешевых ресурсов, недостаточно высокий уровень доходов и отсутствие достаточных накоплений населения. Кроме того, экономическая нестабильность предприятий-работодателей, неразвитая инфраструктура ипотечного рынка и рынка жилья и колебания цен на нем.
Преимущества покупки квартиры с помощью кредита:
Возможность не копить годами определенную сумму на покупку квартиры, а решать жилищный вопрос уже сегодня.
Возможность владеть собственной квартирой. Квартира оформляется в собственность заемщика сразу после государственной регистрации договора купли-продажи и ипотеки или договора купли-продажи.
Возможность жить и быть зарегистрированным в собственной квартире. Заемщик может зарегистрироваться (прописаться) и зарегистрировать членов своей семьи в квартире, приобретенной по ипотечному кредиту.
Рассрочка платежа на определенный срок. В зависимости от программы кредитования на срок от 5 до 15 лет.
Возможность подтвердить перед налоговыми органами источник средств при покупке квартиры.
получение кредита на длительный срок, за который размер ежемесячных платежей не изменяется в случае повышения стоимости квартиры;
возможность оплачивать собственную квартиру, а не арендовать чужую недвижимость, в то время как проценты по кредиту сопоставимы с месячной арендной платой за аналогичную квартиру;
выгодное вложение средств (цены на недвижимость стабильно растут на 20-40% в год);
получение налоговой льготы на весь срок ипотеки предоставляется с суммы в пределах 1000000 рублей (налоговый вычет), а также с суммы, выплачиваемой по процентам на срок выплаты кредита.
В настоящее время в России нет официального разделения граждан по типам заёмщиков и развитие системы ипотечного жилищного кредитования в РФ требует схем, повышающих доступность ипотечного кредита для семей с невысокими доходами. (Приложение 2) Для России необходима система ипотечного кредитования с комбинацией различных методов и финансовых инструментов, различных схем накопления, дающая возможность субсидирования кредитов. Участие региональных и муниципальных администраций делает эти схемы более дешёвыми и доступными для населения и повышает их надёжность.
Наименее чувствительны к
Создание на местном уровне региональных и местных фондов развития жилищного строительства с объединением нескольких источников финансирования (различных бюджетов и внебюджетных источников), возможность иметь крупные финансовые средства под гарантии администрации (эмиссия ценных бумаг и различных кредитов), огромная заинтересованность местных властей в решении жилищных задач - всё это на сегодня является одним из основных вариантов решения жилищной проблемы в России для семей со средними и низкими доходами.
Для развития системы ипотечного кредитования семей с низкими доходами важно, чтобы на первоначальном этапе условия кредитования исходили из платёжеспособного спроса населения, если источником финансирования ипотечного кредита станут дополнительные доходы бюджета, возникающие в результате подъёма жилищного строительства. Тогда становление системы ипотечного кредитования возможно и в условиях экономической нестабильности.
Развитие ипотечного кредитования должно ориентироваться на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите. Это позволит при ограниченных ресурсах обеспечить кредитами максимальное число заёмщиков.
Семьи, у которых нет достаточных собственных сбережений в денежной форме, производят оплату части нового жилья старым жильём. Граждане, получающие жилищные субсидии и жилищные сертификаты (особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на: приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов; получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата), могут использовать их для оплаты части стоимости жилья в дополнение к собственным средствам и ипотечному кредиту.
Условия ипотечного кредитования должны
соответствовать доходам
Практический опыт показывает, что даже при доле ипотечного кредитования в покупке жилья 10 - 20% значительно увеличивается спрос на жильё. Это приводит к мультипликации налогов.
Так как, ипотечное кредитование создаёт дополнительный доход бюджетам, последние могут служить одним из источников финансирования жилья регионов и муниципалитетов. Далее система становится самодостаточной и может расширяться за счёт других источников финансирования, в т. ч. заёмных средств финансовых институтов.
Информация о работе Ипотечное кредитование и его роль в России