Исследование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать и рассмотреть методические основы исследования рынка.
Достижение названной цели включает в себя решение следующих задач:
Изучить методическую литературу по данной теме;
Анализировать, обобщить, систематизировать изученную литературу;
Рассмотреть понятие и сущность рынок;
Изучить структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть методические основы исследования рынка.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… стр.3
Глава I. Теоретические основы исследование рынка
Понятие и сущность рынка …………………………………. стр.5
Структура и инфраструктура рынка ………………………. стр.7
Глава II. Методические основы исследования рынка
2.1. Метод сегментирования ………………………………………… стр.15
2.2. Анализ требований потребителей ……………………………… стр.18
2.3. Исследование спроса и предложений………………………….. стр.22
Заключение …………………………………………………………… стр.25
Список использованной литературы ………………………………. стр.27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Исследование рынка 2.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский  государственный университет

технологий  и управления (ФГБОУ ВСГУТУ)

межотраслевой региональный институт переподготовки кадров

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория управления»

на тему «Исследование  рынка»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  з/о

специальность «ГМУ» набор 2011 г.

Батоева Эржена Самбуевна

Проверила: к.э.н., доцент

Сахаровская Е.Ц.

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

Содержание:

Введение ……………………………………………………………… стр.3

Глава I. Теоретические основы исследование рынка

    1. Понятие и сущность рынка …………………………………. стр.5
    2. Структура и инфраструктура рынка ………………………. стр.7

Глава II. Методические основы исследования рынка

2.1. Метод сегментирования ………………………………………… стр.15

2.2. Анализ требований  потребителей ……………………………… стр.18

2.3. Исследование спроса  и предложений………………………….. стр.22

Заключение …………………………………………………………… стр.25

Список использованной литературы ………………………………. стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления. В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Цель исследования – исследовать и рассмотреть методические основы исследования рынка.

Достижение  названной цели включает в себя решение  следующих задач:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме;
  2. Анализировать, обобщить, систематизировать изученную      литературу;
  3. Рассмотреть понятие и сущность рынок;
  4. Изучить структуру и инфраструктуру рынка;
  5. Рассмотреть методические основы исследования рынка.

На основании  рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы, можно  сказать, что данная тема широко и  многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследование рынка

 

    1. Понятие и сущность рынка  

Рынок – это  обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это  механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, иными словами, отношение  спроса и предложения.

Рынок – это  сфера обмена внутри страны и между  странами, связывающая между собой  производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают  как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера  рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара1. В книге “Экономикс” указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги2.

Интересно высказались  о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и  путей повышения эффективности  на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”.

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Углубленное понимание категории “рынок” требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между  производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение  – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность  производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

 

    1.  Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - это вся  система многообразных экономических  отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

   Принцип  свободы экономической, хозяйственной,  предпринимательской деятельности  личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах  жизни в рамках соблюдения  законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений.

Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве  регулируема. Вопрос может быть поставлен  лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее  приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

   Кроме  того, рынок подрывает диктат  производителя, способствуя диктату  над ним со стороны потребителя.  В этом смысле рыночная экономика   опирается на принцип примата  потребителя, его главенства. Противопоставить ему можно административно-командную экономику, которая опирается на  власть производителя над потребителем, превращающую последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя,  потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

   Рыночной  экономике свойствен принцип  рыночного ценообразования. Как  известно, цена формируется на  рынке в результате торга продавца  и  покупателя, взаимодействия  спроса и предложения. Эта цена  возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной  стороны продать товар подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается  ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более  низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

   Рыночной  экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

   Принцип  открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

   Рыночная  экономика немыслима без реализации  принципа конкуренции. Без конкуренции  рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде  всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

   Если  централизованная экономика опирается  на непосредственное управление  материально-вещественными объектами  и процессами, то рыночная экономика  тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

Информация о работе Исследование рынка