Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования – исследовать и рассмотреть методические основы исследования рынка.
Достижение названной цели включает в себя решение следующих задач:
Изучить методическую литературу по данной теме;
Анализировать, обобщить, систематизировать изученную литературу;
Рассмотреть понятие и сущность рынок;
Изучить структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть методические основы исследования рынка.
Введение ……………………………………………………………… стр.3
Глава I. Теоретические основы исследование рынка
Понятие и сущность рынка …………………………………. стр.5
Структура и инфраструктура рынка ………………………. стр.7
Глава II. Методические основы исследования рынка
2.1. Метод сегментирования ………………………………………… стр.15
2.2. Анализ требований потребителей ……………………………… стр.18
2.3. Исследование спроса и предложений………………………….. стр.22
Заключение …………………………………………………………… стр.25
Список использованной литературы ………………………………. стр.27
Одним из
главных направлений
Трудности
определения потребностей на
основе законов их
- Второй подход — поведенческий — состоит в изучении субъективных форм проявления законов развития потребностей. Составляются прогнозы развития потребностей на основе изучения реального поведения потребителей с последующим агрегированием полученных данных.
С этой
целью изучаются оценки
Ниже будут
охарактеризованы некоторые
Процесс принятия решений о покупке и действия людей при ее совершении называются покупательским поведением потребителей. Обычно этот термин используется применительно к потребителям, покупающим товары в личных целях и для дома, а не для использования их в целях бизнеса.
Решения потребителей могут быть классифицированы на три общие категории:
1) поведение при совершении рутинных покупок;
2) решения, основанные на ограниченном анализе;
3) решения, основанные на глубоком анализе.
Первый тип решения характеризует часто совершаемые недорогие покупки, не предполагающие серьезного поиска товара и анализа покупательской ситуации. Когда покупаются такие товары, потребитель может отдавать предпочтение определенной марке, хотя он знаком и с другими марками товаров данной группы.
Ограниченный анализ решения о покупке производится в том случае, когда потребитель покупает товар не известной ему марки в известной продуктовой группе, и решение о покупке требует предварительного сбора и анализа информации.
Глубокий анализ
проводится при совершении дорогих
нечастных покупок товаров
Дополнительно
выделяют также импульсивные
покупки, при совершении
Процесс принятия потребителем решения о покупке можно подразделить на пять последовательных этапов: появление проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, совершение покупки и послепокупочная оценка.
Проблема возникает, когда потребитель начинает осознавать различие между желаемым и фактическим состоянием. Поиск информации направлен на получение необходимых сведений о требуемом товаре. Такая информация может содержаться в памяти потребителя, но возможно что для ее поиска потребуется привлечь внешние источники.
Для оценки вариантов покупки необходимо выбрать критерии. В качестве таких критериев обычно рассматриваются характеристики альтернативных продуктов.
Если в результате оценки альтернативных продуктов потребитель для возможной покупки выбрал одну или несколько марок, то начинается этап совершения покупки. На совершение покупки, помимо решений, принятых на предыдущем этапе, влияют и другие факторы: близость магазина, наличие товара, его цена, условия покупки и доставки купленного товара и т.д. Например, если в магазине не оказалось марки товара, которую в своем выборе потребитель поставил на первое место, он может купить товар, поставленный им на второе место.
Послепокупочная оценка заключается в сравнении до- и послепокупочных ожиданий. На этом этапе выясняется, доволен потребитель покупкой или нет. От этого зависит, какую информацию о купленном товаре потребитель передаст другим людям и совершит ли он в дальнейшем повторные покупки данного товара.
2.3. Исследование спроса и предложения
Спрос представляет собой платежеспособную потребность в данном товаре, реализуемую в пределах покупательной способности потребителя или максимальной величины предложения.
Предложение обычно рассматривают как результат производственной деятельности в виде суммы товаров, предназначенных для продажи. Объем предложения зависит от текущего производства и запасов товаров у продавцов, так как его реальная цена зависит от рыночной цены. Сумма двух этих показателей определяет лишь верхний предел предложения.
Рассмотрим взаимосвязи «спрос – цена – предложение» в ситуации рыночного равновесия, когда спрос и предложение равны, а цена равна стоимости (при простом товарном производстве) или цене производства (в условиях свободной конкуренции). Для иллюстрации используем широко применяемые в западной экономической литературе кривые спроса и предложения (приложение 2).
Кривая спроса
dd – количество товара, приобретаемое
потребителями при различных
уровнях цен р(остальные
Кривая ss выявляет динамику предложения. Повышение цены (с рдо р1)приводит к росту предложения (с qдо q2)в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, роста предложения из запасов, появления на рынке фирм, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной. При снижении цены наблюдается противоположная картина.
При уровне цены p1предложение q2 превысит спрос q1, тогда часть товара покупаться не будет, что неизбежно приведет к падению цены вследствие действия механизма конкуренции. Ценовой показатель опустится ниже уровня равновесия (например, до р2). При этом спрос q4станет выше предложения q3и на рынке возникнет дефицит товара, преодолеваемый при свободной конкуренции путем роста цен.
Противоречия между спросом, предложением и ценой разрешаются в точке Е – точке пересечения ddи ss, где спрос и предложение равны одинаковому количеству единиц товара q, т.е. находятся в состоянии равновесия, им отвечает конкурентная (уравновешивающая) цена p. Точка равновесия фактически находится в непрерывном движении – кривые dd и ss смещаются, поскольку в действительности все факторы спроса, принятые как неизменные, постоянно меняются.
Представленная ситуация рыночного равновесия, по существу, является абстракцией, так как реально спрос и предложение никогда не равны друг другу, а если такое все же наблюдается, то это не более чем случайность. На рынке продавца всегда происходит повышение, а на рынке покупателя – снижение товарных цен.
Количественная зависимость спроса и предложения от цены выражается понятием ценовой эластичности спроса и предложения– степени соответствующей реакции последних на относительное изменение уровня рыночной цены.
Это понятие описывается коэффициентами ценовой эластичности спроса Ed(p) и предложения Es(p):
где s, d – соответственно объем предложения
и спроса;
р – уровень рыночной цены.
Зависимости измеряются отрицательными величинами (связь обратная), если спрос уменьшается по мере роста цен, и положительными (связь прямая), если предложение повышается по мере роста цен.
О товаре говорят,
что он имеет опережающую
При исследовании рынка анализируется рыночный спрос– общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени.
Заключение
В самом общем
виде рынок – это система
Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; “убирает” неконкурентоспособных предприятий и “свертывает” устаревшее производство.
Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные доходы?
Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.
1 Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 2006.
2 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Феникс. 2002.