Исследования социальной политики на примере города Благовещенск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить механизмы осуществления государственной социальной политики и проблемы ее реализации на примере Амурской области. Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:
- изучить основные понятия социальной политики;
– изучить цели и задачи социальной политики;
- выявить основные проблемы при реализации социальной политики;
- наметить пути решения проблем социальной политики.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики 6
1.1 Сущность социальной сферы и ее составляющие 6
1.2 Цели и задачи социальной политики государства 12
1.3 Показатели результативности социальной политики 15
2 Исследования социальной политики на примере города Благовещенск 21
2.1 Основные механизмы социальной политики г. Благовещенска 21
2.2 Реализация социальной политики 22
2.3 Практические рекомендации 27
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 87.88 Кб (Скачать файл)

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может  быть представлена показателями, характеризующими:

– потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

– субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

– соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом  социальной сферы являются люди. Они  могут быть представлены или описаны  как популяция – количественными  и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация – через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре – показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы7.

1.2 Цели и задачи социальной политики  государства

Социальная политика государства – система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.

Социальная политика затрагивает, таким образом, сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального  обеспечения, социальной поддержки  и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчать негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции)8.

В условиях переходного периода, когда  происходит становление нового общественно-политического  устройства в стране, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:

– межгосударственный уровень взаимодействия социально экономических, политических и прочих служб, предусмотренных соответствующими договорами и соглашениями сторон (стран), для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, развития международных спортивных, культурных связей, расширения международного туризма;

– федеральный (РФ) уровень;

– региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни;

– уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим в стране гражданским законодательством (акционерные общества, ассоциации, союзы, фонды, товарищества всех видов);

– уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей);

– личностный и семейный уровни.

Социальная политика государства  на этих уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.

При коллективных (массовых) формах все  субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату.

При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам.

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

– экономические;

– административно-распорядительные;

– правовые или законодательные;

– идеологические.

Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов.

Административно-распорядительные методы это меры разрешительного и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.

Правовые или законодательные  методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости.

Идеологические методы – это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

В настоящее время, в условиях переходного  периода, социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:

– социальной справедливости;

– равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

– гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета.

Соответствующие органы и службы исполнительной власти всех уровней занимаются разработкой  и выполнением целевых социальных программ. Сегодня наиболее известны и значимы в РФ следующие программы:

– «Продовольствие»;

– «Жилище»;

– «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению»;

– «Безопасное материнство»;

– «Дети России»;

– «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой»;

– «Социальная поддержка инвалидов»;

– «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы»;

– «Взаимопрофилактика»;

– «АнтиСПИД»;

– «Развитие образования»;

– «Сохранение и развитие культуры и искусства»;

– «Развитие экономики малочисленных народов Севера»;

– «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод»;

– «Улучшение ритуального обслуживания населения».

Эта группа федеральных программ различной  социальной направленности дополняется  более конкретными подпрограммами, имеющими отраслевой и региональный (субъектов РФ) разрезы9.

1.3 Показатели результативности социальной политики

Уровень жизни.

Результативность  социальной политики проявляется в  системе показателей, характеризующих  уровень социальных параметров населения  под воздействием множества факторов.

На мой  взгляд, самыми главными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальной политики являются уровень жизни населения, потребительская  корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.

В последние  годы в качестве обобщающего социального  индикатора экономисты рекомендуют  использовать индекс развития человеческого  потенциала , который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.

Под уровнем  жизни населения понимается степень  развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые  предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни  зависит, во-первых, от фактического потребления  материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

Факторами, обусловливающими качественные и количественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение страны и другие особенности  окружающей среды.

Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов  на душу населения (семью); потребительская  корзина; потребительский бюджет; прожиточный  минимум.

Потребительская корзина.

Для получения  реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой  является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

– питание;

– одежда, белье, обувь;

– лекарства, предметы санитарии и гигиены;

– мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

– жилье и коммунальные услуги;

– культурно-просветительные мероприятия и отдых;

– бытовые услуги, транспорт, связь;

– содержание детей в дошкольных учреждениях;

– обязательные взносы и платежи.

Потребительская корзина составляется из 149 позиций  по продовольственным товарам с  таким расчетом, чтобы структура  еды обеспечивала суточную калорийность.

Следует заметить, что минимальный потребительский  бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной  экономики низким экономическим  возможностям государства больше соответствует  такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

Бюджет прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Таблица 1 – Величина прожиточного минимума в Амурской области

в рублях

 

Все население

В том числе по социально-демографическим  группам

Трудоспособное

Пенсионеры

Дети

2008

5587

5959

4412

5333

2009

6338

6774

5032

6017

2010

7067

7550

5639

6695


Социальная  справедливость и кривая Лоренца.

Прожиточный минимум — это минимальный  набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (Таблица 1).

Уровень потребления  населения прямо зависит от уровня дохода. Я полагаю, что политика формирования доходов населения является главным  звеном в социальной политике государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, которые получают субъекты в  процессе экономической деятельности за определенный промежуток времени.

Уровень доходов  членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди  факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных  цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения  используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход /NI/ — количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход /DI/ — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный  доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с поправкой на изменение уровня цен.

В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное  распределение дохода, оценить которую  можно с помощью кривой распределения  доходов, или кривой Лоренца (Рисунок 1). Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. 

Информация о работе Исследования социальной политики на примере города Благовещенск