Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:48, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить механизмы осуществления государственной социальной политики и проблемы ее реализации на примере Амурской области. Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:
- изучить основные понятия социальной политики;
– изучить цели и задачи социальной политики;
- выявить основные проблемы при реализации социальной политики;
- наметить пути решения проблем социальной политики.
Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики 6
1.1 Сущность социальной сферы и ее составляющие 6
1.2 Цели и задачи социальной политики государства 12
1.3 Показатели результативности социальной политики 15
2 Исследования социальной политики на примере города Благовещенск 21
2.1 Основные механизмы социальной политики г. Благовещенска 21
2.2 Реализация социальной политики 22
2.3 Практические рекомендации 27
Заключение 29
Библиографический список 31
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
– потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
– субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
– соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.
Важнейшим компонентом
социальной сферы являются люди. Они
могут быть представлены или описаны
как популяция –
Социальная политика государства – система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.
Социальная политика затрагивает, таким образом, сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчать негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции)8.
В условиях переходного периода, когда происходит становление нового общественно-политического устройства в стране, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:
– межгосударственный уровень взаимодействия социально экономических, политических и прочих служб, предусмотренных соответствующими договорами и соглашениями сторон (стран), для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, развития международных спортивных, культурных связей, расширения международного туризма;
– федеральный (РФ) уровень;
– региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни;
– уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим в стране гражданским законодательством (акционерные общества, ассоциации, союзы, фонды, товарищества всех видов);
– уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей);
– личностный и семейный уровни.
Социальная политика государства на этих уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.
При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату.
При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам.
Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:
– экономические;
– административно-
– правовые или законодательные;
– идеологические.
Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов.
Административно-
Правовые или законодательные методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости.
Идеологические методы – это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:
– социальной справедливости;
– равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
– гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета.
Соответствующие органы и службы исполнительной
власти всех уровней занимаются разработкой
и выполнением целевых
– «Продовольствие»;
– «Жилище»;
– «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению»;
– «Безопасное материнство»;
– «Дети России»;
– «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой»;
– «Социальная поддержка инвалидов»;
– «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы»;
– «Взаимопрофилактика»;
– «АнтиСПИД»;
– «Развитие образования»;
– «Сохранение и развитие культуры и искусства»;
– «Развитие экономики малочисленных народов Севера»;
– «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод»;
– «Улучшение ритуального обслуживания населения».
Эта группа федеральных программ различной
социальной направленности дополняется
более конкретными
Уровень жизни.
Результативность социальной политики проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов.
На мой
взгляд, самыми главными и наиболее
точно определяющими
В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора экономисты рекомендуют использовать индекс развития человеческого потенциала , который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.
Под уровнем жизни населения понимается степень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.
Факторами, обусловливающими
качественные и количественные характеристики
уровня жизни, являются состояние производительных
сил, характер производственных отношений,
природно-климатические
Для оценки уровня
жизни применяют ряд
Потребительская корзина.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:
– питание;
– одежда, белье, обувь;
– лекарства, предметы санитарии и гигиены;
– мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
– жилье и коммунальные услуги;
– культурно-просветительные мероприятия и отдых;
– бытовые услуги, транспорт, связь;
– содержание детей в дошкольных учреждениях;
– обязательные взносы и платежи.
Потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность.
Следует заметить,
что минимальный
Бюджет прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
Таблица 1 – Величина прожиточного минимума в Амурской области
в рублях
Все население |
В том числе по социально-демографическим группам | |||
Трудоспособное |
Пенсионеры |
Дети | ||
2008 |
5587 |
5959 |
4412 |
5333 |
2009 |
6338 |
6774 |
5032 |
6017 |
2010 |
7067 |
7550 |
5639 |
6695 |
Социальная справедливость и кривая Лоренца.
Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (Таблица 1).
Уровень потребления населения прямо зависит от уровня дохода. Я полагаю, что политика формирования доходов населения является главным звеном в социальной политике государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, которые получают субъекты в процессе экономической деятельности за определенный промежуток времени.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход /NI/ — количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход /DI/ — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с поправкой на изменение уровня цен.
В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное распределение дохода, оценить которую можно с помощью кривой распределения доходов, или кривой Лоренца (Рисунок 1). Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.
Информация о работе Исследования социальной политики на примере города Благовещенск