Исследования социальной политики на примере города Благовещенск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить механизмы осуществления государственной социальной политики и проблемы ее реализации на примере Амурской области. Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:
- изучить основные понятия социальной политики;
– изучить цели и задачи социальной политики;
- выявить основные проблемы при реализации социальной политики;
- наметить пути решения проблем социальной политики.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы социальной политики 6
1.1 Сущность социальной сферы и ее составляющие 6
1.2 Цели и задачи социальной политики государства 12
1.3 Показатели результативности социальной политики 15
2 Исследования социальной политики на примере города Благовещенск 21
2.1 Основные механизмы социальной политики г. Благовещенска 21
2.2 Реализация социальной политики 22
2.3 Практические рекомендации 27
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 87.88 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 – Кривая Лоренца

 

Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии  абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис. 1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

Важный стратегический ориентир социальной политики – всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная  справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливость заключается  в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная база социальной политики. Однако есть ли в  нашей стране справедливость? Мнения по этому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правило это те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, о детях, их здоровье и образовании.

Крайняя степень  неравенства способна привести к  нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах  политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и  духовных потребностей людей. Но эти  шаги часто непоследовательны, а  принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо  реализуются.

Разумеется, сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет  значительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного  опыта в сфере социальной поддержки  населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  НА ПРИМЕРЕ ГОРОД БЛАГОВЕЩЕНСК

2.1 Основные механизмы социальной  политики г. Благовещенска

Город Благовещенск – административный центр Амурской области, в котором проживает по данным на 01 января 2012 года 220000 человек.

Социальная политика муниципального образования и его социальное развитие во многом определяются сложившейся социально-демографической ситуацией.

В последние  годы социальное развитие характеризуется:

– совершенствованием законодательства, определяющего социальное обслуживание населения и предусматривающего предоставление социальной помощи различным категориями граждан;

– активным развитием современных технологий социального обслуживания, форм и методов социальной работы, развитие новых учреждений и служб;

– развитием единого информационного пространства системы социальной защиты населения.

Развитие Амурского региона невозможно без органов, осуществляющих социальную политику. Основным органом является Комитет по социальной политике, основной упор комиссия делает на социальные вопросы. В частности, предварительно рассматривает поступившие от администрации проекты планов и программ социально-экономического развития области. Принимает участие в разработке, а в отдельных случаях самостоятельно разрабатывает проекты решений по социальным вопросам, молодежной политике, законности и правопорядку, административно-территориальному устройству. Контролирует выполнение планов, программ и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной политики и защиты прав жителей области. Систематически рассматривает заявления, жалобы и обращения по вопросам социальной политики и защиты прав жителей. По поручению председателя Городской Думы рассматривает иные вопросы, относящиеся к ведению Думы.

Комитет в  своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, Уставом  и законами Амурской области и города Благовещенска.

Помогают  в осуществлении социальной политики такие организации как:

– Благовещенский комплексный центр социального  обслуживания населения «Доброта»;

– Министерство социальной защиты населения Амурской области;

Механизмами формирования и реализации политики в сфере социальной политики являются:

– принятие законов Амурской области и города Благовещенска, определяющих политику в сфере социальной политики;

– принятие и реализация концепции развития сферы культуры;

– принятие и реализация программ развития социальной политики в Амурской области.

2.2 Реализация социальной политики

Естественно, в процессе любой работы возникает  круг проблем, с которыми приходится сталкиваться. Социальная политика не исключение. И в этой части работы я хотела бы подробно рассмотреть, как на практике в городе Благовещенск реализовывается социальная политика.

Среднедушевые денежные доходы населения. В 2011 году выросли на 14,2 % и составили 18186,6 рублей. Но тем не менее они далеки от идеальных (Рисунок 2). Одна из приоритетных задач реализованная в 2011 году – повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы. Названной категории работников увеличена заработная плата на 6,5 % с 1 января и 1 октября 2011 года.

Средняя заработная плата составила: по отрасли образования 17284 рубля, по отрасли культуры 17320 рублей, по отрасли здравоохранения 18877 рублей.

Рисунок 2 – Кривая Лоуренца для Амурской области и РФ

 

Образование.

Наиболее  острой проблемой в сфере образования  остаётся неполный охват детей услугами дошкольного образования. В настоящее время в Благовещенске функционирует 41 дошкольное образовательное учреждение, в которых воспитывается 11384 человек. В 2011 году количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 1750 мест это на 62 % больше в сравнении с 2010 годом. Это удалось сделать благодаря:

– введению в эксплуатацию 3-х зданий, ранее использовавшихся не по назначению (440 мест);

– открытия 10 дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях на (260 мест);

– за счет внутренних резервов дошкольных образовательных учреждений (почти 1000 мест).

На  данные мероприятия было затрачено 140 миллионов рублей из городского и 40 миллионов рублей из областного бюджетов. 

Как видно  из приведенных данных (Таблица 2), с  увеличением количества дошкольных учреждений возрастают расходы на их содержание.

Таблица 2 – Расходы на содержание дошкольных учреждений Благовещенска

                                                           в тысяч рублей

Год

Расходы

2009

20020

2010

22632

2011

29014


Администрация города рассматривает развитие частно-государственных  дошкольных учреждений в виде групп присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста одним из направлений вариативных форм дошкольного образования, позволяющим способствовать развитию дошкольного образования в целом и сократить очереди в дошкольные учреждения.

Здравоохранение.

В 2011 году в стационарах города успешно реализованы все мероприятия областной программы «Модернизация здравоохранения Амурской области на 2011-2012 года. Выполнен  ремонт, получено и установлено современное оборудование в отделении реанимации новорожденных в родильном доме Городской клинической больницы. Введена в строй «Единая городская электронная регистратура». В рамках программы по совершенствованию оказания медицинской помощи онкологическим больным проведен масштабный ремонт помещений для открытия отделения паллиативной помощи Городской клинической больницы. На ремонтные работы в учреждениях здравоохранения направлено 79 миллионов рублей, что на  38,4  % больше, чем в 2010 году. Подготовлены помещения, получено и установлено рентгенологическое  оборудование в Городской поликлиники №1, Городской клинической больнице.  Всего за счет всех источников финансирования в 2011 году приобретено медицинского оборудования на сумму 45,4 миллионов рублей.

В 2011 году расходы  бюджетов всех уровней на обеспечение  деятельности муниципальных лечебно-профилактических учреждений составили 1 825,9 миллионов рублей. Страдает укомплектованность участковыми врачами, медицинскими сестрами  участковыми и врачами общей практики, врачами скорой медицинской помощи, акушерами-гинекологами,   обеспеченность узкими специалистами поликлиник города.

Культура  и спорт.

Большое внимание  уделялось укреплению материально-технической  базы учреждений культуры. В 2011 году в  целом наблюдается устойчивое развитие сферы культуры. Всего за 2011 год  организациями  культуры проведено 1755  мероприятий всех форм, в которых  приняло участие 507571  человек. В   муниципальные библиотеки приобретены  и подключены  к сети Интернет  компьютеры в количестве 20 штук, в  настоящее время компьютерный парк состоит из 67 компьютеров, расположенных  во всех 14 библиотеках, 13 библиотек  из них имеют выход в Интернет.

На физическую культуру и спорт в 2011 году выделено и израсходовано 21,6 миллионов рублей. В 2011 году проведено 311 спортивных мероприятий с общим охватом 43444 человека. Город Благовещенск продолжил участвовать во Всероссийских акциях «Лыжня России», «Оранжевый мяч», «Кросс наций», «Российский Азимут». Более чем за 3 года благодаря реализации программы удалось установить спортивные площадки с уличными тренажерами во всех школах города, 735 единиц уличных тренажеров. В 2009 году 180 единиц тренажеров были установлены во дворах по месту жительства горожан. В 2011 году введен в эксплуатацию универсальный игровой комплекс муниципальное учреждение спортивно-оздоровительный комплекс «Юность. В двух образовательных учреждениях города Благовещенска № 6, 11 произведена реконструкция и введены в эксплуатацию футбольные поля с искусственным покрытием.

Социальная  защита населения.

Несмотря  на то, что вопросы социальной защиты населения отнесены к полномочиям  Правительства, я считаю, что поддержка  социально незащищённых граждан  является делом совести. В 2011 году администрацией города Благовещенска было выделено на удешевление проезда льготным категориям граждан (пенсионерам, многодетным  семьям) 14,79 миллионов рублей.

Особое внимание было уделено социальной поддержке многодетных семей. Это позволило детям из многодетных семей воспользоваться бесплатным проездом в автобусах, лекарствами, питанием в школе. Была предоставлена выплата на приобретение школьной одежды и обуви, выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 2011 год на реализацию данных мероприятий направлено 14 млн. рублей (Таблица 3).

Таблица 3 – Расходы на социальное обеспечение населения

                                                           в тысяч рублей

Год

Расходы

2009

7743

2010

11268

2011

14346


Отдельным категориям граждан города Благовещенска  предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2011 году на эти цели было перечислено 118 миллионов рублей.

В течение 2011 года на санаторно-курортный отдых было направлено 208 инвалидов.

Для оказания услуг населению используя принцип одного окна был создан Многофункциональный центр (МФЦ), который в настоящее время оказывает 47 муниципальных услуг. Этот новый городской проект призван упростить оформление многих документов для горожан и создать простые условия для получения той или иной муниципальной услуги.

2.3 Практические рекомендации

Сегодня вектор развития Благовещенска обусловлен необходимостью решения важнейших  проблем  города и имеющимся потенциалом. Основываясь на детальном анализе  текущего социально-экономического состояния  Благовещенска, можно выделить следующие направления работы.

Обеспечение жильем:

– продолжить реализацию на территории города жилищных программ улучшения жилищных условий работников муниципальных организаций города, обеспечение жильем молодых семей, продолжить обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переселение граждан из аварийного жилого фонда;

– увеличить ввод жилья в год;

– формировать муниципальный маневренный фонд.

Дошкольное  образование:

– ликвидация очереди в детские сады путем  строительства новых зданий дошкольных учреждений;

– реконструкция помещений детских садов и школ для открытия дополнительных групп;

– возврат бывших детских садов в сеть муниципального дошкольного образования;

– развитие негосударственного сектора в области дошкольного образования.

Культура  и спорт:

– в сфере культуры особое внимание уделить ремонту и реставрации объектов историко-культурного наследия;

– организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на дворовых территориях;

– создание сети спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства населения, развитие спорта инвалидов;

– строительство новых учреждений спорта и других спортивных объектов.

Социальная  защита населения:

– обеспечение жилыми помещениями детей сирот;

– ремонт жилья ветеранов и инвалидов ВОВ и Минобороны;

– организация  проезда граждан льготных категорий  на всех видах городского общественного  транспорта по регулярным городским  маршрутам, включая маршруты, обслуживаемые  индивидуальными предпринимателями;

Информация о работе Исследования социальной политики на примере города Благовещенск