Источники финансирования капитальных вложений. Собственные, привлеченные и заемные средства. Условия предоставления бюджетных ассигно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:58, лекция

Описание работы

Необходимо разграничивать источники и методы финансирования капитальных вложений. Методы финансирования включают те способы, благодаря которым образуются источники финансирования и реализуются инвестиционные проекты. Например, эмиссионный доход —потенциальный источник различного рода инвестиций. Акционирование предприятия—метод, позволяющий осуществлять эмиссию акций.

Содержание работы

8.1. Понятие и классификация источников финансирования капитальных вложений
8.2. Собственные средства
8.3. Привлеченные средства фирмы
8.4. Факторы дополнительных объемов финансирования
8.5. Бюджетные ассигнования

Файлы: 1 файл

1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Принято различать валовые и  чистые капиталовложения. Чистые капиталовложения — это валовые капиталовложения за вычетом амортизационных отчислений.

 

8.3. Привлеченные средства  фирмы

Структура привлеченных средств — источников капитальных  вложений. Составление любого проекта финансирования капитальных вложений обязательно включает изыскание, оценку и подсчет собственных финансовых ресурсов предприятия. В случае их недостачи используют иные источники, определяемые как привлеченные средства фирмы.

Привлекаемые фирмой средства содержат в себе ресурсы: (1) мобилизуемые на финансовом рынке и (2) поступающие в порядке  перераспределения.

Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: (а) кредиты банков и иных финансовых учреждений; (б) кредиты бюджетов всех уровней; (в) облигационные займы; (г) средства, получаемые от продажи акций.

Кредиты, как известно, классифицируются по срокам предоставления на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В целях финансирования капитальных вложений привлекаются кредиты на долгосрочной основе. Основной проблемой получения долгосрочного целевого кредита является высокая норма ссудного процента.

К финансовым ресурсам, поступающим в порядке перераспределения, относят: (а) страховые возмещения; (б) финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах, взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; (в) централизуемые финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций и иных объединений предприятий; (г) централизованные бюджетные и внебюджетные ассигнования.

Особым, новым фактором, увеличивающим  объем прибыли как источника  финансирования капитальных вложений российских фирм является инвестиционный налоговый кредит.

Страховые возмещения считаются чрезвычайными  доходами, их поступление возникает  вследствие чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.).

Расширение круга собственников  дает дополнительные инвестиционные ресурсы. При организации фирмы в форме акционерногообщества этот путь связан с эмиссией акций. Фирмы в виде товариществ, кооперативов увеличивают капитал за счет паевых (долевых) взносов, взносов членов трудового коллектива, юридических и физических лиц.

Централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном  порядке денежные и иные средства дают возможность избежать кредитного финансирования и увеличить прибыльность проекта. Дополнительные возможности  для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов возникли с образованием в Российской Федерации финансово-промышленных групп. Централизация финансовых ресурсов участников финансово-промышленной группы существенно расширяет ее внутренние инвестиционные возможности в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.

Для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансово-промышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы — и с размером этой ответственности.

 

8.4 Факторы дополнительных  объемов финансирования

Дополнительные объемы капитала и  прибыли для финансирования капитальных  вложений могут быть получены фирмами  в процессе повышения эффективности  хозяйственной деятельности за счет: (а) возвратных сумм; (б) выручки от реализации попутной продукции; (в) экономии от снижения себестоимости производимых работ; (г) экономии оборотных средств и иных ресурсов, мобилизуемых внутри самого капитального строительства; (д) инфляционного дохода и др.

Так, в сметной стоимости капитального строительства учитываются затраты, связанные с возведением временных зданий и сооружений, необходимых для выполнения основных работ. После их разборки образуются материалы, подлежащие реализации. Они представляют собой возвратные суммы, которые могут использоваться для финансирования строительства.

Ряд работ (горнопроходческих, взрывных, буровых), осуществляемых при освоении месторождений полезных ископаемых (на шахтах, рудниках, нефтепромыслах), сопровождается попутной добычей полезных ископаемых (угля, руды, нефти и др.). В результате часть выручки от реализации продукции, добываемой попутно в ходе капитального строительства, может направляться на финансирование капитальных вложений.

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве служит источником финансирования капитальных вложений в случаях, когда сокращается потребность в оборотных средствах. Оборотные средства необходимы строительным организациям при осуществлении функций заказчика, выполнении работ своими силами. Поэтому часть собственных оборотных средств они расходуют на образование запасов оборудования, требующего монтажа, на приобретение и создание запаса основных и вспомогательных материалов, для расходов будущих периодов, формирования незавершенного производства. Меры по ускорению оборачиваемости оборотного капитала ведут к высвобождению средств, которые можно направить на инвестиции.

В связи с уменьшением объема производства и продаж предприятие  нуждается в снижении нормативов оборотных средств, поскольку сокращаются  закупки ресурсов производства, производственные заделы, остатки готовой продукции на складе, средства в расчетах.

Прирост устойчивой кредиторской задолженности (задолженности подрядным организациям и поставщикам, срок оплаты которой  не наступил, нормальной переходящей задолженности рабочим и служащим по заработной плате и резерва предстоящих платежей) означает уменьшение у строительной организации потребности в средствах для финансирования капитальных вложений, а ее снижение — увеличение потребности в средствах.

При умелом финансовом менеджменте  фирма способна извлекать инфляционный доход, обусловленный ростом цен на товарную продукцию. Резервы его получения кроются в недооценке активов и переоценке пассивов.

Дополнительный объем финансирования составляет выручка от реализации выбывшего или излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов, за вычетом расходов, связанных с ликвидацией данного имущества.

Предприятие может получить постоянный источник финансирования от сдачи имеющегося имущества в аренду.

Конкретный расчет общей суммы  денежных средств, которые можно  и нужно использовать в целях  капитального строительства за счет всех источников финансирования, осуществляется в процессе бизнес-планирования. При  этом важно задействовать весь потенциал  финансирования.

В целом использование тех или  иных источников для финансирования фирмами капитальных вложений зависит  от инвестиционного климата, сложившегося в стране, характера строительства  и рентабельности предприятий, условий  кредитования и бюджетного финансирования.

 

8.5. Бюджетные ассигнования

Понятие бюджетных ассигнований. Бюджетное ассигнования  — это средства бюджетов различных уровней (федеральных, субъектов Федерации, местных), выделяемые согласно бюджетной росписи в инвестиционных целях.

Необходимость бюджетных  ассигнований объективно обусловлена наличием сфер и производств, имеющих общенациональное значение, но которые в силу высокой капиталоемкости, повышенных рисков и отдаленного экономического эффекта часто являются мало привлекательными, а порой и просто нереальными для частного бизнеса. Так, в мировой практике за счет бюджетных средств традиционно финансируются объекты социальной и производственной инфраструктур, развиваются новые прогрессивные отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие коренным структурным изменениям в экономике и т. п. Участие государства в финансировании позволяет гармонично развивать национальную экономику в территориальном, отраслевом и воспроизводственном аспектах и решать весь комплекс функций и задач, стоящих перед различными уровнями власти. Бюджетные ассигнования являются инструментом финансовой и экономической политики — воздействуя на хозяйственную конъюнктуру, экономический рост, они выступают важнейшим фактором развития общественного производства.

Возможность бюджетных  ассигнований Доля государственного финансирования определяется моделью развития национальной экономики. В условиях планово-директивной экономики государственные капитальные вложения являются основной формой финансирования и могут достигать 90% общего объема вложений. Рыночная экономика, опираясь на финансовую самостоятельность предпринимательских структур и возможности финансового рынка, позволяет снизить долю бюджетного финансирования капитальных вложений.

 В целом это можно расценивать как результат целенаправленной политики государства, стремлением снять соответствующую нагрузку с бюджетов вообще и прежде всего с федерального бюджета, оптимизировать структуру его расходов в условиях намеченных экономических и социальных преобразований.

Особенности бюджетных  ассигнований на капитальные вложения предопределены публичным характером источника финансирования — бюджета — и сводятся к следующим положениям:

• возможность предоставления средств  на условиях безвозвратности и безвозмездности, в частности, для финансирования объектов, включенных в федеральную целевую программу;

•  преобладание социальных приоритетов  и значимости объектов для национальной экономики при распределении  средств;

•  адресность и строго целевой  характер финансирования, предполагающий выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования, при этом любое использование средств не по назначению расценивается как нарушение бюджетного законодательства;

•  участие государственных финансово-кредитных институтов в процедуре финансирования;

•  финансовый контроль со стороны  представительной и исполнительной властей за полнотой и своевременностью поступления и эффективностью использования  соответствующих бюджетных средств;

•  гласность разработки и исполнения программ бюджетного финансирования (адресной инвестиционной программы, программы   предоставления   кредитов   и   государственных   гарантийи  т. п.) с обязательным опубликованием в открытой печати самих программ и информации (отчета) об их исполнении.

Основные положения инвестиционной политики этого периода, определившие ее цели и особенности, были сформулированы в постановлении Правительства  РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной  программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Новые подходы к организации бюджетного финансирования выразились в уточнении приоритетов, изменении порядка и форм предоставле ния бюджетных ресурсов, их институционального обеспечения, что в наибольшей степени проявилось в части финансирования предпринимательских структур.

Государство приняло на себя финансирование развития значительной части производственной инфраструктуры и социальной сферы. Соответственно определилась следующая структура капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

•  до 70% инвестиционных ресурсов федерального бюджета государство направляет на развитие социальной сферы, жилищного  и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки;

•  до 10% — на объекты производственной инфраструктуры, в частности, строительство  железных дорог, портов, энергетических предприятий Сибири и Дальнего Востока, объектов связи;

•  оставшиеся централизованные инвестиционные ресурсы предусматривалось использовать на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.

Эта структура к настоящему времени  несколько изменилась, но социальный комплекс по-прежнему является основным получателем средств в форме  государственных капитальных вложений.

Принципиальной особенностью инвестиционной политики стал переход от распределения  бюджетных ассигнований на капитальное  строительство между отраслями  и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию их состава на конкурсной основе.

В то же время возрастающие потребности  в государственной поддержке  инвестиций обусловили необходимость  дальнейшего упорядочения и законодательного закрепления участия государства  в инвестиционной деятельности, что получило развитие в Бюджетном кодексе Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно этим законодательным актам бюджетное финансирование объектов в Российской Федерации осуществляется двумя способами в порядке:

•  прямого, т. е. безвозвратного и безвозмездного финансирования строек и объектов для федеральных (государственных) нужд;

•  размещения бюджетных средств  для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и возмездности в форме бюджетных кредитов и государственных гарантий.

Помимо этого государство берет  на себя ряд сопровождающих процедур: проведение экспертизы инвестиционных проектов; защиту российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных целевых и т. п.

Аналогичные подходы и формы  финансирования инвестиций определены для бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов.

Прямые бюджетные ассигнования на капитальные вложения осуществляются в соответствии с Перечнем строек и объектов производственного и непроизводственного назначения (нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения), предназначенных для федеральных нужд. Перечень ежегодно формируется Министерством экономического развития и торговли РФ и оформляется в виде Федеральной адресной инвестиционной программы в составе федерального бюджета.

Информация о работе Источники финансирования капитальных вложений. Собственные, привлеченные и заемные средства. Условия предоставления бюджетных ассигно