Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:13, контрольная работа
В середине XIX в. произошло объединение Германских земель в единое государство. В него вошли разные по уровню экономического развития земли, что потребовало создание новой экономической модели. Следствием этого стало появление «Исторической школы Германии», которая, в отличие от классической, изучает влияние на политическую экономию не только экономических, но и неэкономических факторов.
Введение
Родоначальники исторической школы Германии
«Старая» историческая школа
«Молодая» (новая) историческая школа
«Юная» (новейшая) историческая школа
Историческая школа в России
Заключение
Список литературы
5. Прежде всего стараться выяснить, каким образом и почему целесообразное часто превращалось в нелепое, а благодеяния оборачивались бедствиями.
В. Рошер в своей работе подобрал
исторические иллюстрации ко всем основным
категориям классической политической
экономии и механически сгруппировал
различные экономически-
Такая же трехступенчатая схема была предложена и Б. Гильдебрандом. Она была описана им в сочинении «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство и кредитное хозяйство».
К. Книс пошел дальше В.
Рошера и Б. Гильдебранда. В его
работах эмпиризм доведен до полного
отрицания дедуктивного метода в
экономике и экономической
Несмотря на весомые расхождения во мнениях и полное отсутствие взаимодействия, за призывы изучать экономические проблемы в их временной и национальной конкретности их стали объединять в трио «старой» исторической школы после того, как в 1870-ых возникла «новая» или «молодая» историческая школа. Она сформировалась то время, когда «железный канцлер» О. Бисмарк «округлил» границы Германии, как об этом мечтал Ф. Лист, и начал проводить политику таможенного протекционизма. Более того, О. Бисмарк занялся классовым регулированием, проводя различные реформы в области рабочего законодательства и борьбы с революционными движениями. Все это идейно поддерживали историки-политэкономисты «новой» школы.
«Новая» или «молодая» историческая школа
Ученные второго поколения Исторической школы видели среди функций государства не только поддержание порядка, но и достижение тех целей, которые не могут быть достигнуты свободными усилиями отдельных личностей. Они считали, что государство должно заботиться об умственном и эстетическом воспитании подданных и их здоровье; развивать пути сообщения; помогать старикам, женщинам, детям и другим слабым членам общества; помогать рабочим, получившим увечья; способствовать стараниям рабочих организовать различные формы взаимопомощи (больничные кассы, потребительские кооперативы и т.д.).
Лидером «новой» исторической школы Германии был Густав Шмоллер, профессор Страсбургского и Берлинского университетов. Он был одним из основателей, а позднее и председателем «Союза социальной политики». Он соглашался с выводами К. Маркса о классовом конфликте буржуазии и рабочих, но считал, что монархия и государственное чиновничество должны играть нейтрализующую роль в этом противостоянии. Г. Шмоллер утверждал, что главными условиями социального и экономического благополучия народа являются осознание государством своей ответственности перед обществом и разумное социальное законодательство.
Другой деятель «Союза социальной политики» Л. Бернтано особо подчеркивал заинтересованность самих предпринимателей в создании комфортных условий труда и поддержании достойного уровня заработной платы, так как это мотивирует рабочих и стимулирует повышение производительности труда.
Вообще все деятели «союза социальной
политики» считали, что преобразования,
ведущие к улучшению
Однако стремление
создать новый путь в политической
экономии у представителей «молодой»
немецкой исторической школы не ограничивался
тягой к реформистской
В 1874 г. Г. Шмоллером была предложена новая концепция народного хозяйства, в центре которой стояли «общность языка, истории, обычаев, идей». Г. Шмоллер считал, что они крепче, чем что-либо другое связывают отдельные хозяйства, так как они оказывают мощное влияние на все поступки человека, а следовательно и на экономическую деятельность.
Идея Г. Шмоллера состояла в том, чтобы превратить политическую экономию из учения о рынке и обмене в историко-этическую науку, которая бы объединяла в себе и описание фактического хозяйственного поведения и теорию моральных норм хозяйствования и этику формирования предпочтений в хозяйственной деятельности.
Имея в виду либеральную политэкономию и исторический материализм, а так же расставленные еще «старой» исторической школой и особенно В. Рошером, географические акценты национального своеобразия, Г. Шмоллер сформулировал свое металогическое кредо в критике «двух основных заблуждений»:
Г. Шмоллер не отрицал важности
природно-технических факторов, но
отвергал их первостепенное значение
в определении состояния
Г. Шмоллер и его ученики особо подчеркивали не только нормативную сторону политической экономии, но и неприятие абстрактно-дедуктивного метода анализа экономических явлений, изолированного от истории/, этики, психологии, юриспруденции и географии. Они считали, что применение математических методов в социальных науках, коей и является экономика, недопустимо. Общество, человеческая психика – вещи слишком сложные, для того, чтобы их можно было рассчитать.
Зато в статистике Г. Шмоллер видел незаменимую помощницу, настаивая на необходимости обработки массива эмпирических данных. Он настаивал на важности использования исторического опыта, отражением коего является статистика.
Г. Шмоллер был весьма близок к высшим кругам Германии, что позволило «молодой» исторической школе стать господствующей в немецких университетах, а позже распространить свое влияние и за пределами страны: в Англии, Франции, США, России. Так немецкая историческая школа способствовала формированию таких наук как экономическая география и экономическая история, как отдельных дисциплин.
Однако эмпиризм Г. Шмоллера уже не вызывал удовлетворения у молодых представителей школы. Так К. Бюхер создал монографию «Возникновение народного хозяйства», где предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Европы. Он выделил три ступени в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя к потребителю:
С увеличением пути обмена происходит развитие новых форм промышленности – от работы для себя и заказов мелких ремесленников до промышленности и фабричного производства.
Причем эволюция формы промышленности ведет к расширению сферы влияния капитала вплоть до полного охвата национальной экономики. На ступени домашнего хозяйства капитала попросту нет, есть лишь продукт. В ремесленном производстве капитал охватывает сырье и инструментарий, но товар сбывается непосредственно потребителю. При кустарном производстве уже и сам продукт становится капиталом, только не производителя а перекупщика, для которого является средством получения наживы. А при фабричном производстве весь капитал сосредотачивается в руках фабриканта-предпринимателя, который сам решает как поступить со своей продукцией.
Исследования К. Брюхера подготовило почву для появления следующего поколения исторической школы Германии, которое сочетало эмпирический и абстрактный методы, исторический и теоретический анализ.
«Новейшая» или «юная» немецкая историческая школа
«Новейшая» историческая школа Германии получила свое развитие в первой трети ХХ в. Ее сторонники поставили в центр своего внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма». Исследования представителей «юной» школы положили начало существованию еще одной научной дисциплины – экономической социологии.
Лидерами «юной» исторической школы стали В. Зомбарт и М. Вебер.
В. Зомбарт начал с исследований в семинарии Г. Шмоллера, увлекся «Капиталом» К. Маркса, хотя и не принял его идеи социалистического интернационализма. В 1902г. В. Зомбарт издал двухтомник «Современный капитализм», который и сделал его известным. После появления этого сочинения В. Зомбарта понятие «капитализм» стало общеупотребительным среди западных экономистов. Однако сам В. Зомбарт подчеркивал, что «первооткрывателем» капитализма был К. Маркс.
В. Зомбарт считал К. Маркса великим мыслителем, проводившим анализ как «блестящее художественное целое». Но, на взгляд В. Зомбарта, К. Маркс был слишком увлечен революционными идеями, что мешало ему мыслить ясно.
В первом издании «Современного капитализма» В. Зомбарт связал истоки капиталистического духа накоплением в западноевропейских городах феодальной земельной ренты и траты ее на утонченные удовольствия и развлечения, предметы роскоши, что способствовало развитию торговли и мануфактурного производства. Эта концепция была признана слишком поверхностной, а В. Зомбарта обвинили в вольном обращении с источниками. Несмотря на это, последующие сочинения В. Зомбарта так же изобиловали поспешными и порой рискованными обобщениями. Но эти его идеи своими парадоксами будили исследовательскую мысль, «открывая ей новые, часто неожиданные перспективы»3.
М. Вебер занялся анализом «капиталистического духа» чуть позже В. Зомбарта. Он начал как историк-экономист и в своих исследованиях был куда строже В. Зомбарта. В его работах немецкая историческая школа достигла своей наивысшей точки. На долю Вебера пришлась задача осмысления всего, что было наработано трудами немецких мыслителей XVIII—XIX вв. в области развития человеческих сообществ.
М. Вебер в наибольшей степени из всех был свободен от предвзятостей национализма и односторонностей "исторического метода". Через его работы проходит мысль о том, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется общими законами, пробивающими себе дорогу сквозь особенности национальных традиций, конкретных исторических обстоятельств и национального характера.
Историческая школа в России
Интерес в России к экономической истории был велик. Книги немецких, французских, итальянских, английских авторов переводились на русский, издавались и расходились. В этой области работали замечательные ученые, и было проведено много серьезных исследований.
Однако в 30-ых гг. ХХ в., после того как марксизм узурпировал всю сферу экономической науки в СССР, ученые Исторической школы стали терять работу, их книги перестали выходить, имена их замалчивались. Развитие мысли исторической школы в России было остановлено.
В сравнении с немецкой российская историческая школа имела две особенности:
- свобода от национально-шовинистических настроений;
- отсутствие противопоставления исторического метода теоретической политической экономии.
Русские ученые не ограничивали свой предмет областью национальной истории. Они всесторонне исследовали вопросы торговой политики, практики, законодательства и общественного сознания других стран.
Заключение
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, экономической географии и другим наукам. Они показали значение организации норм права и морали, показали важность статистических исследований.
От классического направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
Представители немецкой исторической школы выдвинули концепцию об ошибочности пути обобщения и универсализации. Они увидели индивидуальность каждого национального хозяйства, влияющую на ход его развития.