История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Форма классического рабства, известное также под названием античного, зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. Становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производительных сил. Этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества. Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. [3, 10]
Общей чертой экономической мысли древнего мира является защита натурального рабовладельческого хозяйства, осуждение торгово-ростовщических операций, которые якобы нарушают эквивалентный обмен товаров по их стоимости. Таких взглядов придерживались мыслители и некоторые правители рабовладельческих государств, как в древневосточных, так и в античных странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 4
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ 9
2.1 Экономическая мысль Древней Греции 9
2.2 Экономическая мысль Древнего Рима. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

История экономических учений.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

содержание

 

Введение

 

История экономических учений берет свое начало со времен древнего мира. Уже с тех пор люди постоянно пытались систематизировать экономические взгляды в экономическую теорию, которой общество руководствуется при ведении хозяйственной деятельности в стране. Изучение истории развития экономических учений позволяет проанализировать различные экономические явления и выявить закономерности развития общества.

В IV тысячелетии до н.э. началась смена первобытнообщинного строя рабовладельческим. Техническое оснащение в первобытном обществе было настолько низким, что своим трудом человек мог прокормить только себя и свою семью. С приходом «железной революции» появились железные орудия труда, что резко повысило производительность труда. Теперь человек производил больше, чем потреблял. Появился прибавочный продукт. За счет прибавочного продукта могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Они могли заниматься наукой, изготавливать ремесленные изделия. Но чтобы воспользоваться этим прибавочным продуктом, его нужно было забрать у тех, кто его производил, а это было возможно лишь при разделении общества на классы. Это привело к возникновению имущественного и социального неравенства, к зарождению частной собственности. Таким образом, возник новый тип общества, появились государства. И первым обществом, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй.

Первые государства с рабовладельческой экономикой зародились на Востоке. Особенностью восточного рабства являлось сосуществование общиной, государственной и частной собственности, активное участие в хозяйственной жизни государства, в руках которого находилась ирригационная система, развитие товарно-денежных отношений, распространение долгового рабства. [3, 10]

Форма классического рабства, известное также под названием античного, зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. Становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производительных сил. Этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества. Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. [3, 10]

Общей чертой экономической мысли древнего мира является защита натурального рабовладельческого хозяйства, осуждение торгово-ростовщических операций, которые якобы нарушают эквивалентный обмен товаров по их стоимости. Таких взглядов придерживались мыслители и некоторые правители рабовладельческих государств, как в древневосточных, так и в античных странах.

 

1 Экономические учения стран Древнего Востока

 

В IV – V тыс. до н.э. на территориях с жарким климатом в долинах рек с плодородными почвами появились первые государства, которые называют государствами Древнего Востока.

Вавилония. Одним из наиболее значительных и крупных государств считается Вавилонское государство. Правивший этим государством царь Хаммурапи в XVIII в. до н. э. установил свод законов, которые отражали экономические воззрения того времени, тенденции в развитии общества. В то время товарно-денежные отношения развивались довольно быстро, что привело к снижению поступлений налогов в казну, а это в свою очередь вело к ослаблению государственной власти. [1, 11] Кодекс же был направлен на защиту и укрепление частной собственности. Так, например, «деление общества на рабов и рабовладельцев» представляется в кодексе «естественным и вечным» [6], а рабы считаются имуществом рабовладельца. Внешне кодекс был направлен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». [1, 12] А фактически же написанные в нем законы очень жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, контролировали экономическую деятельность общества. Так попытки покушения на частную собственность считались согласно этому кодексу преступлением и карались отдачей в рабство или даже смертной казнью. Также к смертной казни приговаривались те, кто пытался увести чужого раба.

Кодекс предусматривал различные формы государственного регулирования и жесткого контроля над экономической деятельностью населения.  Законы Хаммурапи ограничили ростовщичество. Например, денежная ссуда не должна была превышать 20%. Также была снижена тяжесть рабства за долги. Вавилоняне теперь не лишались земли за долги. Граждане могли быть уверены, что отдавая за долги в рабство свою жену, дочь или сына, по истечении трех лет члена его семьи освободят, а долг будет считаться аннулированным. Законы выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, но ставили их при этом на службу рабовладельцам.

Древний Китай. C VIII по VII вв. до н.э. в Древнем Китае распространяются железные орудия, что приводит к ускоренному развитию земледелия и различных ремесел. Развиваются товарно-денежные отношения. Разрушается община, возрастает имущественное неравенство, а частные рабовладельческие хозяйства вытесняют наследственную аристократию. Происходит становление рабовладельческого строя. В этот период главной фигурой древнекитайской экономической мысли был философ Конфуций (Кун Фу-Цзы). Он создал учение о естественном праве, в котором защищал рабовладельческий строй, полагая, что бог является всего лишь первопричиной мира, он не вмешивается в общественную жизнь, а только определяет общественный порядок и судьбу человека. [3, 11] Конфуций делил общество на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» (низшее сословие). Уделом низшего сословия был физический труд. Причем он призывал рабовладельцев не принуждать рабов, а воспитывать «доверие к эксплуататорам».

Защищая рабовладельческий  строй, Конфуций пытался доказать, что  он не противоречит прошлому строю  и поэтому стоял на стороне потомственной аристократии. Он отстаивал интересы служилого, низшего класса рабовладельцев, который находился между народом и аристократией, т.к. боялся усиления непотомственных, богатых рабовладельцев. Вследствие этого его воззрения носили противоречивый характер, т.к. он добивался социального равновесия, пытаясь сохранить рабство. Сохранение старых патриархально-общинных отношений совмещались у Конфуция с разработкой правил, которые регулировали взаимоотношения рабов и рабовладельцев.

Конфуций делил собственность на коллективную, («великая общность») и рабовладельческую (частное владение). Оправдывая сословное деление общества как установленное богом, свое предпочтение он отдает частной собственности. Конфуций считал, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа. Он призывал народ больше работать и меньше потреблять. В конечном итоге Конфуций проявлял заботу о том, чтобы богатство рабовладельцев увеличивалось за счет народа.

Другой философ, Мэн-цзы, продолжил развитие конфуцианства в своих трудах. Он также связывал социальное неравенство с «небесной волей», оправдывая тем самым противоположность между умственным и физическим трудом. [6] Однако он выступал против ужесточения рабовладельческого гнета и боролся за восстановление общинного земледелия.

Против конфуцианства  выступил Мо-цзы и его сторонники, моисты. Они отрицали деление общества на классы, привилегии знати и были за природное равенство людей. По их мнению, все люди, не смотря на происхождение, должны были участвовать в физическом труде. Для удовлетворения потребностей всего населения необходимо было развивать производство. Моисты выступали за идею «всеобщей взаимной любви»[6].

Еще одним из знаменательных памятников истории  считается коллективный трактат  «Гуань-цзы» (VI – III в. до н.э.). В данном трактате труд провозглашается источником могущества государства, а богатством признаются все материальные блага. Золото играет роль денег с одной стороны, а с другой стороны оно провозглашается товаром, служащим «мерой, в которой исчисляются ресурсы государства» [6]. Народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Авторы трактата хотели видеть «государство богатым, а народ довольным» [3, 12]. Они предлагали ограничить трудовую повинность крестьян и оградить их от спекулянтов и ростовщиков. В «Гуань-цзы» говорится о необходимости стабильного развития экономики: цены на хлеб должны регулироваться и создаваться государственные запасы хлеба, для земледельцев должны быть открыты дешевые кредиты. Государство же должно проявлять заботу о благосостоянии народа и устранять причины, мешающие его благополучию. Только тогда, по их мнению, в селениях будет царить классовый мир.

Индия. В I тысячелетии до н.э. в Древней Индии началось разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладельческого. Эти события нашли свое отражение в ведах (собрание молитв, заклинаний и гимнов), содержащих в себе экономические идеи развития общества.

Большой материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия содержится в «Законах Ману», которые составлялись на протяжении нескольких столетий. «Законы Ману» - это свод предписаний, которые были посланы людям «божественным законодателем» и выражали устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев [6]. Эти законы устанавливали формы превращения свободного человека в раба и закрепляли его бесправное положение в обществе. Большая роль в них отводилась государству. На государство возлагалось обеспечение доходов, регулирование хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения.

Важнейшим памятником Индии  является «Артхашастра», трактат, составленный советником царя Чандрагупты I Каутильей. Целью данного трактата было укрепление рабовладельческого государства. «Артхашастра» оправдывает неравенство и узаконивает рабовладение и деление общества на касты. Рабство рассматривается как удел низшего класса. Причем основу населения составляли арии, делившиеся на 4 касты. Автор трактата считал, что для ариев не должно быть рабства. Если вдруг арии становились рабами, то предусматривались меры к их освобождению. Также прописывались законы, которые ограничивали развитие рабства. Так, напр., раб мог иметь собственное имущество, имел право на наследство, мог выкупить себя из рабства.

В «Артхашастре» уделяется  внимание вопросу «стоимости вещей». Величина стоимости определяется количеством  дней работы, а вознаграждение дается в соответствии с результатами труда [3, 12]. Прибыль Каутилья включает в цену товара в качестве «прочих издержек».

В своем труде Каутилья излагает принципы, которые, по его  мнению, помогут изжить классовую  борьбу: он призывает царя развивать  производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать баланс государственного бюджета, т. е. увеличивать доход и снижать расходы [3, 13]. Также здесь описывается экономическая политика администрации царя, налоговая система, основные источники доходов и т.д. Трактат показывает подробно, как индийское общество трактовало социально-экономические отношения при рабовладельческом строе.

 

2 Экономические учения античных государств

 

Государства на юге Европы сформировались позже, в  отличие от стран Востока, в конце II тысячелетия до н. э., несмотря на то, что территории Древней Греции и Древнего Рима были заселены еще в эпоху палеолита. В этот период повсеместно внедрялось железо, стал использоваться гончарный круг, развивалось мореплавание, возникли первые города.

2.1 Экономическая мысль Древней Греции

Период с XII по VIII в. до н. э. был переходным периодом от первобытнообщинного строя к классовому обществу. В связи с постоянными военными столкновениями того времени все большую роль в жизни племени играла военная верхушка с вождем во главе. С VIII по III в. до н. э. Древняя Греция еще не представляла собой единого государства, а состояла из множества небольших городов-государств. Этот период  считается классическим рабовладельческим периодом в истории Древней Греции. В основе таких небольших государств лежала античная форма собственности, которая соединяла в себе государственную и частную собственность. Основным экономическим принципом была идея самообеспеченности.

В условиях таких  городов-государств прибавочный продукт можно было получить только заставив трудиться захваченных на войне рабов. Система хозяйства Древней Греции основывалась на военной организации, которая обеспечивала хозяйство рабами. «В то время в Греции было два варианта экономического и политического строя – афинский и спартанский. К афинскому строю принадлежали торгово-ремесленные государства с развитыми товарно-денежными отношениями, использованием рабского труда в производстве, демократическим устройством. Спартанский строй – это государства с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли, ремесла и товарно-денежных отношений, с большим числом зависимых работников» [5, 13].

Большую роль в  истории экономических учений Древней  Греции сыграли произведения таких  великих мыслителей как Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт (430 – 354 гг. до н. э.) был сторонником аристократической Спарты и противником афинской демократии. Свои экономические взгляды он изложил в трактате «Домострой». В своем произведении Ксенофонт рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. Он первый обратил внимание на значение разделения труда, рассматривая его как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он указывал на связь между разделением труда и рынком. По мнению Ксенофонта, от объема рынка зависело расчленение профессий. [6] Вместе с тем он учил рабовладельцев, что для обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов.

В своем трактате Ксенофонт давал советы рабовладельцам по ведению хозяйственной деятельности. Рабовладельцы должны были только руководить хозяйством, эксплуатируя при этом рабов, но ни в коем случае на заниматься физическим трудом. Ксенофонт утверждал, что физический труд – это занятие, пригодное только для рабов. То же самое относилось и к ремеслам. 

Информация о работе История экономических учений