Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:23, реферат
Форма классического рабства, известное также под названием античного, зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. Становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производительных сил. Этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества. Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. [3, 10]
Общей чертой экономической мысли древнего мира является защита натурального рабовладельческого хозяйства, осуждение торгово-ростовщических операций, которые якобы нарушают эквивалентный обмен товаров по их стоимости. Таких взглядов придерживались мыслители и некоторые правители рабовладельческих государств, как в древневосточных, так и в античных странах.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 4
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ 9
2.1 Экономическая мысль Древней Греции 9
2.2 Экономическая мысль Древнего Рима. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Являясь сторонником натурального рабовладельческого хозяйства, Ксенофонт считал, что для развития этого хозяйства необходимо развитие денежного обращения. Деньги он признавал как необходимое средство обращения. Ксенофонт осуждал деньги как ростовщический капитал, но он советовал накапливать их «в качестве сокровищ» [6].
Платон (427-347 гг. до н.э.). В IV до н. э., после Пелопонесской войны, Греция переживала кризис, что резко обострило классовую борьбу. Для того, чтобы упрочить положение аристократии Платон написал книгу «Политика или государство». В ней он описал новое идеальное государство, в котором сохранялось деление общества на классы, на богатых и бедных, что было предусмотрено самой природой. Он делил людей на свободных и рабов. Свободными были только греки, а рабами становились варвары. Рабы являлись главной производительной силой и служили для обогащения рабовладельцев.
Свободные же люди делились на 3 сословия: 1) на философов, управляющих государством; 2) на воинов; 3) на земледельцев, ремесленников и купцов. Философы и воины не должны были обладать собственностью, а их материальным обеспечением должно было заниматься государство. Также рабы и мелкие производители должны были удовлетворять потребности первых двух сословий. Таким образом, Платон увековечивал рабство.
Также как и Ксенофонт Платон считал основной отраслью экономики земледелие. К ремеслам он относился отрицательно. Платон также был на стороне натурального рабовладельческого хозяйства. Деньги он рассматривал только как средство обращения и был противником ссудных операций.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) был самым крупным мыслителем Древней Греции, внесшим большой вклад в развитие экономики своей страны. Он выступал против аристократического строя и был сторонником рабовладельческой демократии. Деление общества на рабов и рабовладельцев он считал естественным явлением и объяснял это природными свойствами людей. Свободными могли быть только греки, а иностранцы могли быть только рабами. Свободных он делили на 5 классов: 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные рабочие, 5) военные. Рабы же приравнивались к имуществу и должны были заниматься физическим трудом.
Аристотель
также был сторонником
Изучив природу денег, Аристотель пришел к выводу, что «деньги возникли как результат соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». И тут его позиция раздваивается. Если деньги отнести к экономике, то это знак стоимости, который обусловлен законом, а если к хрематистике, то они выступают как представители неистинного богатства. Именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А это значит, что из товарного производства вырастают капиталистические отношения» [2, 11].
Свое дальнейшее развитие и завершение экономическая мысль Древнего мира получила в Древнем Риме. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором возникли новые формы организации и ведения рабовладельческих хозяйств (латифундий). Эксплуатация рабов приобрела более жесткие формы. На первое место вышли проблемы более рациональной организации и методов ведения крупного рабовладельческого хозяйства, а также проблема оправдания рабства.
Представителем этого направления был Катон Старший (234 – 149 гг. до н. э.). Являясь крупным землевладельцем, Катон изложил свои взгляды на ведение крупного земледельческого хозяйства в своем труде «Земледелие». Он разработал критерии выбора земли для организации хозяйства, давал рекомендации по определению структуры угодий. В своем сочинении Катон призывал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон ошибочно сводил к издержкам производства и рассматривал ее как избыток над стоимостью [3, 15]. Несмотря на то, что Катон был противником применения наемного труда, он все же допускал на некоторых работах использование свободных рабочих. «Он считал, что стоимость составляют «расходы на материалы и плату мастеру и подручным». Поэтому, чтобы получить большую прибыль он рекомендовал «спокойно выжидать высоких цен». [3, 15]
Много рекомендаций Катон давал и по организации подневольного труда. Он требовал предельно загружать рабов и строго регламентировать их рабочий день. Чтобы в среде рабов не было согласия, он рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять их тяжелым трудом и ставить в худшее положение, чем рабочий скот. Например, в праздничные дни быки отдыхали, а рабы обязаны были работать. Заболевших быков лечили, а заболевшего раба Катон советовал продать как «старую телегу».
Во II – I вв. до н. э. в Древнем Риме начал развиваться экономический и политический кризис. В этой связи возникло аграрное движение, которое возглавляли братья Гай и Тиберий Гракхи, выдвинувшие проект аграрной реформы. Они требовали ограничения крупного землевладения и упрочения положения разорявшихся крестьян. Но борясь против рабовладельцев, братья Гракхи погибли.
Укрепить латифундийские хозяйства стремился римский ученый Варрон (116 – 27 гг. до н. э.). Он беспокоился о судьбах рабовладельческих хозяйств, видя проблему в том, что рабовладельцы живут в городах, а латифундиями руководят управляющие. Варрон стремится укрепить экономику, не только развивая земледелие, но и применяя агрономическую науку, развивая скотоводство. При этом он рекомендовал максимально эксплуатировать рабов и относил их к говорящим орудиям. Другие виды орудий относились по его квалификации к немым (инвентарь) и издающим нечленораздельные звуки (рабочий скот).
Усиливающийся кризис рабовладельческих латифундий принес с собой критику жестокого обращения с рабами. Первым за реорганизацию рабского труда выступил писатель и агроном Колумелла. Он считал, что рабский труд имеет очень низкую производительность, т.к. рабы плохо относятся к своей работе, приносят большой вред полям, обманывают землевладельцев. Для того чтобы принудить их к работе он советовал вступать с ними в беседу, обсуждать с ними новые работы, иногда даже шутить с ними. Однако сельское хозяйство приходило в упадок, а кризис экономики рабовладельческого общества продолжал углубляться. Выход из кризиса Колумелла видел в отказе от рабского труда и в использовании труда свободных производителей.
После установления императорской власти в 30-е годы экономический кризис в Риме усилился. Усиление эксплуатации рабов привело к знаменитому восстанию под руководством Спартака (74 – 71 гг. до н. э.). А в середине I в. н. э. возникает новая религиозная идеология – христианство, которое обещало уничтожить бедность путем распределения средств потребления.
Итак, рассмотрев экономические взгляды авторов древнего мира, мы видим, что экономические учения Древнего Востока и античных государств имели как схожие черты, так и некоторые отличия. Для восточного рабства было характерно масштабное участие государства в хозяйственной жизни населения: контроль над ирригационной системой, регламентация ростовщичества, торговых сделок, долговой кабалы и прочих правовых мер. В то время как экономическая деятельность античных государств ориентировалась уже на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. Рабы в восточных государствах не составляли основную производительную силу; сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном свободные люди. Тогда как в Древней Греции и Древнем Риме рабы составляли главную производительную силу общества.
Общей же отличительной особенностью экономической мысли древнего мира было господство натурально-хозяйственных отношений и «экстенсивный характер воспроизводства». Как страны древнего Востока, так и античные государства стремились увековечить рабство и оправдывали социальное неравенство, старались урегулировать взаимоотношения между рабами и рабовладельцами. Необходимо также отметить, что во всех странах доминировала идеология рабовладельцев. Все законы были направлены на защиту и укрепление частной собственности.
Таким образом, изучив экономические учения Древнего мира, мы можем сделать вывод, что в то время объективно экономическая наука еще не могла сформироваться и поэтому в качестве выразителей экономической мысли выступали философы, правители государств. Их мировоззрения объединяло неприятие рыночных отношений, осуждение крупных торгово-ростовщических операций, которые якобы нарушают эквивалентный обмен товаров по их стоимости, а также всеобщее стремление сохранить рабство.
1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
2. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2001.-285 с.
3. Рындина М.
Н., Василевский Е. Г., Голосов В.
В. История экономический
4. Фролова Т.
А. История экономических
5. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»)
6. Титова
Н. История экономических учений. Курс
лекций // http://www.gumer.info/