Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:41, реферат
К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики.
Противники введения частной собственности на землю, как правило,
выдвигают два главных довода. Первый - что произойдет активная скупка
российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их
использованию в отдельных секторах экономики. Второй - что свободный рынок
земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее
использования. Оба довода не выдерживают серьезной критики.
В большинстве
стран мира с рыночной
земли при активном развитии двух основных форм пользования ею - на основе
частной собственности и в виде аренды.
Указом Президента разрешена продажа земли. Но отсутствует механизм
регулирования этого процесса, и регионам приходится действовать на свой
страх и риск.
Одним из
важнейших направлений
развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и
услугами, созданию новых рабочих мест являлась программа мер по развитию
малого бизнеса.
Учитывая значительную роль, которую играет малое предпринимательство
в экономике стран с наиболее развитыми рыночными отношениями,
реформаторское руководство России с самого начала сделало на него большую
ставку. Были созданы относительно благоприятные условия для роста малого
бизнеса. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности появился
еще в конце 1990г. Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа малых
предприятий, и уже в 1995г в стране действовало 896.9 тыс. таких
предприятий.
По оценке Госкомстата России, в первой половине 1997г именно за счет
увеличения выпуска продукции на малых и средних предприятиях в
промышленности страны достигнут рост производства на 0.8%.
В июне 1995г был подписан Федеральный закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, а в конце
1995г был принят Федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
Однако большинство принятых мер не реализуется на практике. До
настоящего времени не финансируется Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства; более того, в правительственной
структуре готовятся решения, существенно ухудшающие положение субъектов
малого предпринимательства. Так, проект Налогового кодекса практически
полностью исключает предоставленные малому бизнесу указами Президента
Российской Федерации, другими постановлениями Правительства налоговые
льготы.
В результате практической реализации этой политики в 1996г началось
сокращение количество средних и малых предприятий, и бюджет уже не будет
наполняться по причине отсутствия основной налогооблагаемой базы. Более
того, чтобы минимизировать налогообложение, многие представители малого
бизнеса будут прибегать к мерам ухода от налогообложения, способствуя тем
самым формированию криминогенной обстановки.
Одной из основных причин сокращения количества малых и средних
предприятий являлось непосильное налоговое бремя - налоги с выручки,
взыскиваемые независимо от реальных финансовых результатов, лишающие
производителя не только прибыли, но и оборотных средств; двойное и даже
тройное налогообложение доходов; авансовые платежи с еще не полученной
прибыли.
Налоговая система создавалась в 1991г фактически с чистого листа,
учитывая реальность того времени. Основная функция была - формирование
бюджета. Расчет создателей налоговой системы делался на быстрейший подъем
торгового капитала и скорый расцвет инвестиций от торговли в нужные, только
перспективные отрасли промышленности. Торговля действительно процветала. Но
инвестиционной активности не наблюдалось. Любой мало-мальски приличный
бизнесмен занимался уходом от уплаты налогов. Налоги превратились во
всепоглощающего монстра - 150 налогов, “съедающих” 60% от дохода - это не
столько реальность, сколько приговор для государства. Крах бюджетов
последних лет сделал неизбежным смену налоговой системы.
И в 1997г Правительством был представлен на утверждение
Государственной Думе проект Налогового кодекса. Разработчики проекта
Налогового кодекса
налоговая реформа, которая позволит обеспечить экономический подъем. Их
оппоненты утверждали, что это не реформа, а шлифовка существующей налоговой
системы, ее логическое продолжение и закрепление существующего беспорядка
еще на несколько лет.
Проект Налогового кодекса подвергался всесторонней критике на
специальных парламентских слушаниях. Принятые слушаниями рекомендации
говорили о необходимости переработки проекта по такому количеству
принципиальных позиций, что это, по существу, равнозначно подготовке
совершенно нового документа. Тем не менее, Дума в первом чтении приняла
новый Налоговый кодекс.
Проводимые экономические реформы устранили уравнительное
распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам
самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Был преодолен
всеобщий дефицит потребительского рынка, развиваются рынки жилья,
медицинских и образовательных услуг. Более разнообразным стал выбор видов
трудовой деятельности.
Вместе с тем появились и новые проблемы. Резко усилилась
дифференциация граждан по уровню доходов. Расширилась “зона бедности”,
возросла зависимость слабо защищенной части населения (многодетных семей,
пенсионеров, инвалидов) от социальной помощи, предоставляемой государством.
Перестройка предприятий повлекла высвобождение рабочей силы, что
повлекло за собой социальную напряженность. Необходимо было создать систему
социальной защиты, при помощи которой граждане смогли бы преодолеть
трудности переходного периода. Был разработан ряд программ: регулирования
занятости населения, прежде всего молодежи; подготовки и переподготовки
работников реорганизуемых предприятий. Наиболее приоритетным направлением
явилась разработка механизма выплаты пособий по безработице, увязываемых с
прожиточным минимумом.
В рамках подготовки и на начальном этапе пенсионной реформы
Правительством выделены следующие приоритетные направления:
Применение нового подхода при повышении минимального размера пенсии и
индексации других пенсий.
Индексация пенсий на основе индивидуальных коэффициентов.
Периодическая индексация пенсий, чередуемая с выплатой компенсационных
надбавок.
Улучшение жизненного уровня участников Великой Отечественной войны.
Пенсионная реформа предполагала изменение форм пенсионного
обеспечения, более тесную увязку уровня пенсионного обеспечения различных
категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы.
Пенсионный фонд приступил к созданию системы персонифицированного учета
страховых взносов, которая
стала служить основой
системы страны. С 1 января 1997г вступил в силу Федеральный закон «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования». Он устанавливает правовую основу и принципы
организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской
Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых
пенсий).
Проводимая
Правительством России
связана с решением жилищной проблемы.
Жилищная реформа предполагала переход на новую систему оплаты
содержания государственного и муниципального жилищных фондов, дальнейшее
развитие приватизации в жилищной сфере, внедрение внебюджетных форм
инвестирования жилищного строительства; предоставление гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, компенсаций (субсидий) на
строительство; использование жилищных облигаций для привлечения средств
населения в эту сферу.
Своеобразной чертой под эпохой экономических преобразований стала
объявленная Правительством и Центральным Банком Российской Федерации
деноминация рубля в 1998г, которая была призвана стать одним из элементов
стабилизации экономики. Реформа, начало которой пришлось на первый день
1998г, не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни
ограничений, ни собственно обмена наличных “старых” денег, оказавшихся в
домашнем кошельке или в кассе предприятия. Они по-прежнему должны были
выполнять свою функцию и участвовать в обороте.
Нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен
изменяются в масштабе 1000:1. Одним рублем становится тысяча рублей,
обозначенная на “старой” купюре, одной копейкой станет монета в десять
рублей.
Правительство и Центральный Банк России, проводя деноминацию, ожидали
от нее следующих результатов:
8. Укрепления у населения уверенности в безинфляционном развитии экономики.
В тот момент это было особенно актуально в связи с реализацией мер по
погашению задолженности по пенсиям и заработной плате.
9. Увеличение контролируемости
денежных потоков в
одновременном переходе экономики на новую систему бухгалтерского учета.
10. Наряду с комплексом мер по предотвращению перетока рублей в доллары,
повышения устойчивости, ликвидности и полной конвертируемости новой
национальной валюты.
Большинство же экспертов, представлявших позиции государственных
ведомств, отзывались о деноминации как о чисто “технической процедуре”,
заключающейся просто в отбрасывании трех нулей.
Но таковой она является для страны, в которой обеспечена долговременная
макроэкономическая
в нашей стране, где снижение темпов инфляции, по мнению других экспертов,
достигнуто за счет нарастания кризиса неплатежей - около 60 трлн. рублей (в
старом масштабе цен) работодатели и государство должны своим работникам и
пенсионерам. Если этот кризис будет нарастать, существует угроза срыва.
В очередном
годовом докладе Торгово-
Федерации, подводя итоги своей деятельности за 1997г, отмечала следующие
позитивные результаты в макроэкономической ситуации страны:
Инфляция подавлена до пределов, не ставящих непреодолимых барьеров на
пути эффективных инвестиций. Повысилась устойчивость курса рубля. Его
динамика подвластна экономическому регулированию и стала предсказуемой.
Астрономически высокую доходность ценных государственных бумаг, характерную
для середины 1996г, удалось снизить до относительно приемлемого уровня, и
банки все острее оказываются перед необходимостью вкладывать средства в
акции предприятий и в инвестиционные проекты. 1997 год - первый год, когда
не наблюдалось снижения валового общественного продукта. При некотором
уменьшении численности занятых в народном хозяйстве это означает появление
новых признаков роста производительности труда. Реальные доходы населения
увеличились. Расширилась продажа товаров населению и предоставление платных
услуг. Удалось достичь определенной стабильности выплаты пенсий и частично
решить проблему расплаты с долгами по денежному довольствию Министерству
обороны РФ и Министерству внутренних дел РФ.
Однако в целом результаты, достигнутые в области макроэкономической
политики и производства, еще весьма слабы и незначительны, чтобы бизнес и
население могли их в достаточной мере ощутить. Рост промышленного
производства трудно пока считать устойчивым и надежным. Продолжается спад,
хоть и меньшими темпами, инвестиций в основной капитал. Бизнес по-прежнему
угнетается высокими налогами. Обостряется проблема неплатежей и финансовый
кризис предприятий, парализующий их возможности налаживать и развивать
производство. Сохраняется и усиливается социальная напряженность, связанная
с невыплатами заработной платы и трансфертов населению. Производственные
фонды предприятий изнашиваются, теряют дееспособность.
Недостаточные сдвиги в производстве связаны не просто с тем, что
хозяйству необходим определенный “инкубационный период”, чтобы