История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:16, реферат

Описание работы

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

Файлы: 1 файл

История предпринимательства в России.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием глобализации, происходящей в мире, сдвигов, порождаемых  НТР, растет социализация западного  общества. Часть стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется посредством  различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий населения.

Эта тенденция  четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже  недостаточно иметь только четко  выработанную финансовую , инвестиционную и технологическую политику. В  современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для предприятия.

В условиях НТР  открываются большие возможности  для новых деловых начинаний и одновременно обостряется конкурентная борьба, глубоко трансформируется культурная Среда в связи с повышением уровня образования и подготовки кадров, появлением новых профессий, качественной эволюцией ценностей в современном обществе.

Для нас весьма важно ознакомится с основными изменениями, которые происходят в западном предпринимательском движении под влиянием выше перечисленных факторов. Рассмотрим эти изменения.

1. Главным из  многих изменений является своеобразный  бум предпринимательства, который  продолжается уже в течение ряда десятилетий. Нынешняя волна предпринимательства, охватившая в первую очередь США, распространилась на Западную Европу, Японию и на другие новые индустриальные страны". Это свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные факторы развития экономики цивилизованного общества в целом.

В качестве примера  могут служить такие страны, как  США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые  другие.

В США из 18 млн. зарегистрированных предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) более 13 млн. возникли в последние десятилетия. В течение последнего десятилетия в США ежегодно возникало по 600 тыс. новых фирм, из которых примерно 2/3 реально начинали осуществлять дельные операции.

Во Франции  в 1952 году количество предприятий, действующих  в промышленности, строительстве  и общественных работах, составляло 554,4 тыс., а через 20 лет оно возросло до 1461,1 тыс. Особенно высокие темпы  создания новых предприятий имели  место в 80-е годы.

 

Примерно такую  же динамику можно было наблюдать  в последние годы и в Италии, Англии, ФРГ и в других странах. Важным показателем роста предпринимательского движения является увеличение количества миллионеров. Например, в США в 90-е  годы насчитывалось более 2 млн. миллионеров.

2. 70-90-е годы  стали периодом быстрого роста  и усиления мощи крупных промышленных  объединений, имеющих дочерние  предприятия за рубежом. По  данным ООН транснациональных  корпораций (ТНК) в 90-е годы  насчитывалось более 13 тыс. Сегодня они играют решающую роль во многих сферах промышленного производства. На долю предприятий ТНК в начале 90-х годов приходились около половины стоимости ВНП Запада. Они осуществляют примерно 50% товарного экспорта и 90% экспорта капиталов западных стран.

В 80-е годы ТНК  продолжали расширять область деятельности, охватывая все новые отрасли  мировой экономики - банковские и  страховые операции, другие секторы  кредитной системы, туризм, сферу  услуг.

Крупные ТНК  появились не только на Западе и  Японии, но и в таких странах, как Канада, Австралия, в Республике Корея и в других " новых индустриальных странах". Все эти страны усиленно создают сеть своих филиалов по всему миру (в том числе и в России).

3. В начале 80-х  годов получает развитие новая  организационная структура, основу которой составляют промышленные концерны и банки. Увеличивается объем капиталов, контролируемых ведущими промышленно-финансовыми группами - этим "руководящим ядром" сегодняшней экономики Запада.

4. Мелкие и  средние предприятия, которые в прошлом часто в угоду идеологизированной схеме о господстве монополий - объявлялись ликвидированными, в жизни показали живучесть и устойчивость. Вместо предсказанного исчезновения малого бизнеса в результате интеграционных процессов и роста ТНК на Западе наблюдается как уже было сказано, гигантский предпринимательский бум. А ведь его основа- своеобразный ренессанс мелкого и среднего предпринимательства.

Большинство мелких и средних предприятий во всех странах Запада являются единоличными владениями. Они принадлежат отдельным индивидуальным предпринимателям или их семьям.

В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий 99% относится к  категории малого бизнеса. К нему, по американской статистике, принадлежат  фирмы с количеством занятых  до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с числом работающих до 20 человек.

Надо подчеркнуть, что критерии мелких и средних  предприятий, используемые в различных  странах, отличаются друг от друга. В  Англии, например, мелкими считаются  предприятия, имеющие менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых.

Важнейшим показателем  значения мелкого и среднего семейного  предпринимательства является его  роль в народном хозяйстве. Так, на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует 2,1 млн. мелких и средних фирм, на них  производится 2/3 ВВП, в них работают 2/3 всех занятых в хозяйстве страны. Во Франции, по официальным данным на 1 января 1987г., на мелких и средних предприятиях работали 52,4% всех защитных в промышленности, 81,4 занятых в строительстве и сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле, 28,6 % - на транспорте , 13,7 % - в сфере финансовых услуг. Всего на мелких и средних французских предприятиях работало почти 11,5 млн. человек. Их доля в инвестициях составляла 48 %, в торговом обороте -60,2%, в экспорте - 49,6%

Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на рост гигантов транснационального бизнеса, сохраняется столь большое значение мелкого и среднего предпринимательства?

Причем "секретов", разумеется несколько. Специалисты  считают, что наиболее важное значение имеет "созидательная концепция", лежащая в основе семейного дела и вообще мелкого бизнеса. Мелкие предприятия становятся "долгожителями", но мнению специалистов, в том случае, если они обеспечивают высокое качество своей продукции.

Другой "Секрет" состоит в "уважении к людям", идет ли речь о персонале самого предприятия или о потребителях его продукции. Залог успеха, считают предприниматели, - в постоянном "диалоге" с людьми, в изучении потребностей, в стремлении максимально удовлетворить их.

Большое значение имеет широкое развитие специализации. Именно благодаря специализации мелкий бизнес находит на рынке свою "нишу".

Необходимо  подчеркнуть, что мелкий бизнес во всех странах в значительной мере ослабляет  остроту проблемы безработицы. И  в этом состоит важный элемент  опыта Запада, который необходимо использовать.

Например, только в США за последние 10 лет (80-е начала 90-х годов) фирмы с численностью персонала менее 20 человек создали 60% новых рабочих мест, главным  образом в сфере услуг; за этот период малые фирмы предоставили работу 25 млн. человек, в то время как крупные корпорации сократили число занятых почти на 3 млн. человек.

Непременным условием специализации является техническая  модернизация мелких предприятий.

Мелкий бизнес выступает в роли пионера в  разработке новой технологии - "технологии информации"

Опыт Запада свидетельствует, что мелкий бизнес оказался весьма эффективной формой управления экономикой, а также проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции  на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личной инициативы и разумного риска - таков, по заключению специалистов, далеко не полный перечень слагаемых успеха малых фирм.

Можно сказать, что мелкий предприниматель является своего рода символом всего предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется огромное внимание. Созданы и функционируют сотни школ и специальных центров подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная литература.

Рассмотрим  правовую структуру и конкретные виды предприятий в западных странах.

Предпринимательское право Запада различает прежде всего  две фундаментальные группы предприятий - единоличные и партнерские. Каждая из них имеет различные конкретные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде так называемых "простых обществ". По сути дела , это уже переходные формы к типу партнерских предприятий. Партнерские предприятия подразделяются обычно на две основные подгруппы: объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (компании), В отдельную группу обычно выделяют кооперативные предприятия, которые в ряде Западных стран получили широкое распространение.

Итак, с точки  зрения правовой структуры предприятий  на Западе различают: единоличные ("простые  общества"), партнерские (товарищества и компании) и кооперативные.

Теперь о  конкретных видах предприятий. Первичной  фирмой любого хозяйствования на Западе считаются единоличные предприятия. На их долю приходится большинство  действующих предприятий. Например, в начале 90-х годов в США из примерно 18 млн. зарегистрированных предприятий ( без сельскохозяйственных) 10 млн. были единоличными владениями и 4,5 млн. - партнерскими фирмами и корпорациями, использующими наемный труд.

Чистый тип  товариществ (объединений лиц) имеет разнообразные правовые формы. В современной Западной Европе (как и в дореволюционной России) широко распространены открытие торговли или полные товарищества и коммандитные товарищества.

Члены открытых торговых и полных товариществ несут  солидарную, неограниченную, личную ответственность, т.е. они отвечают всей своей личной собственностью за долги товарищества. Даже если лица вступают в уже существующее общество, они обязательно несут ответственность наряду со старыми членами общества за все задолженности, в том числе и возникшие прежде, еще до их вступления в общество. Если какой-либо член общества выходит из него, то он неограниченно ответствен за все задолженности, возникшие до его выхода из общества, на протяжении последующих пяти лет. Такова практика, существующая в ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Иной принцип  ответственности в коммандитных товариществах. В них принцип  ответственности раздела между  двумя группами членов. Часть из них, как и в открытом торговом товариществе, несет ответственность за долги общества всем своим состоянием. А другая часть отвечает лишь в пределах своего вклада (как правило, речь идет о вкладе в уставной капитал).

В XX веке некоторые  коммандитные товарищества стали превращаться в акционерные компании. Это было связано с общим рядом новых форм организации предпринимательской деятельности.

Среди таких  новых форм для стран Западной Европы в XX веке, и особенно в последние  десятилетия, наиболее характерны две  формы: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Выше отмечалось, что предпринимательское право  во всех западных странах в отдельную  группу выделяет кооперативные предприятия. При этом под кооперативом обычно понимается общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение  дохода, а на оказание помощи и содействия членам общества.

На практике многие западные кооперативы сегодня  превратились в крупные высокодоходные предприятия, играющие важную роль в  ряде сфер народного хозяйства.

Рассмотренное разнообразие правовых и организационных форм предприятий свидетельствует о плюрализме западного предпринимательства. В то же время такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.

Рассмотрены, реально  существуют три формы собственности: частичная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и государственная. Главной, ведущей формой выступает частная собственность. Об этом свидетельствует та большая роль, которую играет единоличные предприятия - это, можно сказать, классическая форма частной собственности. К сфере частной собственности должны быть отнесены также многие объединения лиц и некоторые компании, в частности общества с ограниченной ответственностью.

Что касается акционерных  компаний, то значительные их количества следует отнести к сфере коллективной, групповой собственности. К ней относятся и большинство кооперативов, а также ряд предприятий, принадлежащих муниципалитетам.

Государственная собственность издавна играла важную роль в значительной жизни Запада. Правда, в этой области в последнее  время происходят немалые изменения, связанные с осуществлением приватизации западной экономики - снижается доля государственного сектора.

В то же время  значение государства как средства, создающего благоприятные условия  для бизнеса, не только не уменьшилось, но даже возрастает. Государство на Западе выступает в роли инвестора, организатора научных исследований, координатора всей экономической активности.

В заключении остановимся  на характеристике некоторых особенностей западного предпринимателя, учет которых  имеет большое значение при оформлении нового российского предпринимательства.

В условиях обостряющейся  конкуренции возрастающее значение для предпринимателей как организаторов  и руководителей производства приобретает  управление "человеческими реформами". Предпринимателями Запада разрабатывается " новая глобальная стратегия", цель которой - повысить материальную и моральную заинтересованность работника, привлечь его в более активному участию в управлении производством, повысить содержательность труда и степень удовлетворенности его итогами. В этой области всемирную известность получил опыт Японских предпринимателей.

Информация о работе История предпринимательства в России