История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:16, реферат

Описание работы

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

Файлы: 1 файл

История предпринимательства в России.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Центральное место  в деятельности многих японских компаний в последние годы принадлежит  специфической форме организации  труда персонала, получившей название "кружки контроля качества". Первые такие кружки были созданы в конце 1962г. на предприятиях крупных машиностроительных компаний. Кружок- это группа занятий, обычно по 8-10 человек, функционирующая непосредственно на рабочем месте. Основными задачами кружка являются поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение всех его членов. При создании кружка обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности.

Работа в  кружках, работа совместно со специалистами  и управляющими принимают участие в решении производственных проблем, осуществляя на практике менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного в современной Японии лозунга: "каждый занятый - управляющий".

Можно с уверенностью утверждать, что быстрое усиление позиций Японии на мировом ранке за последние два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработка и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции. Усилилась моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах своей деятельности.

Политика управления предпринимателей " человеческими ресурсами" приобрела весьма своеобразные формы в Финляндии. Патронат страны выдвинул лозунг " антропоцентрической рыночной экономики", т.е. рыночного хозяйства, в центре которого стоит человек. Представители финского патроната считают главным сегодня добиться " освоения человеческого фактора", так как предпринимательская деятельность в современных условиях базируется в значительно большей степени на капитале, содержащемся в человеческом мозге, чем на традиционном капитале. Поэтому трудящимся рекомендуется максимально участвовать в деятельности форм, выдвигать новые идеи, а руководству фирм - организовать стимулирование с вознаграждением, поддерживать духовный рост и отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".

Другим популярным направлением сегодняшней предпринимательской  деятельности Запада является маркетинг.

Одна из аксиом подлинного предпринимательского хозяйствования на Западе - "интересы клиента превыше  всего". Ориентация на потребителя, однако, не возникает сама по себе даже в условиях рынка. Она становится реально действующим принципом только на базе продуманной деловой стратегии, соответствующих организационно-управленческих концепций и методов. Их совокупность и есть маркетинг, который сегодня является одной из ключевых проблем западного предпринимательства. Удовлетворение ожиданий потребителей есть путь к успеху. В противном случае предприятие неминуемо потерпит крах.

В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.

Бесспорно, что  в отношениях предпринимателей и  потребителей огромную роль играют чисто  экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями на Западе немалое значение имеют этические  факторы.

Основой этики  бизнеса являются честность и  порядочность в деловых общениях. Утверждению этих принципов способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан.

Ведущую роль в  разработке и осуществлении этических  норм играют сами предприятия и их объединения.

Многие формы  разрабатывают собственные этические  кодексы. Разработаны и действуют  своего рода "усковые", или отраслевые, кодексы, в соответствии с которыми, фирмы той или иной отрасли  следуют одинаковым этическим критериям.

Вместе с  тем не надо забывать и о недостатках  присущих западному бизнесу.

За последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах Запада ведется широкая  борьба против коррупции, в которой активно участвуют и предприниматели, и их организации.

Характеризуя  историю российского предпринимательства, было обращено внимание на такую его  черту, как широкое участие в  разнообразной благотворительной  деятельности, ставшей традицией  российских предпринимателей.

Эта традиция присуща  и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы  на поддержку культуры превысили 350 млн. франков.

Очень развито  меценатство и в США. В 1989 году по оценке печати объем филантропических даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает общую сумму  соответствующих расходов 1989г. во всех других странах Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.

По сведениям  английских авторов, главным направлением спонсорской деятельности предпринимателей Великобритании является спорт. На него приходится 90% всех филантропических даров.

Характеристика  опыта западного предпринимательства  будет неполной, если обойти стороной национальную специфику предпринимательства. Мы уделили внимание на характеристике некоторых особенностей предпринимательства в четырех странах - США, Франции, Нидерландов и Японии.

Наиболее четко  особенности предпринимательства  прослеживаются в США, где предпринимательство  достигло как бы " классических" параметров. Опыт США распространился  по всему миру.

Статус предпринимателя в США, представления общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность - таково в кратком изложении содержание "американской мечты", вдохновлявшей многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране весьма широкое распространение.

Существенно отличается от американской социально-психологическая  атмосфера Франции.

Французское предпринимательское сословие так же стремится к обогащению, как и американское, но оно не афиширует этой своей деятельности, не превращает ее в некий культ богатства. Ограничителем является представление о чести сословия.

Третий вид  философии бизнеса демонстрируют предприниматели Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в целом в нидерландском обществе, отвергается сам принцип любого давления - формального и неформального.

Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми участниками экономического процесса и общественной жизни. В обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение к достигнутым соглашениям. При этом отвергаются санкции, которые применяют в США по отношению к нарушителям соглашений.

Рассмотрим  еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое  отличие опыта Японии от американского  или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм  и парламентская демократия. Экономическая  стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

А что в Японии?

Действия японских предпринимателей " цементируются" не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

В Японии издавна  индивид не наделялся суверенными  правами. Главное было в осознании  индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике.

Нельзя не обратить внимание при характеристике методов  и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно  конкурирующая с американскими  автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.

В узком смысле под "тойотизацией" имеется в  виду использование бригадной организации  труда, повышающей ответственность  каждого работника и его общую  эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной точной системы  поставок всего необходимого предприятия и сбыта его продукции, что делает излишним складское хозяйство и резко уменьшает потери всего производства за счет усилий каждого его участника.

А в широком  смысле "тойотизацией" можно назвать  совокупности средств и направлений  деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей.

Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.

Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые активные и  прилежные ученики в американских школах бизнеса. Они вышли на первое место среди иностранных студентов  во всех многочисленных школах бизнеса  в США. Количество японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.

Второй пример - благотворительная деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние годы. В 1989году соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.

В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов.

Учитывая размеры  многих Японских предприятий, речь идет о немалых суммах. У "Тойоты", например 1% составил в 1991году 540 млн. долл.

Отметим, что  не только Япония, США, но даже такая  развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала рабочих и технического состава), широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.

Подводя итоги  всему сказанному об опыте западного предпринимательства, надо особо подчеркнуть качественные сдвиги в его развитии за последние десятилетия - рост значения предпринимательства в решении наиболее важных проблем своих стран. И российскому предпринимательскому движению, только еще зарождающемуся в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных сторонников предпринимательской деятельности (не впадая, разумеется, в холопское преклонение перед всем зарубежным)     

 

Список литературы.

1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.

2. Киреев А.А.  Международная экономика. -М., Международные  отношения, 1997.

3. Леонтьев В.В.  Экономические эссе. -М., Республика, 1992.

4. Международные  экономические отношения /Под  ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.

5. Мировая экономика  /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995” 

6. Основы внешнеэкономических  знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.


Информация о работе История предпринимательства в России