История развития анализа финансово – хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На данный момент существует много преград в виде кризисов, санкций и прочих действий, что в свою очередь влияет на деятельность предприятий, их существовании и выживании на внешнем так и на внутреннем рынке.
Анализ хозяйственной деятельности является неотъемлемым инструментом в регулировании деятельности организаций. При его помощи предприятия могут выявить степень эффективности используемых им резервов, уровень конкурентоспособности предприятия на рынке. При его использовании фирме обеспечена прибыль и высокая конкурентоспособность как на данный так и на последующий период времени.

Файлы: 1 файл

АФХД курсовая..docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)
  1. внутренний  анализ проводится непосредственно в организации для оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной;
  2. внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т. д.[ 6, с.12]

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

  1. сплошной анализ (выводы делаются после изучения всех без исключения объектов);
  2. выборочный (выводы делаются по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа).[6, с. 12]

В зависимости от содержания программы анализ может быть:

  1. комплексным (деятельность организации изучается всесторонне);
  2. тематическим (изучаются только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности организации).[6,с. 12]

По аспектам исследования различают:

  1. финансовый (изучение, диагностика и прогнозирование  финансового состояния организации, выявлении резервов повышения его устойчивости);
  2. операционный (оценка и прогнозирование результатов операционной деятельности организации, выявление резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства);
  3. маркетинговый (применяется службой маркетинга организации или объединения для изучения внешней среды ее функционирования: рынков сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности);
  4. инвестиционный (используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования);
  5. социально – экономический (изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности; анализ проводят экономические службы организации и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы);
  6. экономико – экологический (исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию; анализ проводят органы охраны  окружающей среды, экономические службы организации);
  7. функционально – стоимостный  (направлен на поиск более эффективных и более дешевых способов выполнения главных функций изделия или процесса (путем технических, технологических, организационных и других изменений) при одновременном исключении лишних функций);
  8. логистический и другие виды анализа.[6, с. 12]

  В последнее время в связи  с большим количеством организаций  осуществляющих товарооборот широко  применяется логистический анализ.  Одной из важных функций логистики  является  планирование, организация  и контроль  за наиболее эффективным  управлением товарными потоками, с целью сокращения издержек, ускорения оборачиваемости капитала на основе высокой степени организации процессов производства, снабжения и сбыта. Логистика изучает товарные потоки, движущиеся через организацию от поставщиков сырья к покупателям.

По методике изучения объектов различают:

  1. качественный (способ исследования, основанный на сравнении качественных характеристик и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов);
  2. количественный (базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов);
  3. фундаментальный (углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного аналитического инструментария);
  4. маржинальный (метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные);
  5. экономико-математический анализ (позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи,  выявить резервы повышения эффективности  производства за счет более полного использования  имеющихся  производственных и финансовых ресурсов);
  6. экспресс-анализ (способ диагностики состояния экономики организации на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений);
  7. ситуационный и др.[6, с. 16],[4, с.15]

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и принципы АФХД

 

Проводя АФХД, необходимо руководствоваться определенными  принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.[6,с. 18]

Принципы АФХД:

1. анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;[9]

2. анализ должен носить научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;[9]

3.  анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия;[4, с. 9]

4. одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;[9]

5. анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов;[4,с. 9]

6. анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается;[4, с. 9]

7. анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением;[9]

8. анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь;[9]

9. один из принципов анализа - его демократизм. Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;[9]

10. анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.[4, с.9]

Метод АФХД можно охарактеризовать как систему научных принципов, устойчивых правил и инструментария исследования своего предмета.[6, с. 21]

Основные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

  1. Метод сравнения ( производятся сравнения фактических показателей с плановыми, фактических показателей с нормативными, фактических показателей с показателями прошлых лет, фактических показателей с лучшими по отрасли, фактических показателей со средними и др.)

Различают следующие виды сравнительного анализа:

  1. горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);
  2. вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
  3. трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики;
  4. одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
  5. многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. [2, с. 17]
  6. Метод относительных и средних величин:
    • планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;
    • выполнения плана – отношение между фактическим и плановым
    • уровнем показателя;
    • динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;
    • структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;
    • координации – соотношение частей целого между собой;
    • интенсивности – характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;
    • эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.[2, с.17]
  7. Балансовый метод

Балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между разными отраслями социально – экономического комплекса региона. При данном способе сравниваются несколько комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.

  1. Графический метод

Графический метод  не имеет в анализе какого либо значения. Он применяется лишь для отображения графически определенных результатов.

Данные при данном способе отображаются в виде графиков. Графики представляют собой масштабное отображение показателей, данных, чисел при помощи геометрических символов, а именно линий, кругов, прямоугольников. Графики могут отображаться различными способами, в виде гистограмм, диаграмм и тд.

  1. Метод группировки

Метод группировки представляет собой разделение изучаемой совокупности объектов на однородные группы по определённым признакам. Группировки применяются для исследования зависимости сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и

разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам вворуда в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

 

 

 

 

  1. История возникновения АФХД и пути его совершенствования

 

    1.   Этапы развития АФХД  как науки

 

Становление анализа как науки обоснованно связано с возникновением бухгалтерского учета (первые свидетельства встречаются в труде Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (Италия, 1445-1616)). Достоверным фактом является создание в 1853 г. Эдинбургского института аудиторов, а в 1887 г. Ассоциации аудиторов Америки. Аудит преимущественно рассматривается как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ.[2,с.10]

Становление АФХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, свойственными возникновению любой новой отрасли знаний.

Во-первых, это удовлетворение практической потребности, возникшей в следствии развития производственных отношений, сил, расширений масштабов производства.

Во-вторых, АФХД появилось с возникновением экономической науки. АФХД сформировался путем разделения экономических наук. Раньше функции АФХД выполняли  бухгалтерский учет, балансоведение, финансы , статистика, когда данные функции стали играть большую роль в деятельности предприятия то было принято решение сформировать специальную отрасль в экономике, данная отрасль сейчас носит название АФХД.

В дальнейшем роль экономического анализа возрастала соответственно цене ошибки в хозяйственной деятельности. Началось комплексное аналитическое изучение деятельности субъектов хозяйствования. Анализ стал важным средством управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности деятельности.[8]

История становления и развития микроэкономического анализа непосредственно связана с историческим развитием общества, его производительных сил и производственных отношений.

Анализ сформировался по д воздействием внешней среды. По словам  Абалкина Л.И.: основной особенностью анализа хозяйственной деятельности является то что исследуя производство анализ направлен на исследование  не материальных средств производства и процессы  труда, а  выражаемых ими социально – экономических отношений.

Информация о работе История развития анализа финансово – хозяйственной деятельности