История развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,
Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 Экономические отношения Древнерусского государства ………..………….4
2 Финансовые отношения Московской Руси в XV-XVI веков. .....................5
3 Формирование элементов финансовой системы России………………..….6
4 Экономическое развитие России второй половины XVII века……………....7
5 Развитие финансовой науки в XVIII-XIX вв. ……………………………….8
6 Финансовая система дореволюционной России ……………………..………9
7 Финансовая наука в послереволюционный период………………….…….. 10
8 Налоговая реформа 1930-1931 годов…………………………………...…….12
9 Финансы в годы ВОВ и послевоенный период………………………...……13
10 Экономическая реформа 1965 года…………………………………………14
11 Финансовая система РФ …………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

История развития финансов.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)
  1. Развитие финансовой науки  в XVIII-XIX вв

    Развитие финансовой науки происходило в условиях усиления абсолютизма, расширения границ крепостного феодального землевладения, усиления давления на натуральное хозяйство нарождающихся капиталистических отношений и государственной финансовой политики установления денежной подушной подати. Огромные расходы на военные нужды, содержание двора и чиновников, а также экономическая поддержка дворянского сословия поставили Россию в тяжелое финансовое положение, которое усугублялось большой зависимостью экспорта от состояния европейского рынка. Все это и породило многочисленные финансовые проекты.

  В послепетровское время одним из первых таких проектов был проект П.И. Ягужинского, генерал-прокурора Сената. Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов  За период 1740-1750 гг. П. Ягужинский и П. Шувалов подали правительству более двадцати различных проектов по улучшению финансов. К ХVШ в. относится появление термина "финансы", в научный оборот его ввел первый русский профессор права Московского университета С. Десницкий. Финансы, по С. Десницкому, - это две части:

  • издержки государства,
  • доходы оного, т. е. совокупность доходов и расходов государства.

В 1802 г. по идее С. Десницкого учреждается Министерство финансов.

    В  развитии финансовой науки в России следует также отметить и заслуги М. Сперанского - ближайшего советника императора Александра I. В 1809 г. им был предложен проект реформ "Введение к Уложению государственных законов", иногда этот проект еще называют Конституцией. В рамках этой работы М. Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов начала XIX в. Крупнейшим экономистом начала XIX в. был Н. Мордвинов, который дает четкие рекомендации, как обеспечить устойчивость государственных доходов, предлагает по сути дела внедрение буржуазных принципов налогообложения: налоги должны взиматься с доходов от капитала, и размер налога должен соответствовать уровню дохода.

    Особенностью развития финансовой науки в России является отсутствие преемственности, отсутствие русской школы финансов вплоть до второй четверти XIX в.

    С 1835 г. в  университетах России стали преподавать  курс финансового права, т.  е. финансы к этому времени  выделились из политической экономии  как самостоятельная наука. 

    После  отмены в 1861 г. крепостного права, подъем промышленного производства, расширение торговли и в целом бурно развивающийся капитализм способствовали дальнейшему совершенствованию финансовой науки и практики.

  1. Финансовая система дореволюционной России.

    В финансах дореволюционной России отражались отсталость ее экономики, высокий уровень налогообложения трудящихся, непрерывный рост расходов на содержание военно-полицейского аппарата, зависимость от иностранного капитала. Хозяйственная разруха, дезорганизованное денежное обращение, огромный бюджетный дефицит, громадные внешние и внутренние долги — все, это предопределило состояние глубокого финансового кризиса накануне Октябрьской революции.

   В России государственный бюджет разделялся на обыкновенный и чрезвычайный. Последний включал в себя в основном средства на подготовку к войне. Государственный бюджет балансировался лишь при помощи иностранных займов, роста доходов от винной монополии и эксплуатации казенных железных дорог. Основным видом доходов бюджета служили косвенные налоги на товары широкого потребления; решающая часть этих налогов приходилась на доходы от винной монополии

   Главными статьями обыкновенных доходов бюджета 1913 г. были казенная винная монополия, другие косвенные налоги, доходы от казенных железных дорог, прямые налоги на выкупные платежи, пошлины. В дальнейшем царское Правительство было вынуждено ввести подоходный налог и налог на прирост военных прибылей. Одним из основных источников чрезвычайных доходов служили государственные займы.

    Главными видами расходов являлись: обыкновенных бюджетов — военные расходы на эксплуатацию казенных железных дорог, платежи по займам; чрезвычайных — расходы, вызванные войной и военными экспедициями. Расходы на народное просвещение и здравоохранение составляли ничтожную сумму.

    В расходах местных органов власти национальных окраин наибольший удельный вес имели затраты на содержание полиции и мест заключения, наименьший расходы на просвещение и здравоохранение.

   В первую мировую войну Россия вступила неподготовленной ни в военном, ни в экономическом отношении. С первых же дней войны начался глубокий финансовый кризис. Громадный бюджетный дефицит покрывался главным образом за счет эмиссии бумажных денег, внутренних и внешних займов, а также за счет повышения и введения новых косвенных налогов.

    Февральская революция 1917 г. и политика буржуазного Правительства вызвали усиление экономических трудностей. Повышение военных расходов при резком уменьшении доходов означало дальнейший рост бюджетного дефицита и инфляции.

 

 

7.Финансовая наука в послереволюционный период

   После Октябрьского революции 1917 г., в результате которого произошла смена общественно-экономического устройства России, стала формироваться советская финансовая наука. В первые годы советской власти ее отличало многообразие идей, методологических подходов и проблем. Несмотря на гражданскую войну и хозяйственную разруху уже в 1919г. выходит работа Я. Таргулова «Финансовая наука», которую он определяет следующим образом: «Финансовая наука изучает государственное хозяйство, взятое в целом, рассматривает его доходы, способы их получения и форму их получения».

Наиболее известные авторы, занимающиеся разработкой финансовой политики Советского государства, - это Д. Кузовков, К. Шмелев; Г.Я. Сокольников.

В работе «Азбука  финансовой политики» Д. Кузовков предлагает повысить значение рыночного механизма  в распределительных отношениях. Он, по существу, отрицает плановую систему организации экономики и плановое регулирование финансов государства. К. Шмелев в работе «Финансовая политика дореволюционной России и Советского Союза» (1926 г.) отождествлял науку о финансах и финансовую политику, характеризуя их как методы, которыми государство добывает необходимые ему средства. При этом автор из всей системы государственных доходов акцентировал внимание в основном на налогах и считал, что государственные расходы занимают второстепенное место.

К. Шмелев вводит термин «финансовое хозяйство», под  которым он понимал систему методов, обеспечивающих нормальное функционирование государственного хозяйства.

Г.Я. Сокольников, автор денежной реформы 1922-1924 гг., которая  легла в основу реального выхода страны из финансового кризиса, стоял у истоков финансовой политики Советского государства и общепризнанно считается выдающимся экономистом. Г.Я. Сокольников правильно увязывал сущность финансов с государством, а благосостояние последнего - с развитием системы государственных доходов, особенно денежных налогов. Он призывал к снятию отраслей промышленности с финансирования из государственного бюджета, к развитию в этой сфере производства системы аренд, концессий и смешанных предприятий, поскольку такая политика может обеспечить развитие производительных сил и привлечь иностранный капитал.

Сторонником социально-политического  направления финансовой науки, разработанного Э. Селигмэном и Г. Жезом, называл  себя Ф.А. Меньков. Он сделал попытку  определить систему финансовой науки, в которую он включал:

- государственные расходы;

- государственные доходы;

- государственный кредит;

- натуральные повинности;

- формальный строй государственного хозяйства (бюджет, организация финансового хозяйства, контроль);

- финансы федеральных и местных союзов.

Если исключить  из состава перечисленных разделов натуральные повинности и государственные  доходы и расходы в бюджет, то система финансовой науки, в представлении  Ф.А. Менькова, приближается к воззрениям некоторых современных российских экономистов.

Впервые в России идею о связи финансов с товарно-денежными  отношениями выдвинул М.Н. Соболев. Он же в монографии «Очерки финансовой науки» (1925 г.) дает определение не финансового  хозяйства, что обычно делали до него другие экономисты, а понятия «финансы».

Особый интерес  вызывает работа А. И. Буковецкого «Введение  в финансовую науку» (1929 г.), в которой  он разработал следующие положения  теории финансов.

1. Финансовая  наука является не частью финансового  права и политэкономии (как считали многие другие ученые), а самостоятельно наукой.

2. Финансы органически  связаны с деятельностью государства.

3. Характерной  чертой финансов является их  ограничение пределах, государственной  сферы. Понятие финансов не  распространяется на денежные отношения внутри предприятий, кооперативов, торговли и т.п.

4. Финансы - это  не деньги, не ресурсы, а общественные  отношения

5. Финансовое  хозяйство есть принудительное  хозяйство, что является его  характерной чертой; если исчезнет  момент принуждения, то и исчезнет и финансовое хозяйство.

Пытаясь провести и обосновать принципиальное отличие  финансов от товарно-денежных отношений, А.И. Буковецкий делает неадекватный вывод  о том, что финансовое хозяйство  является надстройкой над экономическим  базисом.

Таким образом, примерно до середины 30-х годов российская финансовая наука основывалась не на оценке практики революционного строительства, она отражала и развивала, прежде всего, дореволюционные теории в области финансов.

  1. Налоговая реформа 1930-1931 годов

   Система платежей предприятий и организаций в бюджет начала складываться еще в годы нэпа и отражала особенности многоукладной экономики того времени: множественность платежей и многократность их взимания. В условиях внедрения и развития, плановых начал управления экономикой все это создавало трудности для финансового планирования и препятствовало планомерному проведению политики цен. Требовалась коренная перестройка существовавших форм финансовых отношений предприятий с бюджетом.

Налоговая реформа, проведенная в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г., позволила унифицировать многообразные платежи предприятий, установив в основном два канала их поступления в бюджет: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных организаций — налог с оборота и подоходный налог.

   Реформа 1930 г. установила: однократность и однозвенность обложения товаров налогом с оборота; единые средние отраслевые ставки НСО; централизованный порядок расчетов с бюджетом, означавший, что плательщиками налога с оборота и отчислений от прибыли выступали не отдельные предприятия, а объединения; максимальный размер отчислений от прибыли (81%), за исключением сумм, направляемых на создание поощрительных фондов.

   Однако первый опыт проведения реформы выявил существенные недостатки новой системы платежей в бюджет. Это потребовало внесения поправок в систему платежей, что и было сделано в течение 1930—1931 гг. Вместо единых отраслевых ставок налога с оборота были введены потоварные ставки; предприятия были переведены на децентрализованный порядок расчетов с бюджетом по налогу с оборота; начал применяться дифференцированный процент изъятия прибыли в бюджет; был отменен автоматизм в расчетах с бюджетом, поскольку платежи налога с оборота и отчисления от прибыли стали производиться на основе фактических результатов деятельности.

    В итоге реформы бюджет получил устойчивый источник доходов, а у предприятий появилась материальная заинтересованность в развитии производства на хозрасчетной основе.

    Можно отметить, что в целом в 1926—1932 гг. в России не только произошли крупнейшие социально-экономические сдвиги, но и были осуществлены коренные финансовые преобразования, положившие начало построению финансовой системы, просуществовавшей до начала 90-х годов.

 

  1. Финансы в годы ВОВ и послевоенный период

       В создании военной экономики, обеспечении нужд фронта большую роль сыграли финансовая и денежно-кредитная системы. Война вызвала огромный рост военных расходов. В первые годы войны доходы бюджета несколько снизились вследствие уменьшения, прежде всего поступлений налога с оборота и отчислений от прибыли, что было связано с сокращением производства и реализации гражданской продукции, а также с временным захватом врагом части территории страны. В результате в 1941—1943 гг. возник дефицит бюджета. Этот дефицит был покрыт за счет накопленных до войны резервов и выпуска денежных знаков. Но уже в 1943 г. доходы бюджета превзошли довоенный уровень, превышение расходов над доходами снизилось до 3,5%. С 1944 г. бюджет стал исполняться с превышением доходов над расходами.

     Возросшие расходы военного времени потребовали изыскать новые источники доходов. Большую роль в укреплении бюджета и финансировании расходов, вызванных войной, сыграли обязательные и добровольные платежи населения. В июле 1941 г. введена временная 100%ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения. С 1 января 1942 г. эта надбавка заменена специальным военным налогом. В ноябре 1941 г. введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Общая сумма всех платежей и взносов начисления достигла 26,4% доходов бюджета.

     Несмотря на тяжелые условия войны, вызвавшие сначала уменьшение финансирования народного хозяйства и социально-культурных мероприятий по сравнению с довоенным уровнем, государство постепенно увеличило бюджетные ассигнования на эти цели, и в 1945 г. они превысили довоенный уровень. Особенности военной экономики обусловили направление средств главным образом в отрасли военной промышленности и тяжелой индустрии, большое место в расходах бюджета занимали ассигнования на восстановление и развитие транспорта. Однако даже в тяжелых условиях военного времени государство выделяло необходимые средства на социально-культурные мероприятия, в частности, на подготовку кадров и просвещение.

Информация о работе История развития финансов в России