История развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,
Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 Экономические отношения Древнерусского государства ………..………….4
2 Финансовые отношения Московской Руси в XV-XVI веков. .....................5
3 Формирование элементов финансовой системы России………………..….6
4 Экономическое развитие России второй половины XVII века……………....7
5 Развитие финансовой науки в XVIII-XIX вв. ……………………………….8
6 Финансовая система дореволюционной России ……………………..………9
7 Финансовая наука в послереволюционный период………………….…….. 10
8 Налоговая реформа 1930-1931 годов…………………………………...…….12
9 Финансы в годы ВОВ и послевоенный период………………………...……13
10 Экономическая реформа 1965 года…………………………………………14
11 Финансовая система РФ …………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

История развития финансов.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

    Финансовая политика, проводимая в годы войны, дала возможность покрывать все возраставшие военные расходы и выделять средства на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Ликвидация бюджетного дефицита содействовала относительной устойчивости денежного обращения и укреплению советского рубля.

    Переход к мирному развитию экономики обусловил проведение ряда мероприятий в области финансов. Большое значение среди них имела реформа оптовых цен. Она подготовила условия для ликвидации системы дотаций промышленности из бюджета.

   Государственный бюджет ежегодно составлялся и исполнялся с превышением доходов над расходами. .

   Важными мерами стали увеличение с 1 января 1957 г. необлагаемого минимума по подоходному налогу с населения, отмена с 1958 г. налога на холостяков со значительной части плательщиков, принятие в мае 1960 г. Закона о постепенной отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих. В 1953 г. проведена реформа сельхозналога. С 1955 г. установлены единые правила финансирования капитальных вложений для всех отраслей хозяйства. С 1960 г. для стимулирования технического прогресса стали создаваться фонды премирования за внедрение новой техники.

   Таким образом, направление финансовой политики государства предопределялось закономерностями экономического развития и конкретными историческими условиями.

  1. Экономическая реформа 1965 года

   В 1965 г. была проведена новая реформа, которая установила новую систему распределения и использования прибыли: первыми производились отчисления в бюджет за пользование производственными финансами, затем осуществлялись платежи банку,  проценты по кредиту, затем в отраслевые и децентрализованные фонды. Остаток прибыли перечислялся в бюджет. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных задач с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижалась производительность, заинтересованность в повышении эффективности производства, что способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.

    Стремясь изменить положение, государство в 80-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему, но эти задачи остались нерешенными. Экономика по инерции продолжала работать в значительной мере на экстенсивной основе, требовалось вовлечение трудовых и материальных ресурсов. Сниженные темпы роста привели к тому, что 1/3 кредита оказалось убыточным. К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократию и рынок, что потребовало коренной

 перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Рыночная экономика привела к усилению роли финансов:

• с возникновением новых  хозяйствующих субъектов  возникают новые группы финансовых отношений, и взаимосвязь между  ними усложняется;

• финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, происходят изменения в организации государственных финансов, образовались пенсионный фонд, медицинского страхования, фонды по развитию НИОКР и др.

  1. Финансовая система РФ

 

   Вплоть до распада СССР и образования новой российской государственности, ориентированной на рыночную экономику, происходило формирование финансов и финансовой науки нового общественно-политического строя, основанного на всеобщей государственной собственности на средства производства, административно-командной форме и плановом характере государственного управления экономикой, именуемого социализмом.

В настоящее  время повсеместно, независимо от политического  и экономического устройства того или  иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости  от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства  финансы, обладая практически одинаковыми  институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Финансовые  отношения предприятий к началу нового столетия стали приобретать  более устойчивый, стабильный характер.

Появлялись  самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Постепенное укрепление экономических позиций с конца 90-х гг. создало определенные возможности предприятиям увеличения собственных финансовых ресурсов (доходов, амортизационного фонда, устойчивых пассивов), так и мобилизованных на рынке для осуществления проведения самостоятельной инвестиционной политики. В целом кривая капиталовложений предприятий, хотя и медленно, начинает ползти вверх.

Серьезные изменения  произошли и в области государственной  инвестиционной политики. Перестройка  экономики, ускорение НТП, повышение  эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

Качественные  изменения в инвестиционной политике нашли свое отражение в федеральном  бюджете РФ на 2000 г., эти изменения осуществляются в следующих направлениях:

1) дальнейшая  децентрализация инвестиционного  процесса на основе многообразных  форм собственности с уклоном  повышения роли собственных источников  накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2) выделение  средств из бюджета приоритетным  отраслям национального хозяйства,  в первую очередь энерготопливному  комплексу и закрытым административно-территориальным  образованиям;

3) предоставление  средств из бюджета преимущественно на условиях платежности и возвратности, в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

4) расширение  практики долевого государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов;

5) активное привлечение иностранных капитальных вложений.

Некоторое улучшение  финансового положения Российского  государства для инвестиционного  роста сыграло благоприятное  увеличение цен на энергоресурсы  на рубеже XX и XXI столетий и некоторое  обесценение заработной платы и налоговых платежей.

В будущем также  предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и  социальное обеспечение. Причем эти  расходы следует рассматривать  как инвестиционные вложения, вызванные  требованием научно-технической  революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

       В современных условиях развития производительных сил и усложнения хозяйственных связей сфера финансов уже выходит за рамки традиционных публичных финансов, поэтому следует рассматривать экономическую сущность финансов в их широком понимании. Финансы - это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих.

    Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

   Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, - все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете - уровне жизни населения.

    Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Сабанти Б.М.  Развитие финансов и финансовой  науки в России (период феодализма). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986.

3. Сабанти Б.М.  Теория финансов: Учебное пособие.  М.: Менеджер, 1998.

4. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. М.: Проспект, 2000.

5. Финансы. Денежное  обращение. Кредит. Учебник / под  ред. проф. Дробозиной Л.А. М.: Юнити. 1997.

6. Финансы. Учебник  / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы  и статистика. 2000.

7. Финансы: Учебник./ Под ред. проф. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт, 2000.

8. Ковалева А.М.. Финансы, 2005

9. http://www.center-yf.ru/

 

 


Информация о работе История развития финансов в России