История развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что Россия, продолжительное время находясь в состоянии долгих и мучительных реформ, пытается выйти на столбовую дорогу мирового экономического развития, на дорогу, где торжествуют законы предпринимательства. Сбрасывая с себя оковы командно-административной системы, наше общество стремится получить развитие в рамках рыночной экономики. Последняя предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Этапы развития предпринимательства в России
1.3 Виды и формы предпринимательства
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ХIX-XX ВЕКОВ
2.1 История предпринимательства в России XIX-XX вв.
2.2 История предпринимательства СССР в XIX веке
2.3 Развитие предпринимательства Россия в ХХ веке
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Причины возникновения проблем
3.2 Состояние малого предпринимательства и основные проблемы его развития.
3.3 Пути решения проблем предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра общей экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика»

на тему: История развития предпринимательства в России.

Выполнил:

Ромадова И.В.

Уфа-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

1.1 Сущность предпринимательства

1.2 Этапы развития предпринимательства  в России

1.3 Виды и формы предпринимательства

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ХIX-XX ВЕКОВ

2.1 История предпринимательства  в России XIX-XX вв.

2.2 История предпринимательства  СССР в XIX веке

2.3 Развитие предпринимательства  Россия в ХХ веке

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

3.1 Причины возникновения  проблем

3.2 Состояние малого предпринимательства  и основные проблемы его развития.

3.3 Пути решения проблем  предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство -- неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Актуальность темы определяется тем, что Россия, продолжительное время находясь в состоянии долгих и мучительных реформ, пытается выйти на столбовую дорогу мирового экономического развития, на дорогу, где торжествуют законы предпринимательства. Сбрасывая с себя оковы командно-административной системы, наше общество стремится получить развитие в рамках рыночной экономики. Последняя предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство.

Степень разработанности проблемы. Основные теоретические и практические проблемы формирования и развития предпринимательской деятельности исследованы в трудах российских ученых Л.И. Абалкина, Л.М. Бадалова, А.О. Блинова, А.В. Бусыгина, А. В. Виленского, О.С. Виханского.

Однако, их труды главным образом основаны на исследовании воздействия государственного регулирования на предпринимательскую и инвестиционную деятельность предприятий, обобщении и анализе работы малых предприятий в целом без учета специфики отраслей и этапов жизненного цикла. Многие дискуссионные вопросы, связанные с организацией предпринимательства в конкретных сферах деятельности при определенных условиях, не нашли в научной литературе должного отражения. Изложенное выше определило основные направления, цель и задачи данного исследования.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей, своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Между тем, Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ в мае 2004 года справедливо подчеркнул: «Только сохранение высоких темпов развития - таких, на которые сейчас вышла Россия - не позволит отбросить нас на "задворки" мировой экономики. Сегодня - чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции - мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания» [2 с. 1].

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с развитием и государственным регулированием предпринимательства в России.

Предмет исследования - сущность предпринимательства и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Целью исследования в данной работе является раскрытие сущности предпринимательства, определение его организационно-правовых форм, осознание проблем в развитии предпринимательства в России.

Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:

- изучение наиболее глубоких  трудов отечественных и ученых-экономистов  по данной тематике;

- определение важнейших  проблем развития предпринимательства  в России;

- формулировка некоторых  предложений по ускорению развития  предпринимательской деятельности  в России.

Методологической основой работы является диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, рассматривающий их в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В качестве специальных методов познания используются: формально-логический, сравнительно-правовой и системно-структурный и статистический анализ.

Задачи данной курсовой работы следующие:

1) Дать общий обзор  предпринимательской сфере;

2) Сформулировать и рассмотреть  главные функции и особенности  предпринимательства;

3) Выявить причины возникновения  проблем в предпринимательстве;

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных ученых, материалы статистических сборников по основным показателям развития малого предпринимательства России за период XIX-XX вв монографии, сетевые источники Internet.

Исследование выполнено на базе общенаучных методов анализа - абстрактно-логического, статистического, группировки, сводки, сравнения, структурного системного анализа, сравнительного, графического, монографического, экспертного, моделирования и др.

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

1.1 Сущность предпринимательства

Кредит (ростовщичество) и коммерция (купечество или торговый капитал) - первые формы капитала (бизнеса). На их основе возникла более сложная форма - предпринимательский (промышленный) капитал. Его специфика заключается в том, что он действует в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, т.е. является производительным.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это - движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах - поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, «пучком» из четырех прав: 1) права исключительного владения; 2) права использования; 3) права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) права на доход.

Предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности. Приложение 2

В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в себя, по крайней мере: способность к творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательской идеи, других описанных выше логически последовательных предпринимательских действий; способность к принятию решений и ответственности за них, к контролю за их выполнением; умение подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.[1]

1.2 Этапы развития предпринимательства  в России

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.

Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.

Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300. Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.

1990 год принес революционные  изменения в этой области. Вопрос  о биржах вышел за рамки  теоретических дискуссий и приобрел  практическую значимость.

19 мая 1990 г. была зарегистрирована  первая в стране Московская  товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором  осуществляется оптовая торговля  товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах  осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется  тем, что на бирже продавец  может вступать без реального  товара, а покупатель - без наличных  денег.

Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.

Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.

В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.

Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.[2] Приложение 1.

Информация о работе История развития предпринимательства в России