История развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что Россия, продолжительное время находясь в состоянии долгих и мучительных реформ, пытается выйти на столбовую дорогу мирового экономического развития, на дорогу, где торжествуют законы предпринимательства. Сбрасывая с себя оковы командно-административной системы, наше общество стремится получить развитие в рамках рыночной экономики. Последняя предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Этапы развития предпринимательства в России
1.3 Виды и формы предпринимательства
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ХIX-XX ВЕКОВ
2.1 История предпринимательства в России XIX-XX вв.
2.2 История предпринимательства СССР в XIX веке
2.3 Развитие предпринимательства Россия в ХХ веке
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Причины возникновения проблем
3.2 Состояние малого предпринимательства и основные проблемы его развития.
3.3 Пути решения проблем предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

3.2 Состояние малого предпринимательства  и основные проблемы развития  предпринимательства

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более десяти лет. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в России действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 годом их количество сократилось на 4,1 %. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2001 года составила 7,4 млн. чел. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года, по данным МНС России, достигла 4,5 млн. чел., общее число занятых в малом бизнесе составило к началу 2002 года 11,9 млн. чел. - или около 16,7 % от экономически активного населения, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году составили 43,0 млрд. руб., а по отраслям промышленности - 11,2 млрд. руб. По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом произошел их рост. В целом по стране показатель увеличился на 23,0 %, при этом в двух федеральных округах объем инвестиций заметно снизился: в Уральском округе - на 34,4 %, в Дальневосточном округе - на 24,9 %. Лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Приволжский федеральный округ - рост на 53,3 %. Второе место занимает Центральный федеральный округ - рост на 42,7 %. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46 % от общего количества на начало 2002 года). Более половины малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации. Наибольшее их число находится в федеральных округах: Центральном - 36,7 %, Приволжском - 15,6 %, Северо-Западном - 14,5%. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в “теневом” секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства. В 2001 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд. руб. - в 1,3 раза больше чем в 2000 году.

В 2002 году малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что составило 25,2 % от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности, в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше чем в 2000 году. Наблюдаемый в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны - сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а с другой - компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно - развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. Помимо трудностей развития значительная часть препятствий на пути становления малого предпринимательства в России лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основе анализа современного состояния его развития можно выделить ряд главных проблем, с которыми сталкиваются представители этого вида экономической деятельности: - несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки; - отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения; - несовершенство системы налогообложения; - проявления недобросовестной конкуренции; - несовершенство государственной системы поддержки; - неразвитость системы информационной поддержки; - несовершенство системы кадрового обеспечения. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, рядом принятых законодательных и иных нормативных правовых актов. Многие из действующих актов устарели, в результате возникли правовые коллизии и нестыковка ранее принятых актов и актов, принятых в последующие годы, необходимость приведения в соответствие законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого предпринимательства, с Гражданским Кодексом, Бюджетным Кодексом, законодательством, регулирующим налогообложение. Возникла потребность разработки подзаконных актов, обеспечивающих нормативное правовое регулирование снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, приведения в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном уровне, с актами, действующими на региональных уровнях. Проблемы финансово - кредитной поддержки малого предпринимательства возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности малых предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены. Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием малых предприятий, в большей мере ориентирован на крупные предприятия. Не отработана система гарантирования получения субъектами малого предпринимательства необходимых кредитных средств и займов.

Практически отсутствуют альтернативные источники микрокредитования малых предприятий. Решение этих задач невозможно без предоставления таких возможностей фондам поддержки малого предпринимательства, иным, помимо банков, финансовым организациям, без создания заслуживающей доверия системы государственных гарантий кредитования малого предпринимательства, повышения профессиональной готовности предпринимателей к использованию заемных средств. В настоящее время строго не определены функции как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в сфере стимулирования развития и поддержки малого предпринимательства. На региональном уровне при органах исполнительной власти создаются и действуют разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства с неопределенным статусом деятельности. Практически не установлено, какие виды поддержки должны осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а какие - с частичной компенсацией из этих бюджетов или на коммерческой основе; где и на каких условиях государство может выступать гарантом сделок и кредитов. Не созданы эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности (сегодня у органов власти и управления практически отсутствует достоверная информация о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования). Продолжают действовать многочисленные административные барьеры. Отсутствует должный контроль за соблюдением требований Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных производителей при проведении государственного контроля” со стороны соответствующих исполнительных и правоохранительных органов. Ряд положений этого закона не согласуются с Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и “О защите прав потребителей”. Отсутствует надежная система судебной защиты малых предпринимателей от произвола чиновников и недобросовестных работников правоохранительных органов. Имеются проблемы в системе имущественной, информационной, кадровой поддержки малого предпринимательства. Излишки площадей, недоиспользуемые мощности и оборудование действующих предприятий практически не доступны малым предприятиям из-за наличия объективных и субъективных причин, препятствующих передаче этого имущества. Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, часто становится не по силам предпринимателям из-за отсутствия стабильных долгосрочных условий аренды и стремления арендодателей перенести всю тяжесть расходов по содержанию арендованного имущества на плечи малых предприятий. Требует совершенствования система подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства и обучения основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы, других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Отсутствует комплексность обучения. Ввиду дороговизны образовательных услуг их доступность ограничена. В обучении слабо используются современные информационные технологии. Информационное обеспечение малого предпринимательства осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими структурами. Созданные IT на практике не всегда эффективно взаимодействуют между собой. Нуждаются в модернизации и другие составляющие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В ряде регионов отсутствуют фонды поддержки малого предпринимательства, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, деловые многофункциональные центры. Распределение объектов инфраструктуры по регионам страны крайне неравномерно. Решение этих проблем предусматривается в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной Государственным советом Российской Федерации, отмечено, что сегодня “необходим переход к новому этапу взаимоотношений между государством и предпринимательством. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждается в фундаментальном пересмотре”.

По данным Башкортостанстата, в сфере малого и среднего предпринимательства в Башкортостане трудится 462,5 тысячи человек (табл. 2.3) Это каждый четвертый из числа занятых в экономике. Больше всего индивидуальных предпринимателей в сфере торговли. Более половины из них (58%) занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (табл 1.3). Только 8% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве, 7% -- в обрабатывающих производствах.

По подсчетам статистиков, на 1000 жителей республики приходится 8 малых и средних предприятий и 20 индивидуальных предпринимателей. В среднем по России на 1000 человек эти показатели соответственно 12 и 20 индивидуальных предпринимателей, сообщает ИА «Башинформ». Выручку от реализации товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса эксперты оценивают в 522,8 млрд. рублей. Для осуществления предпринимательской деятельности использованы основные средства стоимостью 96,4 млрд. рублей. На создание и воспроизводство основных фондов направлено 17,1 млрд. рублей.

Таблица 1.3

Число субъектов малого и среднего предпринимательства

 
 

2008

2009

 

Всего

123311

135974

 

в том числе:

     

малые предприятия

25646

31172

 

из них микропредприятия

15505

25536

 

средние предприятия

259

356

 

крестьянские (фермерские) хозяйства

4214

4122

 

индивидуальные предприниматели

93190

100324

 
       

 

  • Данные за 2008г. представлены без учета критерия по предельным

    • значениям выручки от реализации

    • товаров (работ, услуг), за 2009г. - с учетом данного критерия

По данным Управления Росреестра по Республике Башкортостан

Таблица 2.3

Основные экономические показатели деятельности средних и малых предприятий

 
 

Средние

предприятия

Малые предприятия

 
 

2008

2009

2008

2009

 

Число предприятий (на конец года), единиц

259

356

25648

31172

 

Среднесписочная численность работников

(без внешних совместителей), человек

50191

51838

299090

284513

 

Удельный вес среднесписочной численности

работников предприятий в численности

работников всех предприятий и организаций, %

3,9

4,1

21,2

22,6

 

Средняя численность внешних совместителей,

человек

438

413

10783

10916

 

Средняя численность работников, выполнявших

работы по договорам подряда и другим

договорам гражданско-правового характера,

человек

1061

1494

6811

9352

 

Оборот организаций, млн. рублей

56424

42616

470527

402983

 

Отгружено товаров собственного производства,

выполнено работ и услуг собственными силами

(без НДС и акцизов), млн. рублей

23525

30172

188382

164333

 

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

4812

2607

15619

9760

 

Удельный вес инвестиций в основной капитал

предприятий в инвестициях в основной

капитал всех предприятий и организаций, %

2,4

1,9

7,7

7,0

 

Сальдированный финансовый результат,

млн.рублей

2040

1798

7845

3615

 

Рентабельность продукции, в %

4,5

3,7

2,2

2,9

 

 

Данные за 2008г. представлены без учета критерия по предельным значениям выручки от реализации товаров (работ, услуг), за 2009г. - с учетом данного критерия.

 

3.3 Пути решения проблем предпринимательства

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы. Поддержку новых производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя.

-старое предприятие не может  полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

-переданные новому предприятию  производственные мощности не  могут превышать трети производственных  мощностей старого предприятия;

Информация о работе История развития предпринимательства в России