Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:29, реферат
Экономический рост Российской империи с ХVIII века обусловил необходимость использования ценных бумаг. В связи с появлением ценных бумаг товарные биржи стали открывать фондовые подразделения. Также ценные бумаги распространялись через разнообразные кредитные учреждения.
С помощью рынка ценных бумаг перераспределялись капиталы между гражданами, банками, государством, торговцами и промышленниками. Также аккумулировались средства для финансирования вооружённых сил Российской империи.
Введение…………………………………………………………...………………3
1. История появления и развития государственных ценных бумаг в XVIII-начале ХХ веков…………………………………………………………………..4
2. Развитие муниципальных ценных бумаг в Российской империи…………...9
3. История создания и развития бирж, и их роль в обороте государственных ценных бумаг в Российской империи………………………………………..…11
Заключение…………….…………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложения……………...………………………………………………………15
3. История создания и
развития бирж, и их роль в
обороте государственных
Развитие акционерных обществ, обусловило широкий выпуск акций. На рынке ценных бумаг обращались как государственные облигации, так и акции. Возникла необходимость организовать движение ценных бумаг в России. При организации рынка ценных бумаг в дореволюционной России был использован зарубежный опыт.
Для оборота акций были созданы фондовые биржи в Санкт-Петербурге и в Москве. Однако продажу государственных ценных бумаг, главным образом, осуществлял Центральный банк России. Коммерческие банки при этом выполняли роль посредников. Ценные бумаги, в том числе государственные облигации покупали частные предприятия, кредитно-финансовые учреждения, население, иностранные компании и физически лица.
В Российской империи до ХIX века фондовых бирж не было. Оборот ценных бумаг осуществлялся на товарных биржах. Из 21 товарной биржи в XIX веке фондовые операции осуществлялись на 7-ми: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Рижской, Варшавской, Одесской и Харьковской. Санкт-Петербургская биржа была на тот момент ведущей. На ней торговались большее число бумаг, чем на остальных биржах, а их курсы были определяющими для других бирж.
Изначально на Санкт-Петербургской товарной биржи появились облигации государственного займа, в связи с возникновением государственного долга, а акции предприятий появились в 30-х годах XIX века. На других биржах операции с ценными бумагами стали проводиться значительно позже и в небольших объёмах.
В связи с отменой крепостного права резко возросло число акционерных обществ, а также расширились выпуски облигационных государственных займов, поэтому роль бирж существенно возросла в этот период. В конце 60-х годов возрос рост объема сделок на биржах, на этой почве стали развиваться спекулятивные сделки.
Московская биржа осуществляла оборот большинством ценных бумаг, котировавшихся на Санкт-Петербургской бирже. .Московская биржа имела огромное значении для государственных ценных бумаг. Большая их часть реализовалась через Московскую биржу.
В 1914 году рынок ценных бумаг в России почти соответствовал зарубежным, и занимал 5-е место по объёму биржевого оборота. Начало мировой войны вызвало панику на рынках ценных бумаг, и 12 июля 1914 года произошёл обвал котировок. 16 июля 1914 г. была закрыта биржа Санкт-Петербурга, а на следующий день биржа в Москве. Но уже в конце 1914- начале 1915 биржевая торговля была возобновлена, но велась частными биржевыми собраниями, и летом 1915 был отмечен существенный объем оборота с ценными бумагами. В январе 1917 были открыты официальные биржи и закрыты частные биржевые собрания.
Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи открылся 24 января 1917 года. Однако 3 марта 1917 года биржи были закрыты.
23 декабря 1917 года операции с
ценными бумагами на
4. Государственные и муниципальные ценные бумаги в современной России
Согласно Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ: К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Размещение выпуска государственных облигаций осуществляется Банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона или по закрытой подписке. Также возможно доразмещение государственных облигаций на вторичных торгах. Информация о планируемых аукционах распространяется заранее пресс-службами Министерства финансов РФ и ММВБ.
Участниками российского рынка государственных облигаций являются: эмитент в лице Министерства финансов РФ; генеральный агент в лице Центрального Банка РФ, который обеспечивает организационную сторону функционирования этого рынка (регулирование, аукционы, погашение и пр.); депозитарии, ведущие учет облигаций, выпущенных в безналичной форме; дилеры, представленные коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, заключающие сделки; и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, приобретающие госбумаги. Торговой системой выступает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Вторичные торги проводят и региональные биржевые площадки, в частности – СПВБ (Санкт-Петербургская Валютная биржа).
Риск вложения в гособлигации принято считать минимальным в рамках конкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данным инструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут быть интересны инвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного портфеля.
Размер внутреннего государственного облигационного займа следующий:
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего
долга |
всего | |
01.01.1993 |
3.57 |
01.01.1994 |
15.64 |
01.01.1995 |
88.06 |
01.01.1996 |
187.74 |
01.01.1997 |
364.46 |
01.01.1998 |
490.92 |
01.01.1999 |
529.94 |
01.01.2000 |
578.23 |
01.01.2001 |
557.42 |
01.01.2002 |
533.51 |
01.01.2003 |
679.91 |
01.01.2004 |
682.02 |
01.01.2005 |
778.47 |
01.01.2006 |
875.43 |
01.01.2007 |
1064.88 |
01.01.2008 |
1301.15 |
01.01.2009 |
1499.82 |
01.01.2010 |
2094.73 |
01.01.2011 |
2940.39 |
01.01.2012 |
4190.55 |
01.01.2013 |
4977.90 |
01.01.2014 |
5722.24 |
Внешний долг по облигациям на 1 января 2014 составляет: 1423,45 млрд. руб. Соответственно совокупный долг по облигациям государственного займа по состоянию на 1 января 2014 составляет:7145,69 млрд. руб.
Муниципальные ценные бумаги — это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:
- покрытие временного дефицита местного бюджета;
- финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);
- Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупает в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;
- Финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фондов.
Совокупный муниципальный долг в РФ на 1 апреля 2014 составляет: 459 млрд. руб., из них 449 млрд. руб. приходится на субъекты РФ, а 10 млрд. на муниципальные образования. На г. Москва приходится 149 млрд. руб, а на Санкт-Петербург 9 млрд. руб. Муниципальные образования берут незначительные заимствования, например г. Дубна (Московская область) 16 июня 1997 года разместил займ на 460 тыс. руб. сроком погашения 16 июня 2022 года.
Заключение
С середины XVIII века вплоть до октябрьской революции 1917 года государственные и муниципальные займы проделали очень большой путь. Сопровождалось это развитием фондового рынка и бирж в целом. В связи с запрещением выпуска любых ценных бумаг в 1917 году, приостановился, на какое-то и развитие государственных и муниципальных бумаг.
Так как облигационные займы являлись очень хорошим источником привлечения средств для нужд и развития государства, государственные и муниципальные ценные бумаги дали толчок к развитию экономики. Также они сыграли значительную роль для сохранения боеспособности государства в период войн.
В связи с этим трудно переоценить значение государственных и муниципальных займов для развития государства и общества в дореволюционный период в целом.
Список литературы:
Научные и учебные издания:
1. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
2. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник. Москва: Финансы и статистика, 2006
3. Дегтярева О.И., Коршунов Н.М., Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
4. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учебное пособие. Москва: ЮНИТИ, 1995
5. Колесников В.И., Торкановский В.С. Ценные бумаги: Учебник. Москва: Финансы и статистика, 1998
6. Солонская Л.А. Ценные бумаги: Учебное пособие. СПб.: СЗТУ, 2002
7. Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006
8. Таранков В.И. «Ценные бумаги Государства Российского». Москва-Тольятти: «АвтоВАЗбанк», 1992
9. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2007
Интернет источники:
1. http://diptext.ru/docs/200/
2. http://www.old.rcb.ru/Archive/
3. http://law.edu.ru/script/cntSo
Приложение №1
Приложение №2
1 См. Приложение №1
2См. Приложение №2