История развития сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории развития сервисной деятельности.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов сервисной деятельности;
Изучение понятия, видов сервисной деятельности;
Изучение становления сферы услуг в мире;

Файлы: 1 файл

1. История развития сервиса.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Титульник

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сервисная деятельность - это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Цель этих отношений - не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей).

Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена.

Сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой её масштабной части, как хозяйственная культура. При этом необходимо учитывать этнонациональные традиции, исторический уклад жизни народа, которые своеобразным образом преломляются в сервисной деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что рынок услуг представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава работы посвящена рассмотрению истории развития и становления сервисной деятельности, а также понятия сервиса.

Во второй главе приведен анализ развития сервисной деятельности в Российской Федерации, а также новых отечественных услуг.

Целью курсовой работы является изучение истории развития сервисной деятельности.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов сервисной деятельности;
  2. Изучение  понятия, видов сервисной деятельности;
  3. Изучение становления сферы услуг в мире;
  4. Анализ развития сервисной деятельности в РФ.

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СЕРВИСНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Широко распространенным видом деятельности практически любого человека является оказание услуг. Оказывая помощь людям в повседневной жизни, предоставляя полезные сведения, информацию, человек оказывает простейшую услугу, которая не требует особых знаний и подготовки. Однако уже в древние времена существовали люди и организации, которые на высоком уровне предоставляли сложные, часто дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

На современном этапе сервис превратился в безграничную сферу человеческой активности. В экономике промышленно развитых стран более 70% населения являются участниками рынка услуг. На уровне современных требований закономерности сервисной деятельности требуют детального анализа, без которого невозможна ее организация.

Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными     людьми, социальными группами или организациями.1

 Таково общее определение  сервиса, в котором используются  ключевые понятия: деятельность, потребность, услуга. Подробнее объяснить, что  такое сервис и в каких формах он может осуществляться, возможно, раскрыв содержание этих понятий.

Сервисная деятельность  - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются как индивидуальные предприниматели, так и сервисные организации и предприятия. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Эта деятельность может воплощаться в изделиях (материальные услуги), но может существовать и как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги). Например, услуга кондитера состоит в том, что он готовит и печет необыкновенный торт. Превращение ингредиентов в торт и является услугой кондитера. Деятельность кондитера воплощается в торте (материальная услуга).

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществленный в осязаемом продукте.

Услуги неотделимы от потребителей и исполнителей.

Предоставление услуги – это деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги, и делится на отдельные этапы:

- обеспечение необходимыми  ресурсами;

- технологический процесс  исполнения;

- контроль и оценка;

- процесс обслуживания.

Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов:

- предоставление информации  по услугам, предлагаемым потребителям;

- принятие заказа на  услугу;

- исполнение услуги;

- контроль качества исполнения  услуги;

- выдача заказа потребителю.

Характер взаимодействия потребителя и исполнителя услуги в процессе обслуживания зависит от формы предоставления услуги и бывает непосредственным (очным) и опосредованным (заочным).

При непосредственном взаимодействии происходит прямой контакт исполнителя и потребителя (заказчика), а при опосредованном – контакт может осуществляться через посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.            

  Обслуживание – это  деятельность исполнителя услуги, происходящая при непосредственном  контакте с потребителем. Сам  процесс обслуживания обеспечивается  необходимыми средствами производства  и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ  заказа потребителя, разработку  проектов предоставления услуг (технических  заданий и процесса  оказания  услуги), поиск компромиссных решений  в условиях многовариантности способов оказания услуг, установление и обеспечение необходимого качества услуги, согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.

Специалисты по сервису должны быть профессионально подготовленными и обладать навыками обслуживания. При обслуживании населения все сотрудники сферы услуг должны владеть навыками общения с посетителями, знаниями этикета. Качество обслуживания в значительной степени определяется приемами, применяемыми в процессе оказания услуг.

Обслуживание потребителей возможно в специализированных помещениях сервисного предприятия, либо в определенных для выполнения услуги местах, в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. Определенным образом на качество обслуживания влияют условия окружающей обстановки, которые психологически воздействуют на потребителя в процессе обслуживания. Таким образом, основой сервисной деятельности являются персонал, выполняющий обслуживание, средства обслуживания и условия.

Для эффективной работы сервисного предприятия должна быть продуманной, правильной организационно-управленческая деятельность руководителей. Организационно-управленческая работа заключается в следующих направлениях:

  • планирование деятельности сервисной организации, прогнозирование ее развития при изменении рынка или видов услуг;
  • оценка производственных и непроизводственных затрат;
  • оптимизация состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;
  • организация контактной зоны для обслуживания потребителей услуг;
  • подбор сотрудников, обладающих профессиональными знаниями и психологическими навыками для работы с людьми.

Сложный многогранный процесс, которым является сервисная деятельность, должен обеспечиваться грамотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований нормативных документов и стандартов обслуживания, соответствием оказываемых услуг запросам потребителей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сфера услуг - один из секторов экономики, и ее состояние всегда зависит от развития остальных секторов. Изменения в сервисной деятельности всегда были частью процесса развития мировой экономики.  Состояние сферы услуг делится на три больших этапах развития цивилизации - в доиндустриальный, индустриальный и  постиндустриальный.

В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, организованная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии - сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.

Выдающийся американский экономист Джон Гэлбрейт (род. 1908) так описывает особенности сервиса в эту эпоху: "В доиндустриальную эру очень большая часть несельскохозяйственной экономической деятельности сводилась к личному обслуживанию одного человека другим. Сюда относилось приготовление пищи, присмотр за гардеробом, помощь в личном туалете и гигиене, услуги в области образования, развлечения и религиозного утешения, физическая защита человека, удовлетворение сексуальной потребности и многочисленные другие услуги одного лица непосредственно другому. 2

Человек, оказывающий услугу, за исключением, пожалуй, священнослужителя, находился в зависимом отношении к потребителю услуги. Умелое раболепство само по себе было атрибутом услуги. Ливрея и даже похвалы, адресованные вышколенному и поэтому самоотверженному слуге, подчеркивали его низкое положение".3

"Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю незанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг, - характеризует такую социальную систему создатель теории постиндустриального общества Даниэл Белл (род. 1919) - Поэтому имеет место значительная занятость в сфере услуг, остающихся в своем большинстве личными услугами. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным".4

Прислугу держали все более или менее состоятельные люди. Сложился огромный слой, или класс, людей, профессионально выполнявших функции домашних слуг иногда на протяжении многих поколений. У этого класса сформировались свой образ жизни, традиции и привычки.

В индустриальном, т. е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту эпоху - массовое производство товаров. Фабричное производство создало новую социальную среду, в которой наемному работнику не надо было признавать свое приниженное положение по отношению к другому человеку. Рабочий делил обезличенное подчинение хозяину с множеством других, таких же как он, наемных работников. Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фабричных рабочих стала превышать плату за личную службу.

Разрабатываются многофункциональные приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т. д.), создаются предприятия, занятые их ремонтом и обслуживанием. В СССР функционировала разветвленная сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся ремонтом одежды, обуви, бытовой техники, стиркой и т. п. Сеть домовых кухонь и предприятий общественного питания должна была, по  замыслу руководства страны, освободить семью от многих бытовых забот. Развивались бесплатные услуги образования и здравоохранения, оказывались туристические, некоторые информационные услуги, услуги учреждений культуры и искусства. Получили развитие и услуги производственного характера, обеспечивающие функционирование промышленности и сельского хозяйства (ремонт и обслуживание техники, грузовые перевозки, предоставление информации экономического и технического характера).5

Расширение сектора услуг происходило в экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических - платных. В результате в странах социалистического лагеря услуги оказывались более доступными для населения - их часто оплачивал не конкретный потребитель, а государственный бюджет. Кроме того, в СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством (частное предпринимательство запрещалось законом). В капиталистических странах преобладали платные коммерческие услуги, нацеленные на получение прибыли.

В результате услуги становились менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше, чем в условиях социализма, ввиду конкуренции между многочисленными сервисными фирмами. Специфика сервисной деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или специальные небольшие подразделения крупных корпораций. Поэтому запрет на частное предпринимательство мешал развитию сферы услуг намного сильнее, чем, например, развитию тяжелой промышленности.

Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как "информационное общество" и "экономику услуг". Вот как описывал его в 1999 г. Д. Белл: "...прежде всего, это общество, основанное на услугах. Сегодня в Соединенных Штатах более 70 процентов рабочей силы занято в сфере обслуживания...

Информация о работе История развития сервисной деятельности